Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
статья

Пластинина Ирина Юрьевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложном процессе становления человека, его социализации, немаловажным становится то, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложном процессе становления человека, его социализации, немаловажным становится то, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Разработкой теоретических основ социальной адаптации занимается социальная педагогика, истоки которой лежат в народной педагогике. Исследователи народной педагогической культуры дают высокую оценку роли народного фольклора как средства самовыражения ребёнка, которое позволяет успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формирования отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности ребёнка.

Традиционно под социальной адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него социальную среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования социальной среды)

К сожалению, некоторые педагоги и родители к этой проблеме относятся недостаточно серьёзно: «ничего, переплачет». На самом деле характер адаптации ребёнка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в ходе приспособления не только к детскому саду, но и к школе

Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребёнка в период адаптации приводит к определённому нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей. Чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьёзнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша

Именно поэтому необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования благоприятной эмоциональной среды в адаптационный период детей раннего возраста.

Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет народный фольклор в силу его интонационной выразительности, а также других жанровых особенностей – речевых, смысловых, звуковых

Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в фольклорных произведениях, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех задорная пляска, игры, хороводы – всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

В раннем возрасте произведения народного фольклора являются сферой социального творчества ребёнка, фактором социализации его личности.

Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта детей раннего возраста создают предпосылки для использования в своей работе произведений материнского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, потешках, колыбельных песенках, заговорах, прибаутках, сказках.

Подбирая тексты для малышей, я придерживалась следующих принципов:

-   в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести с тем, чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;

-   осуществление системного подхода к ознакомлению детей с окружающим миром – с ориентировкой на человека. Действия ребёнка в различной обстановке, например, в быту – умывание, одевание, приём пищи; в труде – стирка, шитьё; в творчестве – пении, танцах;

-   сочетание поэтапного чтения и прослушивания текста с синхронным инсценированием – широкое применение наглядности;

-   по возможности активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста.

Мною представлен фольклорный  материал который используется нами в рабочие моменты, а именно свободной и непосредственно образовательной деятельности ( познавательном развитии, социально-коммуникативном развитии, в речевом развитии, в физическом развитии, в художественно -эстетическом развитии). Данный вид работы отражён в тематическом плане, в методических рекомендациях для родителей.-ПОКАЗ ПЛаНА

Использование педагогом народного фольклора  в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие психических функций, развитие речи. Но эта линия не должна прерываться с уходом ребёнка домой. Поэтому необходимо активное взаимодействие воспитателя, родителей и самого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

laquo;Волшебный песок»как средство успешной адаптации детей раннего возрастак условиям ДОУ...

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Применение сенсорных дидактических игр  как средства успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада...

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...

ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....