Конспект психологического занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия (старшая группа)

Савельева Ольга Львовна

Конспект занятия в комнате психологической разгрузки для детей дошкольного возраста.Комплекс упражнений по психомоторной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zanyatie_morskoe_puteshestvie.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»

Методическая разработка

психологического занятия

«Морское путешествие»

Педагог- психолог:                      Савельева О.Л.

                                                  

                                                 Подольск, 2020г.

 Методическая разработка

психологического занятия по программе:

«Комплексная методика психомоторной коррекции»

Тема: «Морское путешествие»

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.

Цели: создание условий для комплексной коррекции и абилитации методами телесно-ориентированной терапии.

 Задачи:

1. Активизировать умственные способности детей, развить образную память, умение выделять признаки, анализировать и синтезировать.

2. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;

3. Обучить детей дыхательным упражнениям, самомассажу, растяжкам, глазодвигательным упражнениям. Работа с локальными зажимами (голосовые связки, оптимизация мышечного тонуса и психомышечная тренировка развитие межполушарного взаимодействия).

5. Развивать речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки, закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;

6. Обучить детей произвольно концентрировать внимание, оценивать и произвольно изменять мышечный тонус, формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

 7. Формировать навыки саморегуляции.
 

Материалы и оборудование: фигурки морских животных, ракушки, цветной песок для песочной анимации, напольные тактильные дорожки; сухой бассейн, мячики, пузырьковая колонна; фиброоптический фонтан, проектор направленного света; зеркальный шар; мягкое напольное покрытие; аудиодиски со звуком «Шум прибоя».

Место проведения занятия: сенсорная комната

 Ход занятия 

I. Включение в игровую ситуацию

Психолог: 

Здравствуйте ребята, я хочу рассказать вам интересную сказку про маленькую жемчужинку.

Сначала, познакомимся, я вам каждому дам по жемчужине, а вы называйте свое имя ласково.

Возьмите жемчужину и начинайте перекатывать в ладонях сначала вместе, затем каждым пальчиком. (Во время движений психолог рассказывает сказку)

В глубоком синем море жила-была мама Ракушка. И была у нее дочь. Звали ее Жемчужинка. Любила она петь и танцевать. И никого кроме Жемчужинки у Ракушки не было. На ночь она укрывала малютку под теплое одеяло, плотно закрывая двери – на всякий случай. Ведь в море всякое случается. И вот однажды приключилось так, что мама Ракушка забыла запереть дверь. Жемчужинка решила, что мама отпустила ее погулять по дну морскому. Уже стемнело. Пора было возвращаться домой, но дорогу она отыскать была не в силах. Ребята, давайте поможем жемчужине найти дорогу к маме Ракушке.

Психолог: Ребята, из двух рук образуйте раковину для жемчужины, а затем раскрываем раковину по каждому пальчику в отдельности, в случае приближения опасности закрываем и крепко сжимаем. (Хлопок издает психолог, массаж кистей).

Проплывала рядом акула, когда рыба плавает под волной раковина открыта, как только она выпрыгивает из воды, раковина должна захлопнуться. Рыбка, ребята, может вас обмануть и помахать лишь хвостиком. Будьте внимательны! (Игра на внимание и упражнения для глаз на сохранение зрения)

Психолог: Ну, а теперь ребята нам нужно отправляться в путь и помочь жемчужинке найти маму Ракушку. А отправимся мы в морское путешествие на паруснике.

 Итак, мы выходим в открытое море – надо поднять якорь. (Пальчиковая гимнастика - Пальчики перебираем - и цепочку получаем). (Звучит шум прибоя)

                                        II. Разминка

 Психолог. Готовим корабль к отплытию. Загружаем в трюм последние ящики и чемоданы. Поднимите свой ящик. Он очень тяжелый. Поднимаем ящик высоко над головой, устанавливаем. Мышцы напряжены. Уф! Ящик на месте, можно отдохнуть. Роняем руки вниз, расслабляемся (2—3 раза). А теперь вместе поднимем на самый верх большой тюк. Молодцы! Теперь можно расслабиться.

Упражнение «Кораблик» (включается диск «Шум прибоя»).

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем.
А другую — расслабляем!

Дыхательное упражнение «Паруса» и «Ветер и ветерок": 

Психолог: Чтобы наш парусник отплыл нужно, чтобы у него были паруса. Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
 -  Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Дуйте на свои платочки как можно сильнее.
 Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.) (Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует рукам порывы ветра и сопровождает их звуками " у-у-у" напротив друг друга).

Следующее упражнение «Море». Повторяйте движения за мной. В море плещут волны, большие и маленькие, а одна огромная, руки в замке. В море плавают дельфины, всей рукой вперед. За ними плавают дельфинята. Держим кисть, они вот так двигают хвостиками. Вместе с дельфинами плавают медузы, сжимать кулак говорим А-А-А, громче, кулак сжимаем сильнее, резко разжимать. Все они танцуют и смеются, вращать кисти.

(Звучит музыка шторма)

Ребята я слышу, что начинается шторм. Во время шторма море неспокойное и это опасно для кораблей.

Массаж: 

Предлагаю всем встать в круг и повернуться друг за другом.

Мы будем делать массаж спины впереди стоящему участнику.

Вода после шторма всегда в беспорядке. (Пощипываем двумя руками спину сверху вниз).

Виднеются всюду морщины и складки. (Трем ребрами ладоней, сверху вниз).

Чтоб выровнять море вблизи и вдали. (Проводим рукой по спине, слева-направо, с усилием)

Все время утюжат его корабли. Вам понравилось? Поворачиваемся в обратную сторону, Выполним еще раз, молодцы!

 «Волна» небольшая волна то опустит на дно, то снова поднимет.

И.п. – cтоя на коленях, руки на поясе.

