Творческий проект "Волшебные мелки"
проект (младшая группа)

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Не секрет, что игры на асфальте многофункциональны и вариативны, так как в процессе их организации и проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_melki_proekt_viktorova_i.v.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область – Кузбасс Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок»

«ВОЛШЕБНЫЕ МЕЛКИ»

(творческий проект)

Автор – составитель:

Викторова Ирина Владимировна,

воспитатель, высшей категории

2019

Рекомендовано

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Автор - составитель:

И.В. Викторова, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Консультанты:

Т.П. Жданова, заместитель заведующего БОП МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Л.С. Исаченко, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, Почётный

работник ОО РФ

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 (краткосрочный проект)

Я рисую мелом дом: два окошка будет в нём,

А на крыше - дымоход, рядом с ним присядет кот.

Нарисую облака, два ведёрка, два совка,

Много бабочек вокруг, а ещё тебя, мой друг!

Нарисую я себя...

Мел в коробке у меня скоро кончится совсем,

Я его тихонько ... ем!

Актуальность проекта

Лето чудесная пора дети дошкольного возраста большую часть времени проводят на свежем воздухе. Предлагаю для творческого досуга и развития гармонично развитой личности игры с цветными мелками на свежем воздухе.

Цветные мелки для рисования на асфальте (мольберте) это такой же непременный атрибут летних забав на свежем воздухе, как, например, ведерко, лопатка, разнообразные формочки для куличей, воздушные змеи, мыльные пузыри и многое другое.

То, что мелками можно рисовать, знают и взрослые и дети, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на прогулке, используя обычные цветные мелки.

Цель проекта: вызвать интерес к рисованию мелками на асфальте; побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные им средства выразительности; познакомить с различными видами игр на асфальте, при помощи мела.

В соответствии целью проекта были поставлены следующие задачи:

- создание благоприятной среды творческого общения среди детей младшего дошкольного возраста;

- выявление и поддержка творчески одаренных детей;

- формирование и воспитание художественно - эстетического вкуса;

- организация познавательно – исследовательской деятельности (активности) детей на свежем воздухе;

- расширить личный социальный опыт детей и обогатить новыми координационно-сложными движениями;

- активизировать умственную деятельность детей младшего дошкольного возраста;

- развивать любознательность, сообразительность, воображение и двигательную инициативу и самостоятельность. 

Не секрет, что игры на асфальте многофункциональны и вариативны, так как в процессе их организации и проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей дошкольного возраста. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста и различной физической подготовленности – игр, направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны ближайшего развития детей.

Особенность игры с мелом заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разнообразные виды двигательной активности и разные рисунки (образцы), что позволяет избежать однообразия. Меняющаяся игровая обстановка позволяет закрепить знание правил игры, обогащает двигательный опыт детей дошкольного возраста и обеспечивает его творческое использование в играх, что способствует проявлению ловкости в разнообразных жизненных ситуациях.

Игры с использованием рисунков на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада, площадке перед зданием. Количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и досуги, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых в играх на асфальте образовательных задач их можно классифицировать:

- с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- по интенсивности движений (игры малой, средней и высокой подвижности);

- по типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание);

- по сложности построения игры (индивидуальные, коллективные);

- по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, сюжетные, бессюжетные);

- по развиваемым физическим качествам (игры, способствующие развитию ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств, выносливости);

- по структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной частей занятия, для физкультурных досугов, построенных на этих играх, утренней гимнастики, прогулки).

Игры на асфальте способствуют развитию положительных эмоций, навыков сотрудничества, а также имеют оздоровительную направленность.

Рисование мелом на асфальте – это увлекательный процесс, который надолго может занять детей дошкольного возраста.

Поэтому мел в теплое время года выходит на первый план, как любимый инструмент для занятий творчеством, а игры с цветными мелками становятся самыми популярными. Хочется рассказать о некоторых играх на асфальте при помощи цветных мелков и не только.

Идеи использования в играх цветных мелков

Развивающие и интересные занятия с цветным мелом в теплый период лучше проводить в движении. И чем дети младше, тем подвижнее и веселей должны быть подвижные игры с мелом на асфальте. Можно предложить по нарисованной линии, прыгать из одного квадрата (круга, треугольника) в другой двумя ногами, двигать ногой шайбу или клюшкой забивать камешек в круг. Это развивает у детей младшего дошкольного возраста меткость и ловкость, координацию движений.

При этом следует помнить, что дети любят обводить мелом и свою руку (стопу), различные формочки (предметы), которые используются для игр с песком.

