Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая, средняя группа)

Кукушкина Юлия Алексеевна

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Для воспитания гуманнойдуховно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской народной культуры.

Погружать детей в разнообразие народной культуры начинаю с самого раннего возраста. Для этого использую следующие средства:

1.Устное народное творчество: пестушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки.

2. Народные игрушки и декоративно-прикладное искусство

3. Народные праздники и игры.

4. Посещение краеведческого музея.

                1. Устное народное творчество как ничто другое, сохранило особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Пестушки, потешки, колыбельные сопровождают наших младших воспитанников во всех режимных моментах.

Потешки, как ласковый говорок, выражают заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Взрослея, дети знакомятся с пословицами, поговорками.

Дети не только слушают, но и читают наизусть потешки, заклички, считалки. Пересказывают и драматизируют сказки. Всё это способствует познавательному и нравственному развитию.

        Так же душа народа в народных песнях, которые способны выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость.

        2. Обращаясь к народным игрушкам: погремушкам, матрёшкам, барышням, свистулькам, неваляшкам, различным куклам и многим другим, которые окрашены в яркие цвета, украшены растительным орнаментом, формируем эстетический вкус.  

В старших группах родители с детьми создавали мини-музей «Матрешка», как почитание символа русского народного искусства и более глубоко знакомства с ним.

Создание мини-музея декоративно-прикладного творчества «Расписное чудо» знакомит детей с видами народной росписи,

«Моя родина Россия»- с красотой уголков России, народными промыслами, традициями, игрушками, инструментами и многим другим.

А так же «Малая родина –Колпашево», «Народные инструмены», «Живописные места моей родины», «Русская изба», «О народных праздниках..» и многие другие.

Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью.

В различных видах деятельности, в большей степени в  изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.

Из года в год все глубже происходит знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них в детском саду (Рождество, Масленица, Пасха, Иван Купала).

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.

Советую родителям погружаться в историю и традиции это праздника с детьми, во время посещения Рождественского вертепа.

Детям старшего дошкольного возраста рассказать о символах Рождества (Вифлиемская звезда, Свечи, Рождественские венки, Ангел и др)

Например, праздник Масленицы дети ждут каждый год. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать.

Ведь в эти праздничные дни устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки,

все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.

        Такую же атмосферу стараемся передать детям.

Накануне праздника вместе с детьми изучаем его особенности, детей знакомлю с народными поговорками( Не житьё, а Масленица) и попевками (Вот приехала Масленица!  Сударыня-боярыня Масленица!),

педагоги наряжаются в соответствующие костюмы, устраивают развлечения для детей (игры «Гори, гори ясно», перетягивание каната, катания с ледяной горки).

Пасха или Воскресение Христово — один из величайших праздников для православных христиан. Праздник Пасхи у детей в детском саду ассоциируется с раскрашиванием и росписью яиц. В простые узоры детей вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. Пасхальные игры очень нравятся детям («Сдувание яйца», «Два зайца», игра в «Каточки», Чоканье яйцами и т.д.) 

Готовя консультации в приемных для родителей, основным в содержании которых выделяю то, что в семье даже самых маленьких ее членов стоит приобщать к празднованию Светлого Христова Воскресения. А начинать приобщение можно с совместного окрашивания яиц и сбора корзинки в церковь, ее посещение — это будет интересно даже 3-летнему малышу, пусть он пока и не совсем понимает всей сути происходящего.

Во время экскурсий детей в краеведческий музей дети прикасаются к старинным предметам быта, инструментам, разглядывая кружева, вышивку, резьбу по дереву ребёнок переносится в мир наших предков.

Все перечисленные формы работы направлены на оздоровление нравственной атмосферы в группах детей и семьях, способствуют воспитанию гуманнойдуховно-нравственной личности, уважающих русскую народную культуру,

а так же православные традиции и обычаи русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...