Конспект сюжетно-ролевой игры "Семья" для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жигарева Инна Владимировна

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_syuzhetno.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в подготовительной к школе группе

Цель:

Формирование у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Задачи:

1. Способствовать обогащению социально-игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, навыки общения со взрослыми и ровесниками

3. Развивать диалогическую речь детей, используя в речи формы вежливости.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы:

1. Обогащение содержания игры внесением новой игрушки (куклы).

2. Беседа о возможных действиях детей в той или иной роли.

3. Наводящие вопросы.

4. Раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка.

5. Подведение итогов.

Игровой материал:

кукла, набор специальных игрушек «Детский парикмахер», халаты, «деньги», кошельки, муляжи, фруктов, кондитерских изделий, бананы, разделочная доска.

Предварительная работа.

Беседы: «Как мы играем с куклами»«Какая бывает посуда»«Моя семья»«Как я маме помогаю»«Кто, кем работает?».

Беседы с опорой на личный опыт «Как мы ходили в парикмахерскую»,

«Как мы ходили за покупками в магазин»«В новом магазине много разных отделов»«Как работает продавец»«Вежливые покупатели» «Как я с мамой ходил в супермаркет».

Дидактические игры:

«Дочки – матери»«Угостим куклу чаем»«Накормим куклу обедом» «Как нужно встречать гостей»«Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)»

«Красивые прически для кукол»«Поучимся завязывать бантики»«Подбери бант для куклы».

«Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом»«Что лишние»«Опиши – мы отгадаем»

Работа с родителями:

Обеспечение атрибутами к игре: газетами, журналами, пустыми коробками из-под сока, конфет, чая (для магазина) и др.

Структура занятия.

1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»

2. Сюрпризный момент

3. Распределение ролей игры «Семья»

4. Совместная с воспитателем игра

5. Итог занятия.

Игровые роли:

Мама, папа, дочка, кукла, бабушка, дедушка, парикмахер, клиенты парикмахерской, продавец, посетители, водитель автобуса, кондуктор  автобуса, пассажиры, инструктор ДПС

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте». Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы?  Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? А какие праздники вы отмечаете?

Опрос детей о семейных праздниках.

1 ребенок. Мы любим отмечать всей семьёй новый год.

2 ребенок. Мы любим отмечать всей семьёй «День победы».

3 ребенок. Мы любим отмечать всей семьёй «Международный женский день»

4 ребёнок. Мы любим отмечать всей семьёй «День победы».

5 ребёнок. Мы любим отмечать всей семьёй «День рождения».

Воспитатель: Хорошие праздники. А играть вы любите?

Дети: Да.

Воспитатель: А в какие игры вам хотелось бы поиграть сегодня?

1 ребенок. Я бы хотела поиграть в Парикмахерскую, потому что приятно людям делать красивые прически и т. п.

2 ребенок. Я хотел бы поиграть в игру «Магазин» потому что мне нравится продавать людям разные продукты и т. п.

3 ребёнок. Я бы хотела поиграть в дочки-матери, потому что нравится заботиться о своей семье.

Воспитатель: Ребята, вы всегда сами выбираете игру, а сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Семья».

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель:

Ребята, кто это плачет? (достает из коляски куклу). Кто это?

Дети: Малыш.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: Ему нужна мама и папа.

Воспитатель: Правильно. Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья. Давайте выберем ему маму. Кто хочет быть мамой?

Дети: Я хочу. Я буду заботиться. О малыше и всех членах семьи.

Воспитатель: Хорошо, а кто хочет быть папой?

Дети: Я хочу. Я буду помогать маме, зарабатывать деньги и ездить в магазин за продуктами.

Воспитатель: Кто хочет быть старшей сестренкой?

Дети: Я хочу. Я буду помогать маме по дому и сидеть с младшей сестренкой.

Воспитатель: Хорошо. Может в нашей семье еще будут бабушка и дедушка?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто хочет быть бабушкой?

Дети: Я хочу быть бабушкой. Я буду читать внукам сказки и воспитывать их.

Дети: А я хочу быть дедушкой. Я буду играть с внуками и помогать бабушке.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, надо выбрать имя для нашего малыша, как бы вы хотели ее назвать?

Дети: Маша.

Воспитатель: Замечательное имя! А как вы думаете, почему наш малыш нарядно одет? Может у него какой-то праздник?

Дети: Может у нее день рождения?

Воспитатель: Да, день рождения. А когда у нас с вами праздник, что мы делаем?

Дети: Готовимся, делаем прическу и одеваем праздничную одежду.

Воспитатель: Правильно, для этого мы ходим в парикмахерскую. А кто там работает?

Дети: Парикмахер.

Воспитатель: Правильно. Давайте выберем парикмахера, кто хочет быть парикмахером?

Дети: Я хочу. Мне нравится делать красивые прически.

Воспитатель: А что покупают на день рождения?

Дети: Торт.

Воспитатель: Правильно. А где мы это делаем?

Дети: В магазине.

Воспитатель: А кто там работает?

Дети: Продавец

Воспитатель: Правильно. Давайте выберем продавца.

Дети: Я хочу.

Воспитатель: Хорошо. Вот и распределили все роли. Давайте начнем игру, занимаем свои места, парикмахер раскладывает свои нужные для работы предметы: ножницы, расчески, шампуни. Продавец раскладывает товар на прилавок, надевает фартук. Бабушка с дедушкой идут к себе домой.

Ход игры:

Бабушка: (звонит по телефону).

Доброе утро. Как ваши дела? 

 Мама: Доброе утро. У нас все хорошо. Сегодня день рождения у Маши. Приезжайте в гости.

Бабушка: Хорошо, спасибо за приглашение.

