Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"
статья

Пустовалова Инна Николаевна

Цели, задачи, функции, практическая реализация в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ct.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Актуальность темы данной работы определяется тем, что детство – важный шаг в формировании личности будущего взрослого. Уже в дошкольном возрасте взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка. В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение. Дошкольники открыты, любопытны и могут легко заинтересоваться. Поэтому дети этого возраста имеют хорошие предпосылки для планового и последовательного нравственного воспитания.

В этом возрасте также происходит интенсивное развитие эмоционально-психологического пространства. А для патриотического воспитания важно, чтобы живые примеры оставались в памяти ребенка надолго.

Новая парадигма развития современной системы дошкольного образования в России связана с реализацией спроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества и мировой культуры. Публичная политика по развитию системы дошкольного образования продиктована своей главной целью: подготовить подрастающее поколение к активной творческой жизни в мировом сообществе. С одной стороны, дети должны быть готовы к социальной жизни в условиях 21 века. С другой стороны, необходимо также научить детей ценить и усиливать достижения своей родной культуры. Таким образом патриотическое воспитание является одним из приоритетных, быстроразвивающихся направлений современного дошкольного образования [1].

            В дошкольном возрасте дети способны любить своих родителей, родственников, друзей, родину. Все это составляет термин «патриотизм». В общем контексте патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность Отечеству, желание служить своим интересам и готовность защищать его.

Хромова М. Н. понимает патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций, направленную на создание высокого уровня патриотического сознания граждан, чувства лояльности к своей родине, готовности выполнять гражданские обязанности и конституционные обязанности.

Согласно концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

- создание любви к своей стране (дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, родителям, соседям и др.

Одной из особенностей развития у детей представлений об их дошкольном доме является тот факт, что дети могут осознавать, что определенные объекты и явления существуют, но никак не связаны с ними, поэтому они к ним равнодушны. Ребенок не всегда может видеть моральный принцип в окружающей среде для себя, потому что многие объекты являются нейтральными по отношению к эмоциональной жизни ребенка, если они не находятся в определенной связи с его жизненной деятельностью. Важно отметить, что вывод исследователей состоит в том, что вся система образования должна стремиться использовать знания для формирования положительной оценки, чувств и взглядов [4].

Даже в раннем возрасте знания и представления ребенка о его родном городе, его стране и особенностях русских традиций должны быть обогащены. Необходимо способствовать формированию сострадания к горю других, дружескому отношению к родственникам, товарищам по группе. Крайне важно учить ребенка этическому поведению и самодисциплине. Формировать художественные и языковые навыки, чтобы пополнять детский словарный запас. Морально-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одну из направлений образовательного процесса.

Основной и конечной целью нравственно-патриотического воспитания является подготовка молодежи к ответственному участию в жизни страны. Ее ядро ​​- принятие идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного строя и организации жизни демократического общества.

В детстве определяются основные установки, которые во многом влияют на будущее развитие личности: отношение к месту проживания, к родине, к людям в окружающей среде, к сообществу, к себе как к части этого сообщества и т. д. Л.И. Божович, известный советский психолог, подчеркивал, что взрослый вводит ребенка в мир социальной реальности- социально развитые навыки, умения, нравственность и т. д.

Совершенствование патриотического воспитания- это педагогическая обязанность, обеспечивающая развитие России как свободного, демократического государства, формирование высокого патриотического сознания граждан Российской Федерации, лояльности к Родине и готовности выполнять свои конституционные обязательства [3].

Литература и искусство (книги, картины, скульптуры, музыка) являются активным средством массовой информации. Художественные образы, интригующие моменты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрывают лучшие качества человека, осуждаются негативные действия и явления- все это находит живую реакцию у детей.

Советские писатели создали много замечательных произведений для детей. Дети дошкольного возраста хотят быть похожими на Вовку (из поэтического цикла А. Барто «Вовка- хорошая душа»), они понимают значение «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой «Живая шляпа»). Истории М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают красоту и самобытность родной природы, пробуждают любовь к ним.

В нравственном воспитании живопись и скульптура также являются эффективным средством. Живые образы, конкретные действия, изображенные на картинах или скульптурах, влияют на чувства детей и помогают им лучше понять моральное содержание ситуации.

Музыка оказывает особое влияние на чувства. Умелое использование музыки воспитателем создает эмоциональную реакцию у детей, помогает им понять особенности народной песни и мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, танцев создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников.

Российские дошкольные учреждения ищут различные пути и подходы к формированию патриотического воспитания у дошкольников. В настоящее время поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию имеет большое значение. Проблема патриотического воспитания имеет особое значение в возрасте дошкольников.

В связи с этим возрастает важность справедливого выбора условий и ресурсов для обеспечения наиболее эффективного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что одним из таких условий является ознакомление детей дошкольного возраста с культурным наследием населения России путем изучения достопримечательностей их места рождения. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения имеет особое значение [2].

