Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие за золотым сердцем»
учебно-методический материал по музыке на тему

Петрякова Елена Валерьевна

Коммуникативные навыки являются базовыми для других видов детской деятельности и одновременно служат условием успешной социализации ребенка. Старший дошкольный возраст — благоприятный период для их формирования и развития. Однако именно в этом возрасте часто возникают трудности во взаимодействии детей со сверстниками и взрослыми. Если не устранить их, то в школе ребенок столкнется с проблемами адаптации, которые скажутся на успешности его обучения.

Наблюдения за межличностным общением детей старшего дошкольного возраста показали: большинство из них испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. Они появляются из-за низкой самооценки, замкнутости, неуверенности в себе, из-за того, что дети много времени проводят за компьютером. В результате — они не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, выстраивать диалог, совместно выполнять какую-либо деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_za_zolotym_serdtsem.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коммуникативные навыки являются базовыми для других видов детской деятельности и одновременно служат условием успешной социализации ребенка. Старший дошкольный возраст — благоприятный период для их формирования и развития. Однако именно в этом возрасте часто возникают трудности во взаимодействии детей со сверстниками и взрослыми. Если не устранить их, то в школе ребенок столкнется с проблемами адаптации, которые скажутся на успешности его обучения.

Наблюдения за межличностным общением детей старшего дошкольного возраста показали: большинство из них испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. Они появляются из-за низкой самооценки, замкнутости, неуверенности в себе, из-за того, что дети много времени проводят за компьютером. В результате — они не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, выстраивать диалог, совместно выполнять какую-либо деятельность.

Для решения этих проблем разработано коррекционно-развивающее занятие «Путешествие за золотым сердцем» (приложение).

Цели занятия: оптимизировать взаимоотношения в сфере «ребенок — ребенок»; гармонизировать самооценку воспитанников, повысить их социальный статус.

Задачи:

1) формировать взаимопонимание, чувство эмпатии;

2) развивать умение слушать окружающих, уважать друг друга;

3) содействовать групповому взаимодействию, развивать умение работать в группе, паре;

4) закрепить знания об эмоциях и способах их выражения;

5) развивать речь, креативное мышление, творческие способности;

6) мотивировать к осмыслению таких понятий, как «золотое сердце», «большое сердце», «золотые руки»;

7) закрепить знания о доброте, вежливости, трудолюбии, чуткости, человечности.

В ходе занятия дети учатся:

  • раскрывать и осознавать свой личный опыт;
  • проявлять инициативу и самостоятельность;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи, наблюдать и рассуждать;
  • образно и логически мыслить;
  • активно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности;
  • проявлять любознательность.

Занятие можно проводить как открытое — чтобы обучить воспитателей (особенно молодых специалистов) технологии проведения: 1) игр, которые позволят повысить уровень социальной адаптации ребенка к новым условиям ДОО, сплотить детский коллектив; 2) упражнений для развития речи, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия;
3) психогимнастики — чтобы научить детей расслабляться, снимать мышечное напряжение.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие за золотым сердцем»

Целевая аудитория: дети подготовительной группы

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 40 мин.

Материалы и оборудование: карандаши простые; кисточка Феи Сказки (из цветных ленточек); сюжетные картинки; ширма (домик Бабы-яги); красные шелковые ленты (для повязки на глаза); цветные сердечки (для сюрпризного момента), подушечки для релаксации, сундучок с подсказкой, аудиоаппаратура.

Музыкальное сопровождение:

1. Песня «Улыбка»

2. Песня «В гостях у сказки» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима) — для ритуала с кисточкой Феи Сказки.

3. «Песня Бабок-ежек» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина) из м/ф «Летучий корабль» («Союзмультфильм», 1979 г., реж. Г. Бардин) — для первого выхода Бабы-яги.

4. Звуки природы, леса — для упражнения 4.

5. Песня «Что такое доброта» (гр. «Барбарики») — для упражнения 4.

6. Песня Я.Жабко  «Детская дружба»  для игры «Слепой танец».

7. Звуки моря, шум прибоя, голоса дельфинов — для психоэмоционального этюда «У моря».

8. Песня «Маленькая страна» (муз. И. Николаева, сл. И. Резника) — для вручения сердечек в конце занятия.

Рекомендации по организации пространства: зона 1 — стульчики по кругу для беседы; зона 2 — ковровое покрытие (для релаксации); зона 3 («сказочный лес») — столы для рисования; зона 4 (для танца) — музыкальные инструменты. Желательно использовать сказочные атрибуты, стрелки-указатели, чтобы создать атмосферу сказки, волшебства, необычного путешествия.

Ход занятия 

1. Ритуал приветствия. Дети под музыку заходят в зал.

На экране – заставка с названием мероприятия.

Вед.  – Всем доброе утро!

(под музыку «Нежные песни любви»)

 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

 - Доброе утро! – Солнцу и птицам!

 - Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

Давайте все поздороваемся,  встаньте все в круг.

Ритмическая игра с пением на музыку и сл. С. Картушиной М.Ю. «Здравствуй, друг»

Взрослые часто говорят, что нужно быть добрым. А что для вас значит быть добрым?Посмотрите на экран.

2. Беседа о доброте, добром человеке

Цели: закрепить знания детей о доброте и добрых людях; учить понимать, что входит в понятия «добрый», «отзывчивый», «душевный», «золотое сердце», «большое сердце», «золотые руки».

Примечание. Для упражнения необходимо подготовить различные сюжетные картинки по теме беседы.

Вопросы для беседы:

  • Опишите, что происходит на картинке?
  • Что значит «золотое», «большое» сердце?
  • Кого называют человеком с большим, золотым сердцем?
  • Какие хорошие поступки вы совершаете каждый день?

Предватрит работа: Прочитать произведения про золотое  сердце.

А хотите чтобы вас тоже называли человеком с золотым сердцем?Тогда для этого нам надо пройти испытания и найти золотое сердце.

Найти картинки

Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие! Но оно будет не простым. Нам придется пройти сказочные испытания, чтобы найти «золотое сердце».  Какими мы должны быть, чтобы справиться с трудностями?

Ответы детей (Подвести к ответу: Дружными)

О дружбе есть немало хороших песен. Какие песни о дружбе вы знаете? Предлагаю исполнить одну из них.

Чтобы отправиться в путешествие за золотым сердцем нам надо попасть в сказку.

Фея Сказки подарила мне волшебную кисточку. Сейчас я дотронусь до каждого из вас этой кисточкой, и мы окажемся в сказке! Ритуал входа в сказку «Сказка по лесу идет…» (Педагог-психолог просит детей закрыть глаза, дотрагивается кисточкой до  каждого ребенка и предлагает войти в сказку.) Итак, на счет раз-два-три — двери в сказку отвори!

3. Встреча с Бабой-ягой

Из-за кулис с надписью сказка выскакивает Баба-яга (воспитатель старшей группы).

Баба-яга: Здравствуйте, мои касатики! Не ждали? А вот она я! И что это мы тут делаем? Неужто пожаловали к нам в Сказочную Страну? Добрые дела свои промышлять? Живо признавайтесь!

Педагог-психолог: Баба-яга, ты чего это разбушевалась? Где твое лесное гостеприимство? Мы с ребятами идем за «золотым сердцем». Может быть, подскажешь, с чего начать нелегкий путь к нему?

Баба-яга: А вот покажете мне, что вы умеете, тогда подскажу, как дорогу найти к «золотому сердцу». Отгадай эмоцию:

4. Упражнение «Распознай эмоцию — расколдуй героя»

Педагог-психолог: Ребята, Баба-яга заколдовала сказочных героев. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать эмоции. Детям раздаются пиктограммы эмоций (грусть, радость, злость, удивление) и они изображают увиденную эмоцию. Остальные – отгадывают. Как вы поняли что это за эмоция? На экране сказочные персонажи с этой эмоцией. Если нам удастся выполнить задание, нам откроется волшебный сундучок, в котором мы найдем следующую подсказку. Приступаем.

Педагог-психолог: Молодцы, справились! Давайте посмотрим, откроется ли волшебный сундучок… раз-два-три, дверцу отвори (произносят все вместе). Смотрите — открылся! Что же здесь написано? (Педагог-психолог достает из сундучка записку.) Следующая наша остановка — на музыкальной полянке.

  Здесь вас поджидает очередное испытание. Вам нужно научить вашего друга танцевать, но это будет сделать непросто, потому, что глаза у него будут завязаны и он не сможет вас видеть. Для этого нам нужно найти себе пару, делать мы это будем необычным способом.

Разбиваем на пары (способ с платком)

5. Игра «Слепой танец»

Цели: учить доверять другому, отвечать за партнера, понимать его пожелания во время выполнения совместных действий; формировать навыки невербального общения; способствовать положительной групповой динамике.

Инструкция. Дети разбиваются на пары. Педагог-психолог предлагает им станцевать танец, но танец не простой — у одного из партнеров глаза будут завязаны (в ходе игры дети меняются ролями).

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, когда танцевали?
  • Кому больше понравилось быть ведущим?
  • Кому понравилось танцевать с повязкой на глазах?
  • Чему вас научила эта игра? А как вы думаете, чему научила нас эта игра?

6. Игровое упражнение «Добрые превращения»

Педагог-психолог: Баба-яга придумала для нас с вами еще одно задание — превратить ее из злой в добрую! Вы знаете, что добрые, хорошие слова помогают отрицательным сказочным героям превратиться в хороших? Хотите знать — как? Например, как можно ласково назвать Бабу-ягу?.. (Бабушка-ягуля, Бабуленька-ягуленька.) Подумайте и скажите, а какие добрые дела может сделать Бабуленька-Ягуленька. Ласково называть по имени каждого ребенка по кругу.

