Технология исследовательской деятельности
консультация

Дзюба Наталия Геннадьевна

Создание условий для осуществления детского экспериментирования.

Формирование способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельное нахождение способов решения проблемы на основе логических алгоритмов, развитие способностей к суждениям и умозаключениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_issledovaniya.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности

Автор: О.В. Дыбина.

Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна

МБОУ Лицей№6 ДО «Колобок» г. Химки.

  1. Цель использования технологии: 

Создание условий для исследовательской деятельности и осуществления детского экспериментирования.

     2. Задачи использования технологии: 

-  развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

- формирование умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

- формирование умения проверять возможные решения поставленной проблемы экспериментальным путем;

-  формирование первичных представлений о  свойствах предметов: форме,    

цвете, размере, структуре, звучности;

-  развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление

взаимосвязей;

- формирование способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями,  делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта;

- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску

нужной информации, развитие умения отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности;

- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

- формирование и совершенствование навыков работы с инструментами, оборудованием,  развитие мелкой моторики. 

  1. Актуальность:

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, и развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется не только в организованной деятельности, но и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира: ребенок наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, рвет бумагу и смотрит, что получится, разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Известна Китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действительно, знания, полученные самостоятельно усваиваются более осознанно и прочно. 

Результат использования технологии:

  1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение

анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия.

  1. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения

анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения.

  1. Возросла детская активность к исследованию обычных

явлений и предметов.

  1. На основе исследования опытным путем различных объектов и

 явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др.

  1.  Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого

созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности.

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

- умение выделять воспитанниками  проблему на доступном им уровне;

- умение выдвигать гипотезы, строить предположения, грамотно формулировать вопросы;

- Умение планировать свою деятельность,  выбирать способ исследования;

- умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости; 

- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса, анализировать, сравнивать, обобщать;

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое дело до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Разработано планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми в возрастных группах.

Разработан и реализован исследовательский проект: «Волшебная бумага». Открытый показ по экспериментальной деятельности «Волшебная бумага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)

Конспект  досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...