Календарно - тематическое планирование на неделю на тему "Масленица"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Календарно - тематическое планирование на неделю на тему "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_tematicheskoy_nedeli_maslenitsa.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Дата проведения: 25.02.2020 – 28.02.2020

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями праздника «Масленица»

Задачи: Актуализировать представления дошкольников о русском народном празднике Масленица: её значении, символах, традициях.

Продолжать формировать интерес к русским народным играм; желание играть в них, соблюдая правила и используя заклички.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Итоговое мероприятие: Музыкальное развлечение «Масленицу встречаем, блины выпекаем!»

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая-подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

25.02.2020 Вторник

Утро

Утренняя гимнастика

Беседа: «Как я провёл выходные»

Заучивание пальчиковой гимнастики: «Положи блинок в ладошку». Цель: развивать мелкую моторику рук.

С/Р игра «К нам гости пришли»

Хороводная игра «Золотые ворота».

Д/И «Один - много». Цель: учить детей выделять в окружающей обстановке одиночные предметы и множества, отвечать на вопросы о количестве предметов (Ксюша, Алина)

КГН: Продолжать учить использовать носовой платок, контролировать свой внешний вид.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки.

Самостоятельная деятельность детей в ИЗО уголке

Рисование, раскраски по теме «Масленица»

Беседа с родителями о состоянии здоровья детей на выходных. Цель: выявить самочувствие детей на выходных.

Папка-передвижка «Широкая Масленица»

ООД

Познание. Беседа  «Народные праздники на Руси. Масленица»

Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Дать понятие, что этот праздник означает проводы зимы и встречу весны. Целую неделю длится это праздник, и каждый день имеет свой установленный порядок.

Прогулка

Наблюдение: одежда детей. Цель: учить детей различать пол ребенка по одежде, формировать образ своего «Я». Активизировать в речи названия предметов одежды, их характеристики (шапка меховая).

Трудовые поручения: кормление птиц. Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к природе, учить самостоятельно выполнять индивидуальные поручения.

Индивидуальная работа: «Кто дальше?». Цель: учить прыгать в длину с места и с разбега; развивать силу прыжка (Кирилл, Захар, Нелли)

Подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «Перетяни канат».

Самостоятельная игровая деятельность. Цель: учить детей находить себе занятие по интересам, объединяться в пары, микро группы. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Вечер

Гимнастика после сна.

Чтение "Масленица угощает!" И. Мордовина. Цель: создать праздничное настроение.

С/Р игра «В семье Масленица»

Работа в тетрадях с Аней, Жорой.

Повторить пальчиковую игру с Кириллом.

Заучивание сценки к 8 марта с Богданом, Костей, Марком.

Общение на тему «Мои добрые поступки»

Цель: развивать социально-нравственное воспитание детей.

Слушание: русских народных песен. Цель: воспитывать положительное эмоциональное отношение к празднику.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая-подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

26.02.2020 Среда

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа: «Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла».  Цель: познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.

Заучивание пословицы: «Без блинов – не масленица!». Цель: развивать память у детей.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Д/И «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию»

Цель: формировать логическое мышление детей, развивать умение сравнивать, рассуждать.

Ситуативный разговор: Зачем нужно мыть руки?

Разговор  с детьми об уважительном отношении к старшим. Цель: воспитывать культуру поведения при общении со взрослыми.

Рассматривание иллюстраций картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва «Тройка».

Настольные игры «Лото»,

«Разрезные картинки». 

Цель: развивать представление о народных игрушках, традициях, мелкую моторику рук.

Беседы по индивидуальным вопросам родителей. Цель; выявить интересующие вопросы у родителей.

ООД

Музыкальное по плану специалиста

Лепка:

Прогулка

Наблюдение: за изменениями на участке детского сада. Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Ход наблюдения: Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

Трудовая деятельность: коллективный труд по уборке снега с дорожек. Цель: закреплять умение работать сообща.

Индивидуальная работа: развитие движений. Цели: закреплять умение бегать на скорость; развивать меткость и силу броска.

Хороводная игра: «Каравай», «Салки на одной ноге», «Ручеек».

Самостоятельная деятельность детей. Катание с горки. Цель: приучать детей к самостоятельности.

Вечер

Гимнастика после сна.

Просмотр мультфильма «Смешарики – Масленица».

Кружковая работа: «Дружные пальчики»

Игры-драматизации.

Цель: учить выбирать для себя и друзей роли, подбирать костюмы, атрибуты.

Заучивание стихотворения к празднику 8 Марта с Сашей, Соней и Богданом. Цель:

развивать память, мышление и творческие способности.

Беседа  с детьми на тему:  «Что является символом масленицы?». Цель:  закрепить знания детей о символах масленицы.

Самостоятельная деятельность детей в ИЗО уголке:  Рисование, раскраски по теме «Масленица»; Лепка: «Испечем блинков к Масленице»

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая-подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

27.02.2020 Четверг

Утро

Утренняя гимнастика.

Просмотр презентации: «Празднование Масленицы»

Заучивание русского народного фольклора:

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
С пылу, с жару из печи, 
Все румяны, горячи.

Цель:  развивать память и мышление, обогащение

Д/и «Где спряталась матрёшка?»

Цель: формировать логическое мышление, умение делать выводы, развивать творческие способности детей.

Ситуативный разговор «Помоги другу». Цель: расширять кругозор детей, заботливое отношение к друзьям.

Разговор с детьми о пользе дневного сна. 

