программа самообразования
материал
«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и творческих способностей детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_l.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
План работы
по самообразованию
воспитателя
Шамшутдиновой Лейсан Фанисовны
2015 – 2019гг.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Шамшутдинова Лейсан Фанисовна
МАОУ «Надежда»
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и творческих способностей детей дошкольного возраста».
Актуальность. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его творческом и коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений друг с другом. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя.
Цель: создание условий для реализации личности ребёнка, развитие его коммуникативных и творческих способностей.
Задачи:
1.Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
2.Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
3. Развивать навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
4.Развивать творческие способности в процессе игрового общения.
5. Обучить детей речевым средствам общения.
6. Способствовать развитию положительной эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.
7. Развивать артистические и творческие способности детей через театрализованную деятельность.
8. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении, способность выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику.
Предполагаемый результат: повышение качества работы педагога по данной теме; разработка сценариев, конспектов, выступлений, презентаций; разработка дидактического и наглядного материала; разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме; обобщение опыта по исследуемой теме.
Форма отчета по проделанной работе: самоанализ, обобщение опыта работы по теме самообразования, годовой отчёт по результатам профессиональной деятельности.
2015-2016 учебный год
Направление работы | Содержание работы | Время проведения |
Самообразование | Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. Изучение методической литературы. Разработка конспектов образовательной деятельности в соответствии с ФГОС | Сентябрь |
Изучение основополагающих документов: Федеральный «Закон об Образовании в РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»; «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» | Сентябрь | |
Разработка тематического плана | Сентябрь | |
Создание творческой лаборатории (дидактические игры, раздаточный материал по всем видам деятельности, изготовление различного вида театра) | В течение учебного года | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. | Июнь-Август | |
Работа с педагогами | Семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений «Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ», «Чудо-лопаточки». | Февраль |
Разработка и участие в выставке дидактических игр и пособий по теме: « Знай и соблюдай правила дорожного движения ». | Февраль Март | |
Участие в методическом объединении воспитателей МАОУ «Надежда». Тема выступления: «Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ через освоение образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» («Безопасность») | Март | |
Показ НОД « Как зайка познакомился с ПДД» (с использованием элементов театрализации обучение безопасному поведению) | Май | |
Работа с родителями | Коррекционно-развивающее занятие в рамках заседания «Школы родителей» по теме: «Чудесное превращение» (театр из бросового материала) | Ноябрь |
Проведение совместного новогоднего утренника. | Декабрь | |
Привлечение родителей к конкурсу «Игрушка для театрального уголка» | Март-Апрель | |
Работа с детьми | «Это я, это все мои друзья» с помощью мимики, жестов, интонации передавать настроение, эмоциональное состояние. | В течение года. |
Разучивание стихотворений к праздникам (учить детей выступать на публике, говорить громко и четко.) | В течение года | |
Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику, в подвижные и малоподвижные игры. | В течение года | |
Подготовка воспитанников и участие во втором региональном творческом конкурсе для детей с ОВЗ «Вместе в радостное детство» | Апрель | |
Участие в театрализованном представлении «Коза и баран», посвященном дню рождения Г.Тукая | Апрель | |
Участие в инсценировке сказки «Колобок» | Май |
2016-2017 учебный год
Направление работы | Содержание работы | Время проведения |
Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. | Сентябрь | |
Изучение методической литературы Разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО | Сентябрь, Октябрь | |
Разработка тематического плана | Сентябрь | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. | Июнь-август | |
Работа с педагогами | Публикация в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal. Настольный театр: «Сказочные лопаточки». | Октябрь |
Методическое объединение воспитателей «Ознакомление с современными воспитательными и образовательными технологиями, способствующими повышению качества образовательного процесса». Тема выступления: «Использование современных образовательных технологий в работе детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата» | Ноябрь | |
Участие в выставке – конкурсе «Новогодняя поделка » | Декабрь | |
Участие в выставке на методическом объединении воспитателей по теме «Театр своими руками» | Апрель | |
Работа с детьми | Работа над культурой и техникой речи, развитием мелкой моторики (использование пальчиковой гимнастики, физ.минутки) | В течение года |
«Веселая огородная» обыгрывание театрализованной игры на осеннем утреннике (с использованием масок) | Октябрь | |
Отгадывание загадок про героев сказок по книге Ю.Степанова | Ноябрь | |
Знакомство с театром прищепок. Обыгрывание белорусской народной сказки «Пых» | Декабрь | |
Работа над проектом по сказке «Теремок» (изготовление атрибутов, репетиции) | Январь-февраль | |
«Весна» участие в театрализованном представлении «Проводы зимы» | Март | |
Игровое физкультурное развлечение «Зоологические забеги» | Май | |
Работа с родителями | Консультации по теме: «Развлечение, как средство нравственного воспитания дошкольников» | Октябрь |
Посещение детей совместно с родителями театра юного зрителя. | В течение года | |
Коррекционно-развивающее занятие в рамках заседания «Школы родителей» театрализация сказки | Ноябрь | |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сказке «Три поросенка» (театр из папье-маше) | Декабрь | |
Участие родителей в конкурсе-выставке «Удивительный космос», посвященному дню космонавтики | Апрель | |
