Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога на 2016-2021 год
рабочая программа

Шамиева Альбина Шавалиевна

Тема самообразования: "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoob.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сказкотерапия,

как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

-обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;

-присутствует образность и метафоричность языка;

-психологическая защищённость (хороший конец);

-имеется наличие тайны и волшебства.

«Маленькие детки-маленькие бедки»- гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребенка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребенку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребенка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия- метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Сказкотерапия -  пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.  Сеансы сказкотерапии  помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве  мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем  или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и  Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития .

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие  сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде  следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

 Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы,  он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки  разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Цель: повышение  своего профессионального уровня; предупреждение и коррекция  эмоционально- личностного развития детей   дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие наблюдательности и зрительной памяти;

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);

Развитие фантазии и творческого воображения;

Снятие эмоционального и физического напряжения;

Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;

Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

1.Стабилизация эмоционального состояния детей.

2.Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств; проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

3.Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Литература:

1.Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.

2.Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.

3.Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.

4.Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.

5.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.

6.Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

7.Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.

8.Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.

9.Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

10.Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

11.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.

12.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

13.Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

14.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

15.Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

16.Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.

17.Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

18.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

19.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Профессиональное направление:

-своевременно повышать квалификацию на психолого-педагогических курсах.

-знакомиться с новыми авторскими программами по сказкотерапии.

-изучать новую литературу по сказкотерапии.

-принимать активное участие в работе МО, конкурсах, семинарах.

-проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.

Психолого-педагогическое направление

-совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

-изучать современные психологические методики.

Методическое направление

-изучать научно-методическую и учебную литературу.

-знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через сайты.

-Форма отчета по проделанной работе

-Выступления по обмену опытом работы на заседаниях, МО педагогов-психологов.

-Анализ работы по теме самообразования.

-Сделать консультацию для воспитателей по сказкотерапии.

-Создание и внедрение проекта «В гостях у сказки».

Вывод по окончанию работ:

-Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.

-В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.

-Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.

-Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку.

-Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

-Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

 Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).

 Изучение психолого-педагогической,

методической литературы

по теме самообразования.

2016 - 2017 учебный.

Диагностический

   Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов сказкотерапии.

2017-2018 учебный год

Практический

  Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

  Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

2018-2019 учебный год

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

2019-2020  и  2020 - 2021учебные года

Индивидуальный план

по самообразованию педагога-психолога Шамиевой Альбины Шавалиевны

на 2016 - 2017 учебный год.

Создание предметно-развивающей среды

 

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений,

просмотр видео занятий,

конспектов на профессиональных сайтах) (Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru)

Изучение литературы по теме:

1)Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва  2010.

2)Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.

 3)Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. 4)Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

5)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь.

6)В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004.

7)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь.

В течение года

Пополнить кабинет новыми пособиями по теме «Сказка»

Сентябрь-октябрь

Создание дидактических игр по теме «Сказка»

В течение года

Папка презентаций по сказкам

В течение года

Трафареты сказочных героев для рисования

Декабрь-январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»

Февраль-март


Индивидуальный план

по самообразованию педагога-психолога Шамиевой Альбины Шавалиевны

на 2017 - 2018 учебный год

Цели и задачи темы на данный учебный год:

-ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;

-предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

-коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;

 -профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

Работа с детьми

«Домики»- групповое арттерапевтическое занятие

Сентябрь

«Страшилки»

 выявляет скрытые страхи детей, позволяет их прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: кощея Бессмертного, Бабы-Яги, чудовище, скелет и.т.д.

Октябрь

«Страшная маска»

Дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Ноябрь

«Красивый рисунок»

Задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными и уступать.

Декабрь

«Продолжи рисунок»- коллективное занятие

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше.

Февраль

«Цвет настроений»- арттерапевтическое занятие

В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние ребенка.

Март

Песочная терапия

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (бусинами, игрушками, пуговицами, камешками и.т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу.

Апрель

Упражнение «Победитель злости»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога Цыбиной А. А. на межаттестационный период 2015-2020

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога Цыбиной А. А. на 2015-2020 учебный год...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 уч.г.

Индивидуальный планповышения профессионального уровняна межаттестационный период  2016-2021 уч.г.  Составила:Воспитатель Газизова Наиля РашитовнаКазань – 2015  ТЕМА: «Фор...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ 33

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в до...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога — психолога на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2014 -2017 учебный год.педагога — психолога МБДОУ № 38  «Детский сад  присмотра и оздоровления «Аленький цв...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога на 2016-2021 учебный год Ахметзяновой Л.Ф.

План по самообразованию педагога психолага МБДОУ "Детский сад №123" по теме : "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (синдром Дауна)". В плане описаны цели, задачи и п...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. воспитателя Мингбаевой Гузалии Фаритовны.

Задачи:приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС ДОиспользование технологии проектной деятельности с целью формирования знаний, умений, навыковвнедрение инт...