Примечание. Баба-яга, услышав, как дети превращают ее в добрую, выходит из своей избушки, принарядившись и став милее.

Педагог-психолог: Бабуля-ягуля, что это с тобой произошло? Ты как будто на сто лет стала моложе!

Баба-яга: Да вот услышала я дивные слова, и на душе как-то стало светлее! Подобрела я!

Педагог-психолог: Ребята, а давайте покажем Бабушке-яге, какие мы знаем вежливые слова — поиграем в азбуку вежливых слов! А ты, Бабуля-ягуля, посиди послушай да поучись!

7. Игра «Азбука красивых слов»

Для игры необходимо подготовить «сказочный» алфавит — с красивым, необычным начертанием букв.

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям на каждую букву алфавита (кроме й, ъ, ь) назвать вежливые (добрые, красивые) слова.

Баба-яга: Ай-да молодцы, ребята! Порадовали Бабушку-ягу! По-моему, с каждым вашим добрым словом, с каждым вашим добрым делом я все молодею и молодею. Если и дальше так пойдет наше путешествие, я скоро превращусь в молодую девушку!

А мы поможем тебе еще помолодеть и расслабиться.

Упражнение «Рисунок на спине» с  элементами массажа.

Минутка психогимнастики

Цели: стабилизировать психические процессы, снять напряжение («выпустить пар»), в игровой форме закрепить позитивную эмоцию, стимулировать творческое самовыражение, развить креативное мышление.

Педагог-психолог предлагает детям поиграть в игру, в ходе которой надо превратить злую Бабу-ягу в добрую и ласковую.

Давайте ее подразним: Игра «На опушке есть избушка»

12. Психоэмоциональный этюд  на музыку Дворжака «Юмореска». Психогимнастика «Веселая гимнастика», муз. А. Дворжак «Юмореска»

Сегодня мы отправимся в лес на прогулку.

1. Вы проснувшиеся лесные зверята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

2. А сейчас вы крадущаяся лиса – идем на носочках бесшумно, осторожно.

3. Станем листочками деревьев – покачаемся на ветру легко, воздушно! Руки разведены в стороны, выполняются лёгкие покачивания из стороны в сторону.

4. Подул ветер и оторвал листочки – полетим легко, плавно. Бег на носках по кругу, покачивая кистями разведенных в сторону рук.

5.  А теперь представьте что вы могучие и тяжелые стволы деревьев – покачаемся из стороны в сторону, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

6. А сейчас мы превращаемся в проснувшихся неуклюжих медвежат – шагаем вразвалочку.

7. Попрыгаем как зайчата, чтобы стать ловкими и сильными. Легкие прыжки, руки согнуты в локтях.

8. Вдохнем поглубже и превратимся

Педагог-психолог: Наконец-то, ребята, мы сняли чары с заколдованных героев, разгадали все загадки Бабушки-яги, превратили ее в добрую и милую. Пора нам возвращаться в наш детский сад.

13. Рефлексия Вам нравится такая Баба-яга?.. А сейчас давайте превратим ее в добрую, ласковую. (Дети выполняют задание, используя мимику и пантомимику.)

Рефлексия упражнения. Педагог-психолог знакомит детей с народной мудростью «Добро век не забудется», просит объяснить, как они понимают эту фразу. Далее проводит беседу о доброте, улыбке, хороших поступках. Основная идея упражнения, которую педагогу-психологу необходимо донести до детей: злым быть некрасиво — ни в прямом, ни в переносном смысле. Доброе ласковое выражение лица, веселое поведение человека всегда красиво. Именно с таким хотят дружить, а не со злюкой с нахмуренными бровями и злыми глазами.

На этом этапе педагог-психолог просить детей ответить на вопросы:

  • Что интересного и полезного из нашего путешествия возьмете домой?

Педагог-психолог: Ребята, мы проделали такой путь не зря! А для того, чтобы понять — добро живет в сердце каждого из нас! Поэтому я хочу вам вручить подарки и дать каждому из вас частичку доброты, которой вы потом сможете поделиться со своими мамами, папами, бабушками, дедушками, сестрами, братьями и многими другими людьми.

(Педагог-психолог вручает каждому ребенку сердечко. Самое большое сердце вместе с детьми отдает Бабе-яге.)

14. Ритуал прощания

Дети строят из кулачков башенку, ставя их один на другой. Со словами «Всем, всем — до свидания»! Башенка «рассыпается».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающее открытое занятие «Путешествие по волшебному лесу»

Коррекционно – развивающее открытое занятие «Путешествие по волшебному лесу» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОНР 2 уровняс использов...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Путешествие по Песочной стране»

Конспект коррекционно-развивающего занятия«Путешествие по Песочной стране»...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект занятия «Путешествие за золотым сердцем»

Интегрированное коррекционно-развивающее  психологическое занятие...