Особый интерес вызывает у детей закрашивание (штрихование) цветными мелками по заранее приготовленным трафаретам с несколькими отверстиями.

Например: нарисованное большое круглое яблоко (грушу), изъеденное гусеницей в нескольких местах, обвести мелом на асфальте, а цветными мелками предложить детям закрасить дырочки и гусениц.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста, можно рисовать цветным мелом разные фигурки и просить детей составлять рассказ по увиденным рисункам.

Такие игры на асфальте для детей, не только развивают детскую фантазию и творческий потенциал, но и мотивируют детей на усваивание новых слов и выражений, то есть расширяют словарный запас и стимулируют работу головного мозга.

Детям младшего дошкольного возраста можно предложить походить по нарисованному контуру букв или геометрических фигур, по их периметру. Так, через движение,  дети быстрее и легче запоминают название и форму.

Полезно рисовать по точкам, которые предварительно можно поставить на асфальте, так как такие упражнения можно выполнять и в тетради за столом, но и на свежем воздухе.

Интерес у детей вызывают нарисованные карты, которые можно использовать в игре и искать по ней спрятанное сокровище (взрослый прячет предмет, а потом рисует мелом стрелки по всему участку на асфальте, стене дома или на дереве). Указатели и приведут детей к сокровищам (кладу). В такие игры одновременно могут играть несколько команд.

В солнечный, теплый день детям можно предложить обводить мелками тень друг у друга. Обозначить место, и в течение дня утро, днем и вечером обрисовывать тень в одном месте и наблюдать, как меняется ее длина в зависимости от положения солнца на небе. Обычно у детей дошкольного возраста появляется много вопросов, а почему так происходит? Поэтому педагогу необходимо предвидеть эту ситуацию и подготовить на вопросы ответы для детей.

Летом на прогулке можно рисовать следы птиц и животных, а потом показывать их друг другу и просить изобразить того, чьи это следы (предварительно показать детям в атласе (книге) о животных образцы самых запоминающихся следов) можно использовать ламинированные карточки прогулок.

Я предлагаю сделать своими руками настоящий природный «сортер» по методу Марии Монтессори. Для начала необходимы цветные мелки для асфальта основных цветов. Предложить собрать детям разноцветные цветы, травы, ветки, сучки тех же цветов, что и мелки. Из собранных предметов природы можно придумать целое занятие по ознакомлению с окружающим миром в форме – экскурсии. Например: выбираем поверхность на асфальте (квадраты, прямоугольники, круги). Заштриховываем каждую плитку определенным цветом – это поле для сортировки. Предложить сортировать собранные образцы объектов живой и неживой природы по цвету, раскладывая красные на заштрихованные красным, синие на те, которые синим мелом и так далее. Можно продолжить изучение цветов, прося детей нарисовать что-либо тем или иным цветом. Главное помнить, что когда мы развиваем детей, делать это надо с радостью и удовольствием!

Варианты игр и упражнений для использования на прогулках:

«Чего не хватает?» Описание: рисуем на асфальте, например, ежика без иголок и просит малыша дорисовать недостающие детали. Можно нарисовать тучку, а малыш дорисует падающий дождь. Такие простые задания можно предлагать самым маленьким художникам.

«Бабочки» Описание: на асфальте рисуем цветочки, в середине каждого написана цифра. Предлагаем детям представить, что они бабочка, и летают с цветка на цветок. Называете цифру и дети «взмахивая крылышками» летит на нужный цветок (цифру).

«Мишень» Описание: нарисуйте на асфальте мишень (например, в виде круга), бросать в нее разные предметы (камушки, веточки, шишки, желуди).

«Магические фигуры» Описание: нарисуйте разные геометрические фигуры и предложите детям дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д.

«Волшебная тропинка» Описание: нарисуйте длинную тропинку, на которой на разном расстоянии друг от друга изображены препятствия (огонь, речка, зубастый волк и другие). Дети идут по тропинке, перешагивая или перепрыгивая препятствия.

«Добрая дорога детства» Описание: нарисуйте извилистую дорогу и предложите малышу покатать по ней свои машинки.

«Ножки – ладошки» Описание: прикладывайте к асфальту ладошку (ступню) ребенка или свою и обводите их разноцветными мелками.

«Белочка» Описание: рисуем разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предлагаем крохе прыгать как белочка из дупла в дупло, называя цвета.

«Конкурс рисунков» Описание: если на площадке много детей – можно провести конкурс рисунков, объединив их одной темой (например: цветы, герои мультфильмов…). Так же можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить детям дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко..., а так же интересно рисовать рисунки с продолжением, т.е. на следующий день вы дорисовываете начатый рисунок. 

Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами) или, например, зоопарк для маленьких игрушечных животных. Хочется предложить следующие игры:

«Воздушный шар» Описание: на асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырех видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разными цветами.

Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе организации. С целью повышения двигательной плотности физкультурно оздоровительных мероприятий на асфальте можно нарисовать два или три воздушных шарика.

«Найди свое место!» Описание: дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задание:

По команде «Треугольники!» - встают на треугольники;

По команде «Круги!» - занимают круги и т.д.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется, педагог называет новые фигуры (цифры, цвета).

«Кто быстрей?» Описание: в эстафете участвуют две команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда - напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке. Прыжки на одной (двух) ногах с мячом (мешочком) зажатым между колен.

«Донеси – не урони!» (эстафета) Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По местам!» Описание: дети встают на любую фигуру.

По сигналу ведущего «СИНИЙ» - бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «ЗЕЛЕНЫЕ» - к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета и т.д. По сигналу - «ПО МЕСТАМ» - все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении двигаются вокруг шарика подскоками, галопом. Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч то одной, то двумя руками – попеременно правой и левой рукой.

«С кочки на кочку прыгаем ловко!» (2-3 года)

Прыжки на двух ногах по геометрическим фигурам.

«Пройди и перешагни!» (2-3 года)

Ходьба с перешагиванием через фигуры.

«Не задень!» (3-4 года)

Ходьба и бег змейкой между фигурами, по кругу.

«Снайперы!» На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по 3 - 5 колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется. Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

Подвижная игра «Классики»

Идею детской игры в самые обычные классики можно изменить до неузнаваемости. Совсем не обязательно рисовать классическую таблицу с цифрами от 1 до 10. Нарисуйте на асфальте мелками разноцветные круги. Постарайтесь располагать их все вместе. Количество кругов каждого цвета должно быть равным. Обозначьте первый и последний круг - откуда нужно начать и куда попасть. Теперь каждый игрок выбирает свой цвет и перемещается только по кругам своего цвета, ошибаться нельзя. Правила детской подвижной игры можно разнообразить, как вам хочется:

- попасть камушком в свои круги;

- прыгать по кругам на одной ножке, на двух, попеременно;

- можно задействовать кость: сколько точек выпадет, столько кругов игроку нужно пропрыгать;

- можно пронумеровать круги, как настоящие классики;

- нарисовать внутри буквы и, прыгая, составлять заданные слова. Играя, детки не только подвигаются, но и запомнят пару новых букв или цифр. Это поможет выучить буквы и цифры быстрее.

«Классики» можно нарисовать в форме длинной ленты-змеи, прямой или скрученной и бегать по её контуру.

Подвижная игра «Кто быстрее» Кроме классиков можно нарисовать всевозможные лабиринты. Лабиринт можно нарисовать в форме круга, треугольника, любой фигуры. Такая игра хорошо подойдет для компании ребятишек. Устройте соревнования, а чтобы определить победителя воспользуйтесь секундомером. Дети любят соревноваться. Если ребенок катается на велосипеде, используйте тот же метод. Напишите сами (или предоставьте это детям) мелом цифры, буквы, фигуры на асфальте. В любом порядке, с любыми промежутками, только покрупнее. Предложите детям, катающемуся на велосипеде, проезжать по тем или иным цифрам, знакам, буквам, рисункам - побродить по заданному маршруту.

Подвижная игра «Строим город»

Построить, конечно, не получится, а вот нарисовать вполне будет по силам.

Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. Рисуем дороги и перекрестки, парковки и гаражи, не забываем про пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений – возможно, именно так и выглядит идеальный город. По «городским» дорогам нужно катать машинки и придумывать истории, куда едет, зачем, кого встречает и т.п. По ходу игры дорисовываются необходимые детали. Если машинок под рукой нет, подойдут камушки, палочки и другой подручный материал. 

И еще несколько рисунков на асфальте, при помощи которых мы сможем сделать прогулки вместе с детьми в летнее время интереснее и увлекательнее.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики и творческих возможностей вашего ребенка

Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связано между собой.Представленные здесь творческие упражнения для пальчиков будут очень интересны вашим детям и вам. Они развивают не только речь, ...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Творческая разработка по теме "Комплекс занятий для детей-дошкольников с ЗПР, направленных на развитие мелкой моторики руки"

Комплекс состоит из 32 - х занятий. Учитель - логопед проводит одно занятие в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут с детьми старшего - подготовительного возраста при постоянном поддержании интерес...