Главные вкладки

    Сообщение ««Игры в период адаптации детей раннего возраста»
    консультация (младшая группа)

    Мубаракшина Лиля Рафиковна

    Цель адаптационных игр – способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_1.docx22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад №26»

    Сообщение

    ««Игры в период адаптации детей раннего возраста»

    Выполнила воспитатель: Мубаракшина Л.Р

    (первой квалификационной категории

    г. Сатка

    Сообщение

    ««Игры в период адаптации детей раннего возраста»

    В адаптационный период детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке, именно игра  <<в общении>> наилучшем образом скрашивает первое время пребывания в детском саду  

    Цель адаптационных игр – способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

    Основная задача педагога в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

    Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу.

    Игры позволяют решать такие важные  в период адаптации задачи, как:

    • создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
    • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
    • снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
    • формирование чувства уверенности в окружающем;
    • формирование у детей доверия к воспитателю;
    • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
    • расширение социальных контактов детей;
    • развитие игровых навыков;
    • помощь ребенку в освоении новой среды.

    Организация адаптационных игр требует соблюдения определенных условий.

    • Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
    • Взрослый выступает инициатором  и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
    • Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
    • Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
    • Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.
    • Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра  и для освоения и применения нового опыта.

    Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:

    1. Коммуникативные игры.
    2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная  комнаты, медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал).

    Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:

    • вербальные
    • невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).

    Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных и моторных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные и моторные игры являются составной частью коммуникативных игр и  игр на освоение окружающей среды.

    В своей работе  мы активно используем названные выше группы игр. Каждая из них помогает нам решать разные задачи адаптационного периода.  Так, используемые нами невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно разделить на несколько групп:

    • Общие хороводы «Раздувайся пузырь», «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
    • Игры – забавы  «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри»,  «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять скованность, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых  движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры. 
    • Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку», «По дорожке Аня шла» направлены на более тесное невербальное сближение детей.

    Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Игра с собачкой», «Кого сегодня  нет?», «Ласковое  имя», «Передай колокольчик (мяч)». Цель таких игр – учить ребенка отзываться  и называть свое имя, называть другого ребенка по имени,  запоминать имена сверстников.

    В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьмиЭто  такие игры,  как «Солнышко и дождик», «Подарок», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».

    Игры на освоение окружающей среды позволяют нам постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений и их назначением, с игровыми уголками, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:

    • Игры – путешествия «Мы по комнате идем» (по песне Е. Железновой). «Поезд», «Ножки», «Мы гуляем», «Как пройти?».
    • Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?», «Где твой шкафчик?», «Чего не стало?», «Игрушки потерялись».
    • Подвижные ролевые игры «Лохматый пес», «Смелые мыши», «У медведя во бору», «Мишка, что ты долго спишь». В таких играх усложняются пространственные условия для движения. Дети по условиям игры должны перемещаться по группе.

    Отдельно хочется остановиться на играх с прищепками  и игровых сеансах по тестопластике с детско-родительскими парами, предложенными Н.Ю. Галой. (Галой Н.Ю., 2015) В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, воспитывается усидчивость.

    В рамках адаптации такие игры с прищепками как снимание прищепок детьми  с одежды воспитателя и других детей, прикрепление прищепок воспитателем на одежду ребенка и снимание их малышом, способствуют формированию позитивного взаимодействия взрослого и ребенка, позволяют установить тактильный контакт с ребенком, способствуют снижению излишней импульсивности и подвижности. А такие игры как «Где мишка спрятал прищепки?», «Куда сели жуки?» помогают малышам осваивать групповое пространство.

    Организация игр с тестом для детско-родительских пар позволяет наблюдать за взаимодействием мамы и ребенка, за их стилем общения. При действии с кусочком теста у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.

    Таким образом, мы видим, что адаптационные игры разнообразны, они позволяют решать основные задачи адаптационного периода. Целенаправленное использование системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала с учетом возможностей малышей дает свои положительные результаты: облегчает привыкание к новым условиям, помогает детям преодолеть стресс. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

    Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

    Организация работы в период адаптации детей раннего возраста

    Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....

    Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

    Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

    Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

    Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...