Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги»
консультация

Барабохина Юлия Владимировна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._po_samoobr.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие творческих способностей детей

 в процессе конструирования из бумаги»

        Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно- творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение  в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

        Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить конструирование из бумаги. Ребенку дается возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

        Бумага – это особый конструктивный материал. С одной стороны, он очень непрочный – легко рвется и мнется в руках, требует навыков осторожного обращения. С другой стороны обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.

        Конструирование из бумаги используется в практике работы с дошкольниками давно. Традиционная методика обучения этому виду конструирования строится на подражательной основе; используется показ и подробное объяснение процесса изготовления конкретной игрушки, поделки. Но при таком обучении, как показали исследования Л. А. Парамоновой, у ребенка не формируются обобщенный способ работы с бумагой, и в результате освоенный им способ существует только в контексте изготовления одной конкретной игрушки.

        Система формирования самостоятельного творческого конструирования, разработанная О. А. Сафоновой под руководством Л. А. Парамоновой дает новую стратегию и тактику обучения детей конструирования из бумаги. Сначала предлагается формирование нескольких (простых и более сложных) обобщенных способов конструирования из бумаги вне контекста изготовления какой-либо конкретной игрушки, затем эти способы наполняются конкретным содержанием. Независимо освоенный способ является основой самостоятельного и творческого изготовления разных поделок из бумаги.

        В отличие от перечисленных подходов и систем обучения детей конструированию из бумаги, мы отдаем предпочтение конструированию не отдельных композиций с использованием самых простых техник работы с бумагой для изготовления необходимых «деталей-заготовок» (комочки, полоски) в коллективной творческой деятельности.

                На занятиях знакомим детей с разными свойствами бумаги (мягкость, плотность, фактура, цвет). В дальнейшем вся работа проходила с использованием только мягкой бумаги, которую легко рвать и сминать в комок (разноцветные столовые салфетки).

        Полученные комочки-шарики, полоски или клочки бумаги (разной величины и разного цвета) являются прекрасным конструктивно-изобразительным материалом для построения любых по содержанию и технике исполнения композиций, объемных и полуобъемных.

        Освоение легкой техники работы с бумагой дает возможность работать самостоятельно и творчески и сосредотачивать все усилия на построение выразительной конструкции.

        При отборе программного содержания нами были выбраны понятные и интересные для детей, объединенные одним смысловым контекстом.

        Конструктивная деятельность детей совместно со взрослым – это исходная форма работы по обучению конструированию из бумаги и переходная форма к самостоятельному творчеству. Задачи, решаемые в ходе совместной работы взрослого и детей по достраиванию незавершенных предметных, сюжетных и пейзажных композиций позволяют каждому ребенку принимать активное участие в коллективной работе.

        Создаем такие ситуации обучения, которые делают процесс конструирования понятным, легким, интересным делом для ребенка. При этом простота данной ситуации не расслабляет, а представляет возможность активно действовать.

        Полученные нами результаты убедительно доказывают что пяти-шести летние дети способны творить из бумаги чудо. Их картины оригинальны  по форме, насыщены по колориту!

        Дети старшего возраста способны самостоятельно развернуть сюжет картины, творчески выразить себя, чувствовать гармонию, а самое главное – они увлечены работой, довольны результатом своего труда, передают свой опыт сестрам, братьям, друзьям.

              В работе с детьми есть виды деятельности, интерес к которым у педагога не иссякнет никогда. Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детскую индивидуальность.

              Самое большое наше увлечение – конструирование из природного материала. Несмотря на то, что конструирование отнесено к образовательной области «Познание», мы можем сказать, что по своему характеру оно ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Возможности работы с природным материалом огромны. В последние годы наблюдается постоянное усовершенствование традиционных техник. Мы, взрослые, удивляемся, как широко и изобретательно используется в современном мире природный материал, как фантастически красивы поделки из него. Нашу увлеченность мы пытаемся передать детям.

             Главной задачей для педагога является научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе  этого создать разнообразные художественные образы.

             В каждой возрастной группе свои особенности работы с природным материалом.

            В младшей группе детского сада мы «настраивали» (готовили) детей к предстоящей работе. Проводили много упражнений для подготовки пальцев рук:

  • «Пальчиковая гимнастика»;
  • «Игровые упражнения с использованием круп, гороха, фасоли»;
  • «Мозаика»;
  • «Обводки».
  • «Делай как я».

             Дети 3-4 лет это в первую очередь «деятели». Помня это, часто прогуливаясь по территории детского сада,  привлекали детей к нахождению природного материала. Вот кленовый листочек, а вот желудь, а вот интересный сучок…

С малышами рассматривали, обследовали, учили замечать, что на листочке есть узор, что желудь гладкий и похож на голову человека и т.д.  Ведь умение замечать что-то необычное в обычном  это и есть творчество.