Бабушка и дедушка собираются в гости, берут подарок, бабушка берет сумку едут на автобусе в гости на День рождения Маши. 

(Подходят к стульчикам, изображающим автобус, все места заняты)

Бабушка: Вот и наш автобус. Заходим.

Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в путь,

давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Ответы детей:

Не ходить в автобусе во время движения, не сорить, не перебегать

с места на место.

Воспитатель: Итак, нам нужен шофёр и кондуктор. Ребята, а кто следит, чтобы на дороге был порядок.

Ответы детей: Инспектор ДПС

Воспитатель: Кто будет следить за порядком на дороге? (выбор роли) Кто у нас будет работать водителем автобуса? (выбирают шофёра)

- Какое место в автобусе занимает водитель? (где находится это место)

Ответы детей: в кабине.

Воспитатель: Кто будет кондуктором? (выбирают кондуктора)

- Что нужно взять с собой, чтобы купить билет?

Дети: деньги.

(Пассажиры уступают старикам место, по салону проходит кондуктор  продает билеты пассажирам).

Кондуктор: - Здравствуйте, с вас 1 рубль. Вот вам билет на проезд. Дети едут и поют:

- Автобус, автобус

Едет, гудит.

В кабине автобуса

Шофер сидит.

Свисток.

Инспектор: Здравствуйте, вас приветствует инспектор патрульной службы Ф.И..

Предъявите, пожалуйста, свои права.

Водитель: Пожалуйста

(водитель предъявляет «документы», инспектор их проверяет).

Инспектор: Спасибо, счастливого пути.

Бабушка, дедушка: Приехали. Выходим. Вот дом куда нам нужно.

Мама: Здравствуйте.

Бабушка, дедушка: Здравствуйте.

Мама: Проходите к нам в гости.

Бабушка, дедушка: Спасибо. Мы вам принесли гостинцы. (Протягивает гостинцы)

Мама: Спасибо. Мы сейчас пойдем в парикмахерскую делать прически, а вы пока погуляйте на улице с Машенькой, вот тут ее одежда, вот коляска, вот бутылочка и соска.

Бабушка, дедушка: Хорошо.

Мама, папа, сестра берут сумки уходят в парикмахерскую.

Бабушка, дедушка. Одевают малыша и идут гулять.

Парикмахер: Здравствуйте, проходите.

Мама: Здравствуйте. У нас сегодня праздник - День рождения у нашей младшей дочки Маши,  и мы хотим сделать прически.

Парикмахер: Хорошо, присаживайтесь.

«В парикмахерской»

Усадить клиента на стульчик, завязать фартучек вымыть клиенту голову 

(можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать).

Причесать (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком посмотреться в зеркальце.

Папа: Спасибо. Сколько с нас.

Парикмахер: С вас 10 рублей.

Папа: Возьмите. (расплачивается)

Мама, сестра, Папа: До свидания

Парикмахер: До свидания.

Мама: Мы забыли купить сладости. Нужно сходить в магазин.

Папа: Пойдемте в магазин.

В это время бабушка с дедушкой и куклой возвращаются домой. Мама с папой и сестренкой идут в магазин.

Папа: Здравствуйте.

Продавец: Здравствуйте.

Папа: Нам нужны сладости  и фрукты.

Продавец: Вот, пожалуйста.

Папа: Сколько с нас?

Продавец: 15 рублей.

Папа: Пожалуйста, возьмите. (расплачивается)

Идут домой.

Мама, папа: Мы вернулись, а вы погуляли?

Бабушка, дедушка: Да, погуляли и поели.

Мама: Пора накрывать праздничный стол. Но сначала

давайте вымоем руки.

 Пальчиковая игра «Мойся пальчик большой, мойся указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький» Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток.

 Мама: Доченька (сестра) доставай стаканчики для чая, а потом поиграй с сестренкой – Машей. Папа – приготовь тарелочки. Бабушка, ты мой фрукты. Начинают накрывать на стол.

Садятся за стол.

Воспитатель: подходит к ребятам.

Ребята можно к Вам в гости?

Дети: Можно.

Воспитатель: Я слышала, что у Маши сегодня день рождения.

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте мы с вами поздравим именинницу.

Игра «Каравай»

Воспитатель: Я желаю, чтобы Маша росла здоровой, а что пожелает мама?

Мама: Я желаю, чтобы Маша росла умной.

Папа: Я желаю Маше счастья.

Бабушка, дедушка: Мы желаем, чтобы Маша росла счастливой.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Мне очень понравилось, как вы играли. А что понравилась вам больше всего в игре?

Дети: Ходить в парикмахерскую, продавать продукты, гулять с ребенком, ездить на автобусе, праздновать день рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Аннотация к сюжетно - ролевой игре «Космическое путешествие»Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:•...

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе "Больница"

Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе "Больница"...

конспект сюжетно-ролевой игры для подготовительных групп "Новогодний карнавал"

Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Этот конспект направлен на развитие диалогической речи, творческих способностей ребенка....

План-конспект сюжетно-ролевой игре в подготовительной группе «Космическое путешествие»

План-конспект с/р игры "Космосмическое путешествие" с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Поход в парк Юрского периода»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о динозаврах юрского периода.Задачи: воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логиче...

Конспект сюжетно – ролевой игры в подготовительной группе «Олимпиада»

Цель: Развивать умение применять знания о здоровом образе жизни в игровой деятельности, расширить, представление детей о пользе для здоровья физической культуры, о необходимости заниматься спортом еже...

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Фитнес - клуб" «Здоровичок»

Дать представление о том, что здоровье - главная ценность человеческая жизни.- укреплять основные мышечные группы- активизировать словарь детей- развивать познавательный интерес- развивать познаватель...