Что является нормой поведения для малышей?
консультация (средняя группа)

Петрова Марина Анатольевна

Поведение детей: что является нормой?

Тип темперамента и особенности характера как возможные причины детской агрессивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Причины агрессивности у детей19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Поведение детей: что является нормой?

Чем больше я контактирую с маленькими детьми, тем меньше я удивляюсь крайностям детского поведения. На самом деле подавляющее большинство форм проявления детского поведения можно смело назвать нормой. Но если говорить о допустимом поведении, то я твердо уверена, что решать этот вопрос должны сами родители. Если поместить энергичного, шумного малыша в такую же энергичную, шумную семью, его присутствия никто не заметит, тогда как тихий, воспитанный ребенок будет выделяться на фоне этой семьи.

Терпимость к непослушанию зависит от индивидуального характера родителей и от их отношения к жизни, а оно (это самое отношение) меняется изо дня в день. Когда жизнь кажется нам прекрасной, мы можем смириться с очень многим, но в неудачные дни наше отношение к поведению детей меняется.

Мы уже знаем, что, как правило, все маленькие дети негативны и упрямы. У них больше силы, чем ума, они живут только сегодняшним днем и не отличаются особой гуманностью. У всех малышей отмечается только лишь поверхностное знание о любви к ближнему, у одних она проявляется в большей степени, у других — почти не проявляется.

Девять из десяти родителей испытывают определенные трудности, связанные с поведением своего малыша, тогда как только в одном из четырех случаев родители считают воспитание маленьких детей достаточно тяжелым занятием. Родители,  дети которых посещают детский сад, знакомы с образовательной программой - 77 % выражают серьезные сомнения по поводу своих воспитательных способностей, 88 % признаются, что дома иногда шлепают своих детей, а 15 % считают, что маленькие дети и поход за покупками — совершенно несовместимые вещи.

Родители проявили заинтересованость в изучение темперамента и поведения детей. Все дети рождаются с индивидуальными чертами характера.  Анкеторование показало, что 40 % детей попали в категорию «ребенка, за которым весело и легко ухаживать как при рождении, так и в раннем детстве». С тем, что таких детей воспитывать легко, согласились и воспитатели, и родители, и учителя, и детские врачи. Независимо от того, являются ли родители таких детей опытными или не очень, с их воспитанием у них вряд ли могут возникнуть какие-то проблемы.

Однако воспитание более чем половины детей оказалось не таким уж простым делом, 10 % были хулиганами с самого рождения. Они доставляли определенные трудности сначала в младенчестве, затем в младшем возрасте. Нередко сложности с воспитанием таких детей продолжались и в школе. От них страдали буквально все: родители, учителя и детские врачи. Представители этой группы характеризовались особым негативизмом, шумным поведением, а также крайней раздражительностью. У таких детей были отмечены нерегулярный сон и прием пищи, к тому же они с трудом приспосабливались к любым, даже самым незначительным переменам. С ними было нелегко справиться, они постоянно возражали взрослым и впадали в истерики. Эти дети очень быстро лишают своих родителей всякой уверенности в себе, и частенько оказываются из-за них на больничном с диагнозом «нервный срыв». Таких детей крайне тяжело воспитывать любым родителям.

Отличие этой группы состояло в том, что в случаях, когда к ним относились с любовью, лаской, пониманием, упорством и терпением, у таких детей появлялся хороший шанс вырасти достойными людьми. Воспитывать таких детей — настоящее испытание, в результате которого терпеливые и ответственные родители справляются, а обычные родители ведут постоянную борьбу.

Легкость воспитания этих детей зависеит от родителей и того комплекта качеств характера, который эти дети унаследовали от природы.

Еще одно исследование, проведенное в Нью-Йорке, наблюдало за развитием 200 детей, начиная от двух лет и заканчивая школьным возрастом. Оно определило главные проблемы поведения, с которыми сталкиваются родители на разных возрастных стадиях развития детей.

Данные показатели заставляют задуматься: что же является нормой поведения для малышей?

Тип темперамента и особенности характера как возможные причины детской агрессивности.

Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.

Меланхолики. У меланхоликов часты нервные срывы, они постоянно находятся в состоянии эмоционального стресса, любая мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Для ребенка-меланхолика стрессовой является любая ситуация соревнования и любые новшества. Сложные игры, особенно длительные, утомляют их и доводят до стресса. Они быстро утомляются и требуют перерывов в деятельности. Такие дети обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности в себе, часто плачут. При этом реакцией на стресс у меланхолика является уход в себя и свои переживания. Меланхолик предпочтет уединиться и страдать молча.

Флегматики. Их нервная система хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Он хорошо переносит трудности. Единственное, что создает ему трудности, это необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях. Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его, как кота Леопольда. Тогда в какой-то момент срабатывает внутренний природный "озверин", и флегматик отвечает агрессией на агрессию. Но это крайне редкий случай.  

Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Он жизнерадостен и оптимистичен, очень общителен. Ребенок-сангвиник обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас.. Типичный Сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. В пассивную агрессивность сангвиника может "загнать" чувство вины и ответственности за собственную ошибку.

Холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию.

Социально-биологические причины детской агрессивности

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, "крутым". Неагрессивные дети в школе уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям настраивать своих детей к тому, чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут "вписаться" в "мужское общество", в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система формирования этических норм поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ» «Хотим быть добрыми»

В современном обществе приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми рассматривается как одна из важнейших задач социально – личностного развития...

Родительское собрание на тему: "Формирование у детей нравственно - этических норм поведения".

Показать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребенка....

ДОКЛАД «Формирование норм поведения у дошкольников»

Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  ихповедения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможностиповседневной бытовой...

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие "Неразлучные друзья". Цель: Развитие социально - положительных норм поведения у детей младшего дошкольного возрата.

Цель: развитие социально - положительных норм поведения.Задачи:1. Знакомить с положительными и отрицательными моделями поведения.2. Анализировать поступки сверстников и давать им оценку.3. Формировать...

Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"

Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе....

Формирование нравственных качеств и этических норм поведения у детей дошкольного возраста

Описывается важность формирования нравственных и этических норм поведения детей дошкольного возраста. Предлагаются методы достижения воспитательных целей....