Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)

Рахманова Ульяна Владимировна

МБДОУ «Браженский

детский сад»

 

 

 

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

Рахманова Ульяна Владимировна

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

 

Вторая младшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2018 года

          Май 2019 года

 

 

 

 

 

 

                                         ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

 

Рахманова Ульяна Владимировна

23.03.1985 г.

Стаж работы в должности 5лет 1 месяц

 

В 2004 закончила ГОУ СПО Благовещенский педагогический колледж №3.

 

В 2014 прошла профессиональную переподготовку по программе «Дошкольное образование»

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличии от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой жестом, действием и др.), он переходит к собственному речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно – следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятным слушателям.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Помочь детям младшего дошкольного возраста в освоении разговорной речи.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Эта главная цель предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакты с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Задачи

Развитие связной речи:

- Следить за тем, чтобы дети говорили фразами (от 3-5 слов); развивать умение рассказывать потешки, небольшие стихотворения, пересказывать сказки.

- Отвечать на вопросы по содержанию картинки и описании игрушки; составлять по ним короткие рассказы (2-3 предложения).

- Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Развитие словаря:

- Расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

- Учить различать и называть существительные детали и части предметов ( у платья рукава, карман, воротник), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко мнется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают форму), месторасположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом)

- Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамейка, шуба – пальто- дубленка)

- Формировать понимание обобщающих слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Грамматическая правильность речи:

- Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, за, около)

- Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка утенок – утята), форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив)

- Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать правильную форму слова.

Звуковая культура речи:

- Продолжать формировать у детей умение внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, ы, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [м], [б], - [п]; [в] – [ф], [т] – [д]; [г] – [к]; [х].

Литература по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7.О.А. Романович; Речевая мозаика Волгоград

С 2018 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования:

Сентябрь -

2018 г.

 

«Игры и упражнения для развития речи детей 3- 4 лет».

Речевая мозаика

 

Формировать, лексико – грамматический строй речи, связную речь. Выполнять движения с речью, гимнастику для пальчиков с речевым сопровождением.

Д/игры: «Матрешка»

 

«Нос умойся»

 

«Как у нашего кота»

Октябрь

2018 г.

Игра развлечение

Развивать речь детей, активизировать словарь, приучать детей говорить внятно, не торопясь, отвечать на вопросы; развивать двигательную активность. Вызвать радость при проведении народных игр.

«Матрешка»

 

Ноябрь

2018 г.

Театрализованная постановка

Стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки, проявлять интерес к инсценированию сказки и отдельных эпизодов вместе с воспитателем высказываться по поводу происходящего.

Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба».

 

Декабрь

2018 г.

Отгадывание загадок.

 

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, память, речь. Учить слушать и слышать воспитателя. Формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь.

 

Досуг «В гости к тете Моте».

 

Январь

2019 г.

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

 

Развитие речи, обогащение словаря.

«Посиделки»

Февраль

2019 г.

Консультация для родителей

Приобщать родителей в привитии детям любви к труду и людям, моральных качеств.

Консультация для родителей  «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки»

Март

2019 г.

«Придумай историю»

Речевая мозаика

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность;

«Как Галя испугалась гусей»

«Как козленок испугался грома»

«Как котенок потерялся»

Апрель

2019 г.

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Вызвать у детей радостные эмоции во время праздника, научить радоваться празднику.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

2019 г.

Развлечение в группе

Создавать у детей радостное настроение, побуждать к активному действию в играх, соотносить свои движения с характером музыки...

«На бабушкином дворе»


 


 


 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма и место подведения итогов – МБДОУ «Браженский детский сад»

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

 

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

 

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

 

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Знакомство с литературой по данной тематике.

 

Посещение занятий воспитателей, по развитию речи.

Обмен опытом по проблеме.

 

Декабрь

Работа над созданием методических папок.

«Развитие речи детей 3- 4 лет»

Подбор материала по темам.

 

Январь

Создание методической разработки

«Развитие речи детей 3- 4 лет»

Изучение литературы.

 

Февраль

Подготовка презентации по развитию речи

Подбор материала

        

 

Март

Разработка картотек игр по развитию речи

Подбор материала

 

Апрель

Защита методической разработки

Выступление с презентацией

 

Май

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Обобщение  опыта

 

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

 


 

Планируемый результат

  1. Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.
  2. Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет.
  3. Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.
  4. Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.
  5. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
  6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...