Развитие речи "Дифференциация звуков с и ш"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гареева Роза Газинуровна

Конспект "Дифференциация звуков с и ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Организованная образовательная деятельность

образовательная область «Речевое  развитие»

раздел «Развитие речи»

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

возрастная группа: старшая

                                                                                         

                                                                                          Выполнил:

                                                                                          Воспитатель

                                                                                          Гареева Р.Г.

                                                                                          Категория: первая

                                                                                         

                                          г.Туймазы – 2020 г.


Цель:

 Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [с]-[ш]

Задачи:

-образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звуков [с]-[ш]» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  • Учить детей различать звуки  [с]-[ш]- на слух и в произношении.
  • Совершенствование навыка звукового анализа слов, определять позицию звука в словах.
  • Умение называть слова с заданным звуком.
  • Закреплять навык составления предложений  по предметным картинкам.

-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.

-воспитывающие:

  • Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие;Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие.

Словарная работа:  собака, лиса, ананас, шапка, кошка, ландыш, автобус, сомолет.

Предварительная работа:

Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, звуковой анализ слова

Физминутка

Д/у «Отгадай загадку»

Вопросы, загадки, проговаривание звуков

«Слоговая песенка».

Средства реализации:

-демонстрационный материал: картинки

-раздаточный материал: предметные картинки на звук «С» и «Ш» в начале, в середине и в конце слова.

карточки на каждого ребёнка.

Литература.

-В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» в старшей группе детского сада.

 М.,2010

-Т.И.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» старшая группа.

М.,2005

-Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками» М.,2007г

Ход .

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Улыбнемся и поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Дети,представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

( Дети поднимают руки).

Воспитатель: Вдруг подул теплый ветерок: ш- ш- ш, зашелестели листья.

( Дети быстро- быстро шевелят пальчиками).

Воспитатель:Вдруг налетел холодный ветерок: с- с- с, закачались деревья.

( Дети покачивают и машут руками).

Воспитатель:Ветер затих, не шевелятся больше, ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются).

Дети садятся за стол.( Осанка)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришли девочка Соня и мальчик Шура. Они ходили в наш детский сад. Теперь они ученики и хотят посмотреть, как мы готовимся к школе, и какие мы внимательные.

Дети, скажите, какой первый звук вы услышали в имени Соня?

Дети: звук С

Воспитатель: А какой первый звук в имени Шура?

Дети:звук Ш.

Воспитатель:Сегодня мы повторим звуки С и Ш и научимся их различать.

Дети, давайте споем песенку теплого ветерка.

Дети:ш- ш- ш. ( Хоровое повторение)

Воспитатель:Наши губы какие?

Дети:Губы круглые.

Воспитатель:Где находится наш язычок?

Дети:Язычок наверху.

Воспитатель:А теперь подуем :ш- ш- ш – и проверим теплый ветерок или холодный?

( Проверяем тыльной стороной ладони).

Воспитатель:А сейчас споем песенку холодного ветерка: с- с- с. Что делают наши губы?

Дети:Губы улыбаются.

Воспитатель:Где спрятался наш язычок?

Дети:Язычок спрятался за нижние зубы.

Воспитатель:А теперь проверим, холодный ветерок дует или нет.

( Проверяем тыльной стороной ладони).

Воспитатель:А сейчас покажем нашим гостям, какие мы внимательные. А давайте мы с вами поиграем!  Моя кисть – это наш язычок. Если пальчики опущены вниз произносим слог – са, если пальцы наверху слог – ша.

( Воспитатель меняет положение руки).

Дети:Са-ша- ша-са и т.д.

Воспитатель:Какие у вас языки молодцы! Научились различать трудные звуки. Готовы  ли вы четко и правильно повторить чистоговорки?

Дети:Да.

Са-са-са- в лесу бегает лиса.

Ша-ша-ша- Соня моет малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу.

Су-су-су- холодно в лесу.

Воспитатель:Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: Дети, а давайте мы вспомним как мы ловили звуки в словах.   А теперьловим звук С в слове лиса. Как только услышали звук С. – ловим его. Приготовились. Где вы поймали звук С: в начале, в середине или в конце слова?

Дети:В середине слова.

Воспитатель:Хорошо. А теперь ловим звук С в слове ананас. ( слова: шуба, кошка).

Дети перед вами лежат картинки. В них живут звуки С и Ш. Сейчас вам нужно подумать и определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце.

Воспитатель: Сейчас каждый работает сам. Кто хочет выполнить задание у доски? ( Один ребенок выполняет у доски). Сабрина, скажи, как ты выполнила задание?

Ребенок: В слове собака звук с находится в начале слова.

Воспитатель:Молодцы, все справились с заданием. Я сейчас поменяйтесь картинками друг с другом и составьте предложение с новой картиной.

( Дети составляют, поднимают руку и произносят).

Воспитатель:Дети, нашим гостям пора прощаться с нами. А теперь я вам предлагаю подарить картинки Шуре и Соне.

Анализ занятия

Воспитатель:Чьи песенки мы сегодня повторили?

Дети:Теплого и холодного ветерка.

Воспитатель:Какие звуки мы учились различать?

Дети:С и Ш.

Воспитатель: Какие игры играли?

Дети:Ловили звуки, повторяли чистоговорки, составляли предложения.

Воспитатель:

А сейчас скажем наш девиз.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре -

Говорим все четко, внятно

Что бы было всем понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]

ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...

Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области "Коррекционная работа" в подготовительной к школе группе на тему "Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по расширению ориентировки в окружающем (развитие речи) "ЗВУК «К»"

Учить детей правильно и отчетливо произносить звук "К".Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из двух-трех слов. Способствовать развитию артикуляционного ап...

Развитие речи. Звуки [з и з,] и буква З

Уточнить артикуляцию звуков [з] и [з,], упражнять детей в определении места звуков [з] и [з,] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з], [с,] и [с]. Объяснить значение слов – паронимов. (...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....