Свободная деятельность детей в центрах  активности. Раскрашивание раскрасок на тему: «Масленица». Цель: развивать фантазию и воображение детей.

Беседы по индивидуальным вопросам родителей. Цель; выявить интересующие вопросы у родителей.

Консультация «Роль в возрождении русских праздников и традиций в семье»

ООД

ФЭМП

Прогулка

Наблюдение за деревьями. Цель: продолжать знакомить детей с особенностями пробуждения деревьев весной.

Экспериментирование со снегом – почему лепится? Цель: формировать умение делать выводы, основываясь на своих действиях.

Подвижные игры «Метелица», «Скок-подскок». Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность: подметание дорожек метлой. Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

Вечер

Гимнастика после сна.

Отгадывание загадок на тему: «Масленица». Цель: закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Беседа «На остановке».

Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на остановках, в общественном транспорте, учить различать проезжую часть, обочину дороги, тротуар.

Индивидуальная работа с Ксюшей и Соней. Цель: учить выразительно рассказывать стихотворение.

Беседа с детьми на тему: «Как празднуют масленицу в деревне, в городе?». Цель: учить находить сходства и различии в праздновании праздника.

С/Р игра «День рождения». Цель: обогащать игру новыми атрибутами.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая-подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность

в режимных моментах

28.02.2020 Пятница

Утро

Утренняя гимнастика.

Чтение П.А. Вяземский «Скоро Масленицы звонкой закипит веселый пир». Цель: продолжать знакомить с праздником через литературу.

Д/И  «Волшебный мешочек?».  Цель: развивать образное восприятие и мышление.

Д/И «Угадай, что звучит» с Егором И., Лерой. Цель: Знакомить детей со звучанием музыкальных инструментов (колокольчик, бубен).

Прослушивание 

русской народной песни «Барыня». Цель: познакомить детей с творчеством русского народа.

Игры со строительным материалом: строим магазин. Цель: учить детей выполнять объемную постройку коллективно, согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Беседа «Общение со сверстниками». Цель: развитие воспитательного потенциала семьи.

Беседы по индивидуальным вопросам родителей. Цель; выявить интересующие вопросы у родителей.

ООД

Развлечение «Масленицу встречаем, блины выпекаем!». Цель: формировать  представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы.

Прогулка

Наблюдение за голубями. Цели: расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Подвижная коми игра «Пышкай».

Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Экспериментирование «Тающий лёд». Цель: учить определять, что лёд тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстро.

Трудовая деятельность. Подметание дорожек метлой. Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

Вечер

Гимнастика после сна.

Пальчиковая гимнастика «Весна». Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Повторение стихотворений к 8 марта (Кирилл, Алина, Юлиана). Цель: учить выразительно передавать характер стихотворения.

Совместный труд детей

(ремонт книжек). Цель: воспитывать аккуратность, бережность, формирование навыков поддерживания порядка в группе.

С/Р игра «Семья» (Как я маме помогаю печь блины). Цель: развивать чувство коллективности, умение добиваться цели приемлемыми способами общения.

Конспект развлечения в средней группе «Масленицу встречаем, блины выпекаем!»

 

Цель: формировать  представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

 

Образовательная задача:     Познакомиться с традициями праздника   широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы,  развивать умение договариваться и сотрудничать       в ходе совместной деятельности

 

Развивающая задачаРазвивать речь (упражнять в словообразовании      с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка,  Кострома, зять ,тёща, развивать координацию речи с движениями.

 

Воспитательная задача:      Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

 

Ход занятия:

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне – красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, уступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поаукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

 Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

 

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту (тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.  Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день - особенный. А какой, вы сейчас сами мне отгадаете.

 

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник - (встреча)

В этот день делают куклу-чучело (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

 

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних - предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь, дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

 

 2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

 

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

 Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку. Игроки берутся за руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара. Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

-Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

 

3.Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

 

В этот день приходят гости на блины

 

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

 

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

 

Рассматривание картины «Масленица - проводы зимы»

 

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете ,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Дети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

 

Давайте ещё посмотрим на картинку .

Вот соломенное чучело зимы. На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

 

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

 

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща - мать жены или по-другому мама вашей мамы

 

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

 

Словесная  дидактическая игра «Какие бывают блины»

 

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

 

Дети слушают песню «Мы давно блинов не ели»

 

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины , блины,

Вы блиночки мои.

 

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

 

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой ,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

 

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

 

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

 

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это –золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

 

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

 

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

 

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами

Хороводные игры

«Золотые ворота»

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,        

Проходите, господа!        

В первый раз прощается,

Второй раз      запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование на неделю. Тема недели "Домашние животные"

Календарно - тематическое планирование на неделю. Тема недели "Домашние животные"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ Подготовительная группа Тема недели: «Мой город»

Цель: создание  условий  для развития познавательного интереса дошкольников к изучению родного города, его истории, достопримечательностей.Задачи:Обучающие: обогащать представления детей об ...

Календарно-тематическое планирование на неделю во второй младшей группе по теме недели "Здравствуй, детский сад!"

Представлено календарное планирование на неделю по теме "Здравстуй, детский сад!" на основе программы "От рождения до школы" Васильева, Вераска и др....

Календарно-тематическое планирование на неделю "Осень" вторая неделя

Календарный план в средней группе по теме "Осень"...

Календарно-тематическое планирование на неделю "Осень" третья неделя

календарно-тематическое планирование на неделю "Осень" средняя группа...