Российская система образования играет главную роль в гражданском развитии молодежи, в воспитании любви к земле и преданности своей родине. Патриотизм характеризуется своим социальным содержанием. Дошкольные учреждения составляют базовый уровень системы образования в нашей стране. И именно по этой причине они играют ведущую роль в просвещении дошкольников о мировоззрении и позиционировании для поощрения патриотических чувств.

В рамках формирования патриотического воспитания в нашей группе мы организовали «патриотический уголок». Он трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей. В своей работе мы учитываем, в первую очередь, возраст детей, их возможности для восприятия того или иного объекта. Все представленные детям экспонаты продумываем на целесообразность, научность, достоверность. Весь уголок можно разделить на 5 зон:

  1. Познавательная зона: глобус, физическая карта России, флаг (в виде магнитных полосок триколора на «живых» стенах), герб, гимн РФ, портрет президента РФ Путина В.В., герб и флаг г. Воронежа, карта города Воронежа, основные достопримечательности, фотографии известных горожан, фотографии с архитектурными сооружениями г. Воронежа, экспонаты ВОВ, познавательные книги по патриотическому воспитанию.
  2. Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Города герои», «Народы России», «Рода войск», «Русские традиции», фотоальбом экскурсии детей в музей-диорамы г. Воронежа, фотоматериал «Памятники воинской славы» и др.
  3. Музыкальная зона: СD диски с записью патриотических песен, детские музыкальные инструменты, русские народные инструменты (рожок, дудочка, деревянные ложки, бубен, свистулька, трещотка), сборник по фольклору (сказки, былины, предания).
  4. Игровая зона: развивающие игры («Найди флаг», «Гости города», «Народные промыслы», «Предметы старины», «Народный календарь»)
  5. Зона костюмирования: пилотки, фуражки, народные платки, плащи, воротники, бинокли, детские народные костюмы. (Все эти вещи используются в сюжетно-ролевых играх)

Важную роль в оформление и пополнение «экспонатов» для «патриотического уголка» внесли родители воспитанников. Одни приносили семейные наследия, другие участвовали в изготовлении игр, наглядного материала, разрезных картинок, пошиве народных костюмов.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен знать название своей улицы и той, где находится детский сад. Дети должны знать в честь кого или какого события данные улицы были построены. Старший дошкольник должен знать название своего города, свою улицу и прилегающие улицы. А благодаря играм в нашем «патриотическом уголке» дети легко и непринужденно запомнили эту информацию и многую другую. Эта работа очень интересна, пополнение уголка происходит постоянно, дети обращают внимание на многие вещи, которые могли бы нам пригодиться. Всё это способствует формированию сенсорного, интеллектуального внимания и мышления.

Т.Р. Лыкова считает, что педагогическая поддержка развития патриотизма у детей дошкольного возраста имеет следующие функции:

- защита и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта взаимоотношений с людьми, миром и собой;

- формирование общей культуры учащихся, развитие их моральных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, создание предпосылок для совершенствования учебной деятельности;

- обеспечение изменчивости и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм дошкольного образования, а также возможность предоставления образовательных программ разных уровней и приоритетов с учетом образовательных потребностей учащихся;

- создание социокультурной среды, соразмерной возрасту и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка в дошкольном детстве, независимо от места проживания, пола, страны, языка, социального статуса, психофизиологических характеристик (включая ограниченные возможности для здоровья);

- обеспечение преемственности программ начального и дошкольного образования.

Внедрение федеральных образовательных стандартов привело к улучшению содержания и методических основ образования. Целью педагогического сопровождения и патриотического воспитания является заложить основу для создания патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, нравственно-познавательного развития, развития инициативности и творческих способностей.

На основании всего вышесказанного можно констатировать, что основной задачей патриотического воспитания является формирование патриотизма, любви к родине. При знакомстве с традициями и обычаями своего народа эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями. Их знания об окружающей среде, включая их близких и родину, расширяются.

Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно разработанных целей и задач является содержанием образовательного процесса, в котором воспитатель не дает сборных образцов духовно-нравственной культуры, а развивает и создает вместе с детьми. В процессе патриотической деятельности происходит общий поиск законов и норм жизни, что является важнейшим образовательным элементом в становлении и воспитании личности.

Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольных учреждений. Это сложный педагогический процесс, основанный на развитии нравственных чувств. Для достижения наиболее эффективной организации образовательного процесса, целью которого является формирование патриотизма как качественной личности, педагоги должны иметь соответствующие методы и формы организации, а также методы работы. Каждый регион или даже маленькая деревня уникальны.

Подбирая подходящий материал, дети дошкольного возраста могут получить представление о том, чем славится их родина. Работа над знакомством детей с их родным городом должна быть тщательной, систематической.

Литература:

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. – СПб. : ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011.  – 192 с.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа).  – М.: Просвещение, 2010. – 93с.
  3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 115 с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. – М. : Детство-Пресс, 2016 г. – 304 с.
  5. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 1991. – 112 с.