             Принеся природный материал в группу мы рассказывали о том, что его нужно правильно заготавливать и хранить. Давали элементарные знания о засушивании и хранении. Ну а когда наш растительный материал был готов мы,  организовывали с детьми совместную деятельность по изготовлению поделок. Темы выбирали в соответствии с возрастом: «Красивые бабочки», «Птички», «По грибы», «Березка» и т.д.

            Самая главная задача для нас в младшей группе – это «зародить» интерес к этому виду творчества.

            К средней группе детского сада у детей уже окрепли руки, они уже имеют представления о конструировании из природного материала и более осознанно выполняют задания. Поэтому, мы немного усложняем задания, обращаем внимание на сезонность. Осенью изготавливаем поделки из растительного материала. Обращаем внимание детей на свойства материалов, предметов, на правила обращения с засушенными листьями (они ломкие, хрупкие). Зимой мы используем крупы, так как они лучше отражают явления природы. Весной знакомим детей с техникой «Волшебные ниточки». Делаем поделки из цветных резаных ниток.

             Дети 4-5 лет уже могут по образцу воспитателя выполнять объемные работы из шишек, каштанов, желудей с использованием пластилина.

             Если в младшем возрасте дети создавали предметные картины, то в старшем возрасте они могут создавать сюжетные панно и композиции.

             Старший возраст характеризуется тем, что дети стали более самостоятельны и поэтому расширяется ассортимент природного материала: ткани, ракушки, глина, тесто, разновидности камней.

              В старшем возрасте мы придаем большое значение коллективным работам, так как у детей уже есть опыт работы в коллективе или группе. Поэтому у ребенка вырабатывается умение выполнять определенный этап работы. Дети учатся чуткости, трудолюбию и взаимопониманию. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

             Работая с детьми 5-7 лет следует помнить, что главной задачей  педагога является побуждать ребенка фантазировать, подводить к творчеству с помощью вопросов:

  • «На что это похоже?»;
  • «Кого напоминает?»;
  • «Из какого материала лучше сделать?».

Не следует ребенку подсказывать результат.

             Наблюдая за детьми во время работы, мы пришли к выводу, что у девочек и у мальчиков есть свои предпочтения в выборе темы и материалов. Девочки, например, любят работать с мелким «домашним» природным материалом (крупой, тканью, ракушками, тестом), а мальчики отдают предпочтения более крупному материалу (шишкам, камням, веткам и т.д.). Девочки любят создавать плоскостные изображения. Они  выкладывают из круп, ракушек, лепят из теста цветы, узоры, домашнюю утварь. А мальчики выбирают темы свойственные им: конструируют самолеты, вертолеты, парусные лодки, драконов.

              И сразу напрашивается такой вывод: мальчики - наши защитники, а девочки – хранительницы очага, будущие мамы.

              В дошкольном возрасте главной опорой для ребенка, главной сферой его нравственного роста и развития остается семья. Отец и мать являются самыми близкими и любимыми людьми, поэтому они играют главную роль в воспитании ребенка и должны показать ему образец нравственного поведения. Через их действия, поступки, отношения, через всю атмосферу жизни в семье, через семейный уклад у детей формируется ответственное отношение к общему делу, трудолюбие и другие личностные качества. Ребенок очень любит мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей в изготовлении игрушек из природного материала дает реальное воплощение мысли и фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и чувство удовлетворения, радости, которую он испытывает выполнив работу. Поэтому к своему увлечению мы приобщаем родителей.

В нашей группе и музее детского сада организуются сезонные и тематические выставки по темам:

  • «Золотая осень»;
  • «Встречаем Новый год»;
  • «Весна – красна»;
  • «Умелые ручки» и т.д.

Проводим с родителями консультации на темы:

- «Как заготовить природный материал»;

- «Поделки из ракушек, круп, теста».

  • Знакомим с литературой по данной теме.
  • Проводим мастер классы: «Волшебные ниточки», «Оживим камень»,

«Такие разные ракушки».   

  • Предлагаем посетить музей Почвоведения.
  • Приобщаем детей и родителей к изготовлению подарков для своих

друзей и близких с использованием природного материала. Рубрика «Своими

руками».

В заключение хотелось бы напомнить о замечательных свойствах природного материала:

  • Безопасен.
  • Доступен.
  • Дает возможность соприкоснуться с природой и окружающим миром.
  • Способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию, умственному развитию (прослеживают путь изготовления, рассматривают, анализируют).
  • Развивает любознательность (знакомство с новым), фантазию, образное мышление.
  • Формирует трудолюбие.
  • Создает эмоциональный настрой, вызывает радость от процесса труда и конечного результата (поделки).

  Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Приглашаем вас творить вместе с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.   Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, к...

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»

Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА  ИКЕБАНЫ»ПРОГР...

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей в музыкально-дидактических играх"

Музыкально- дидактическая игра- игра обучающая. Основное название музыкально- дидактических игр- формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме развитие чувства ритма тембров...

Проект. Средняя группа. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги».

Краткосрочныйпроектв средней группе  Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги»....