Памятка родителям «Что читать детям дома» | Апрель |
2017-2018 учебный год
Направление работы | Содержание работы | Время проведения |
Самообразование | Изучение основополагающих документов: Закон «Об образовании» РФ, ФГОС ДО, «Конвенция о правах ребенка»; | сентябрь |
Изучение методической литературы Разработка конспектов образовательной деятельности в соответствии с ФГОС | В течение года | |
Создание творческой лаборатории (дидактические игры, учебные пособия, раздаточный материал по всем видам деятельности) | В течение года | |
Подготовка материалов для публикации на портале сети работников образования | В течение года | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. | Июнь-август | |
Работа с педагогами | Участие в методическом объединении воспитателей | В течение года |
Коррекционно-развивающее НОД в рамках семинара-практикума «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне образования», «Белоснежка и семь гномов» | Февраль | |
Работа над проектом «Как мы выращиваем лук» | Март | |
Участие в методическом объединение воспитателей МАУО «Надежда». Презентация проекта «Театр своими руками» и выставка «Театр из фетра» в рамках заседания методического объединения воспитателей дошкольного отделения по теме «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ. | Май | |
Показ НОД на расширенном заседании методического объединения воспитателей дошкольного отделения и школы-интерната МАУО «Надежда» «Сказочное путешествие» | Май | |
Работа с родителями | Проведение родительского собрания | Сентябрь |
Работа с родителями по подготовке к конкурсу, посвященному дню Матери «Детство начинается с маминых рук» (сотворчество родителей и детей) | Ноябрь | |
Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, рассказать о том, что это влияет на всестороннее развитие детей. | В течение года | |
Привлечение родителей к пополнению атрибутов в театральном уголке | В течение года | |
Работа с детьми | Участие в играх-инсценировках на утренниках и развлечениях в детском саду. | В течение года |
Подготовка воспитанников к участию в развлечение в рамках проведения тематической недели «Дружат дети на планете». (игры народов Башкортостана) | Ноябрь | |
Участие воспитанников в викторине по сказкам «Путешествие по сказкам» | Декабрь | |
Подготовка воспитанников и участие в Международном творческом конкурсе «Золотая осень» | ||
Участие воспитанников в Республиканском конкурсе- выставке детского творчества «Веселые фантазеры» посвещенный 110-летиюНиколая Носова и 105- летию Виктора Драгунского. | Февраль | |
Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» | Март |
2018-2019 учебный год
Направление работы | Содержание работы | Время проведения |
Изучение методической литературы Разработка конспектов образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. | Сентябрь | |
Пополнение своего персонального сайта, размещение методического материала по соответствующей тематике. | В течение года | |
Участие в вебинаре «Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования». | Октябрь | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. | Июнь-август | |
Работа с педагогами | Консультация для воспитателей ДОУ «Народная сказка – как источник развития родной речи» | Декабрь |
Распространение педагогического опыта в форме показа НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Веселые забавы» в рамках стажировочной площадки куров повышения квалификации для педагогов ДОУ по программе: «Особенности логопедической работы с детьми с сенсорными и двигательными нарушениями» | Февраль | |
Коррекционно-развивающее НОД «Путешествие в мир транспорта» в рамках семинара-практикума «Использование воспитательных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста» | Апрель | |
Работа с детьми | Разучивание стихов, песен, потешек, мини-сценок, сказок при подготовке утренников | В течении года |
Подготовка воспитанницы для участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия» | Декабрь | |
Подготовка воспитанников показа НОД «Путешествие в мир транспорта» для студентов Казанского инновационного университета им. Тимерясева | Апрель | |
Подготовка воспитанников и участие в мероприятии, посвященному году театра в России и дню рождения Г.Тукая. Участие в инсценировании сказки «Су анасы» | Апрель | |
Работа с родителями | Подбор и разработка консультаций для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности». «Значение театра в жизни ребенка» | В течение года |
Проведение мастер – класса «Театрализованные игры дома» | Февраль | |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрального уголка | В течение года |
Методическое обеспечение:
1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
4. Исаева Р. И. – Точка отсчета – ребенок. К. 2003 г.
5.Интегрированный подход в реализации творческих возможностей дошкольников. Казань: Риц «Школа», 2007 г.
6. Киреева Л. Г., Саськова О. А. “Рисуем кукольный спектакль : комплексные занятия, сюжетно– ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.
7.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “Психология социальной одаренности” Москва, Линка– пресс 2009.– 272с.
9.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
10.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
11.Методические рекомендации. Программа «Образ и мысль» 1-й год обучения.
12. Озерова О. Е. – Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов-на-Дону, 2005 г.
13. Пантелеева Л. В. – Музей и дети. М. 2000 г.
14. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991г.
15.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.—М.,1989.
16. Сорокина Н.Ф«Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
17.Ушакова О. С. – Развитие речи и творчества дошкольников. М. 2007 г.
18. Щеткин А.В «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
19. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
• «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
• «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
• «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
• «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
• «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
• «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
• «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
Программа самообразования расчитана на 2 года....
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.
В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....
Программа самообразования воспитателя
Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....