Главные вкладки

    Методическое руководство "Мир сказок"
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Данная практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на детей от трех до семи лет. Методическое руководство адресовано воспитателям ДОУ, молодым специалистам, студентам педагогических училищ и ВУЗов. В основу положено изучение русских народных сказок и народов России, авторских сказок с использованием методов ТРИЗ и РВТ. В течении четырех лет обучения, учитывая возрастные особенности, дети знакомятся с множеством сказок: сказки о животных, волшебные, авторские и сочиняют свои сказки, знакомятся с пословицами и поговорками. В наш век высоких технологий и компьютеризации живое общение и развитие нравственности уходит на второй план. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Нас должно беспокоить проявление в детях равнодушия к другому человеку. Высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновить его на благородные поступки, не даются ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому главной целью данного руководства является развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе чувств.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание нравственности через средства художественной литературы

    Методическое руководство « Мир сказок»

    Одинцева А.В.

    Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «41 «Лесная сказка» города Лесосибирска», воспитатель.

    Ключевые слова практики: дошкольное образование, методическое руководство, художественные произведения, перспективный план по каждой возрастной группе, конспекты занятий, развлечения, театрализация, рекомендации по организации эмоционально-нравственного воспитания.

    Данная практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на детей от трех до семи лет. Методическое руководство адресовано воспитателям ДОУ, молодым специалистам, студентам педагогических училищ и ВУЗов. В основу положено изучение русских народных сказок и народов России, авторских сказок с использованием методов ТРИЗ и РВТ. В течение четырех лет обучения, учитывая возрастные особенности, дети знакомятся с множеством сказок: сказки о животных, волшебные, авторские и сочиняют свои сказки, знакомятся с пословицами и поговорками. В наш век высоких технологий и компьютеризации живое общение и развитие нравственности уходит на второй план. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Нас должно беспокоить проявление в детях равнодушия к другому человеку. Высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновить его на благородные поступки, не даются ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому главной целью данного руководства является развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе чувств.

    В основе нравственных чувств, как считают учёные, лежат эмпатические переживания человека. Способность откликаться на эмоциональное состояние – это способность быть добрым чутким к чужим бедам и радостям. А развивать эти эмпатические переживания в ребенке нам помогают сказки. Сказка для ребенка - это на просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного  таинственного, а иногда страшного и неуправляемого «Тридесятого царства». В сказочной форме дети сталкиваются с такими важнейшими явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.д. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, переносят их поступки на себя, рассуждая, а как бы они поступили на их месте, хорошо это или плохо. Задача педагога - создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком, проявились в окружающей деятельности. Нужно помочь понять ребенку, в чем нравственный урок сказки, главный смысл, на что она нацеливает маленького читателя, какие моральные установки закладывает в его душе и сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный « намёк», прояснить суть, дать себе урок- вот главная задача.

    Достичь хороших результатов в эмоционально-нравственной сфере можно при  правильной организации жизни детей в группе. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводятся три раза в месяц. Продолжительность занятий зависит от возраста детей, проводятся согласно санитарным правилам и нормам.

    Работа по развитию эмоционально-нравственной сферы проходит поэтапно, с учётом возраста ребёнка.

    Младшая группа - сказки  о животных.

    Средняя группа - сказки о животных.

    Старшая группа - волшебные сказки.

    Подготовительная  группа-авторские сказки, сказки разных народов.

    Содержание программного материала распределяется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Раз в месяц проводятся и досуговые занятия, которые наполнены сказочным сюжетом. Досуги и занятия составляются по схеме:

    1.Введение в тему. Создание эмоционального настроя.

    2.Основная часть. Создание условий для реализации творческого потенциала ребенка.

    3.Эмоциональное, логическое заключение: результат деятельности, продуктивность.

    Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В этом помогают родители. Привлечение детей и родителей к реализации хороших поступков, организация различных мероприятий – «Покорми птиц зимой», «Посади дерево», « Концерт для малышей», походы в библиотеку и музей на тематические вечера, концерт ко дню Победы в доме ветеранов, ежегодные  театральные постановки , КВЕСТы. Все они  дают возможность позитивно относиться к людям, к животным, к окружающему миру.

    Данная практика реализуется через чтение (рассказывание) взрослого, последующей беседы, рассматривание иллюстраций, придумывание продолжения  или концовки сказки, моделирование, театрализацию, метод проектов, тематические выставки, литературные праздники, КВЕСТы, игры и упражнения на различение эмоций и пополнению словарного запаса.

    Ориентируясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

    -способность ребенка договариваться;

    -учитывать интересы и чувства окружающих;

    -сопереживать неудачам и радоваться успехам близких;

    -адекватно проявлять свои  чувства , в том числе веру в себя;

    -стараться разрешать конфликты;

    -уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих мыслей, чувств, желаний, проводила регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода и ухода из детского сада, в походах в парк, музей, на пришкольный участок. Это позволило достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка при воздействии с воспитателями, родителями, сверстниками, посторонними людьми, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.  По результатам наблюдений 85% детей показали высокие результаты на этапе завершения дошкольного образования. Когда в начале мониторинга она доходила только до 45%.

    Несмотря на плодотворную и регулярную работу педагога могут возникнуть трудности так называемого «одностороннего» воспитания. Ведь не каждый родитель может помочь своему ребёнку советом, обсудить действия того или иного человека в силу незнания или нежелания. А начало нравственности лежит в укладе жизни ребёнка, в его отношениях с близкими людьми - папой, мамой, бабушкой, дедушкой. В этом случае приходят на помощь индивидуальные беседы, тематические собрания, «Круглые столы», где родители могут спросить, обсудить те или иные вопросы. Воспитатель может дать рекомендации  по нравственному воспитанию ребенка. Мой опыт презентовался на уровне нашего ДОУ в виде театрализации всем группам и родителям. И был высоко ими оценен.

    Своим опытом я могу поделиться на своем сайте, выступлением перед молодыми специалистами города, написанием статьи в периодические педагогические издания.  Фотоотчет некоторых театрализаций уже имеется на моем сайте.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.

    Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюс...

    Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

    Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

    Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"

    Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мер...

    Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

    Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

    Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

    Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Неделя сказок А.С. Пушкина"

    В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга. Комплексно-тематическое планирование работы на неделю ...

    Методические разработки занятия на тему: "Путешествие в страну сказок" в старшей группе

    Занятие проводится с целью:1. Развивать связную речь детей; упражнять в составлении описаний, соблюдая структуру данного типа речи; закреплять умения составлять рассуждения.2. Учить составлять сказки ...