1-2 – сесть на правое бедро, руки влево;

3-4 – вернуться в и.п. Тоже влево.

Выполнить 6-8 раз.

                         III. Общеразвивающие упражнения:

Психолог: Ребята, после шторма нужно посмотреть, что же там вдали. Давайте посмотрим в бинокль, сложите руки колечком и смотрите в них вдаль. Что вы видите? Молодцы! Рыбок. Давайте подойдем к пузырьковой колонне.  Проследите глазами, как вдали рыбки качаются по волнам, вверх-вниз, а теперь провожайте взглядом. Вправо-влево. (Упражнение развивает зрительное внимание).

Ребята, а кто из вас знает еще каких-либо обитателей подводного мира? (Ответы детей). Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно? (Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная маска, батискаф).

Правильно, ребята, а вы хотели бы опуститься на дно.

Тогда наденем маски.

Вот так рыба, просто чудо!

Очень плоская как блюдо

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела

Это рыба (Камбала).

Ребята, кто из вас знает, почему камбала меняет цвет?

Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов, может стать пятнистой или в клеточку. Камбала сливается с поверхностью воды, плавает на одном боку, стелясь по дну.

 Для нее волна качели,

И плывет она без цели,

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

(Медуза)

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру Волшебный мешочек. В моем мешочке находятся фигурки различных морских обитателей. Вам необходимо по очереди на ощупь угадать кто же там. (в процессе психолог дает краткое описание животного и показывает фигурку)

Упражнение «Морской конек» (необычно плавает стоя, то сделает рывок вперед, то замрет, покачиваясь в воде.

И.П. – основная стойка, руки на поясе.

1 – выпад правой ногой вперед

2-3 – пружинные покачивания

4 -  левой ногой.

Физкультминутка «Морские обитатели»

Много других обитателей живет в море: (дети имитируют поведение)

На дне морском, среди кораллов дивных, живет таинственный невиданный народ:

Вот краб ползет, клешни расставив, рак, посмотрите, пятится назад,

А вот, ползет морская черепаха (ползание на спине).

А это кто, резвится и играет, конечно это добрый осьминог.

Легли на спину, барахтаемся со всей силы в воде, у кого больше брызг получается! Молодцы, расслабили все тело, отдыхаем.

Скорее становитесь, друг за другом, плывет рыба угорь,

Делимся на пары, стали спиной друг к другу, отличный краб, двигаемся, одновременно.

Краб известный забияка, он чуть-чуть похож на рака.

Психолог: а теперь ребята мы с вами высадимся на необитаемом острове. Перепрыгиваем через дорожку. (Дети совершают массаж стоп, проходя по тактильной дорожке).  Вам нужно искупаться в сухом бассейне и достать со дна водоросль такого цвета, какой вам больше нравится (Методика цветовой тест). (В сухом бассейне располагаются длинные вытянутые воздушные шары разного цвета).

Упражнение «Водоросли» водоросли тянуться через толщу воды к солнышку, но вдруг появляется ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону. (упражнение с шариком)

ИП. Ноги врозь, руки внизу.

  1. – поднять прямые руки перед собой вверх
  2. Наклон туловища направо
  3. Выпрямиться. Руки вверх, тоже влево.6 раз.

Теперь игра «Рыбки, водоросли, камни». Если скажу водоросли, тело расслаблено слегка покачиваетесь, если камни, тело напряжено, если рыбки свободно перемещаемся. Хорошо! Водоросли, рыбки, камни, рыбки, водоросли.

Ведущий. Итак, близится к завершению наше путешествие. Участники хорошенько проветрились, просолились. Поднялись на верхушку мачты, спустились в глубины морские. Замечательное путешествие получилось. И конечно, вернувшись из путешествия, каждый стремится показать друзьям и знакомым фотографии, поделиться впечатлениями. 

Игра «Остановись, мгновение» (рисование на столах для песочной анимации). Вот мы сейчас и посмотрим, что вы сняли на свои видеокамеры.

Психолог просит подойти каждого к столу. Каждому дается задание: за 3 минуты подготовить рисунок подводного мира, отражающую усвоенные знания. Участники готовят рисунки и представляют их. Так же можно использовать различный цвет песка, камни, ракушки, фигурки.

Рефлексия: проводятся обсуждение, обмен воспоминаниями, эмоциональная разрядка.

                                               IV. Заключение

Целый день мы путешествовали с вами на корабле!
 Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на берегу моря. Располагайтесь на нем (мягкое напольное покрытие звездное небо).
 (Звучит релаксационная  музыка.) А вот слышно кто-то поет и светится всеми лучами. Посмотрите, ребята, это же наша Жемчужинка, она счастлива, мы помогли ей найти маму Ракушку.

  Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
 Наступает чудесная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
                                      Дышится легко и свободно.
                                      Мы спокойно отдыхаем,
                                     Сном волшебным засыпаем.
                                      Дышится легко, ровно, глубоко.
                                      Дышится легко, ровно, глубоко.
 -  Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
 Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. Прислоните свою ладошку к Жемчужинке и загадайте желание.

Повернулись, улыбнулись и в детишек превратились. А мы с вами заканчиваем занятие. До свидания!

                                     Используемая литература:

1. Виноградов Е. 1000 загадок для самых умных малышей.

2. Скоролупова О.А. Морские обитатели. – Издательство Скрипторий, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»

К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от...

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»...

Конспект психологического занимательного тренинга "Путешествие маленькой снежинки".

Цель:  Гармонизация психо-эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать  развитию  у детей эмпатии, нравственных качеств.2. Создавать условия для ...

Конспект психологического тренинга "Путешествие в волшебную страну животных"

Конспект психологического тренинга для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их родителей....

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится...

Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения».

Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения»....

Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....