Какие задачи решает педагог в процессе воспитания детей
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Воспитательная работа – это то, чем вы ежедневно занимаетесь в группе. В статье обсудим, какие задачи вы решаете в процессе воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

Какие задачи решает педагог в процессе воспитания детей

Воспитательная работа – это то, чем вы ежедневно занимаетесь в группе. В статье обсудим, какие задачи вы решаете в процессе воспитания дошкольников.

В процессе воспитательной работы педагог решает три основные задачи. Познакомьтесь с ними в таблице ниже.

Задачи воспитательной работы

Функция

Подробнее

Организаторская

Важно вовлечь детей в учебный процесс и мотивировать быть активными. За это отвечает воспитатель. Ему нужно организовать собственную деятельность и поведение для эффективной работы с дошкольниками

Регулирующая

Воспитатель отвечает за то, чтобы сплотить детей между собой, наладить собственные отношения с дошкольниками

Информативная

Воспитатель дает детям новые знания и актуализирует те, которые дошкольники получили за пределами детского сада

Формы воспитательной работы

Вы прочитали, какие задачи решает педагог в процессе воспитания дошкольников. Теперь поговорим о формах воспитательной работы. Форма воспитания – это вариант организации воспитательного процесса. Регулирует отношения педагога и дошкольников, задает  цели, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми.

Педагогика насчитывает большое количество форм воспитательной работы. Однако перечислить их все невозможно: разные специалисты классифицируют формы воспитания по-своему. К примеру, есть классификация известного доктора педагогических наук, Е.В. Титовой. Остановимся на ней подробнее.

Профессор Е.В. Титова выделяет три основных разновидности воспитательной работы: мероприятия, игры, дела. Они отличаются друг от друга целями, участниками и воспитательными возможностями. 

Есть три основных формы воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они отличаются друг от друга целями, участниками и воспитательными возможностями. 

Мероприятия. Это события, занятия, игры в группе, которые организует воспитатель для детей. С помощью мероприятий он оказывает на дошкольников воспитательное воздействие. Характерный признак такой разновидности работы с дошкольниками: взрослый организует событие, а дети принимают в нем участие. В каких случаях стоит выбирать этот вариант воспитательной работы, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Когда стоит воспитывать детей через мероприятия

Игры. Это воображаемая или реальная деятельность, которую организуют в детском коллективе для отдыха, развлечения и обучения. Характерные признаки: 

– в играх нет общественной пользы, но они полезны для развития и воспитания детей; 
– воздействие педагога на детей скрыто игрой, дети его не замечают. 

Для дошкольников игра – основной вид деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, примеряют различные социальные роли. На этапе игры у детей происходит разделение по половому признаку.

На заметку

Какие игры воспитатели предлагают детям

Примеры популярных игр: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные, развивающие, терапевтические, дидактические.

В играх у дошкольников проявляются индивидуальные и возрастные особенности. В возрасте 2–3 лет ребенок начинает получать логически-образное представление о мире. Играя, он придает предметам воображаемые свойства, замещает ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В зависимости от возраста детей их игровую деятельность можно разделить на два этапа (таблица 1).

Таблица 1. Игровая деятельность дошкольников разного возраста

Этап

Возраст ребенка

Как играют дети

Первый

3–5 лет

Воспроизводят действия других людей, активно используют в игре различные предметы (игры с мячом, кубиками, машинками и т. п.)

Второй

5–7 лет

Моделируют реальные отношения между людьми (дочки-матери, пациент и врач, покупатель и кассир
и т. п.)

Развивающие игры – это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые нужно решить ребенку. Только в этом случае они выполняют свою цель. Одна из разновидностей развивающих игр – настольные игры. Они в интересной красочной форме учат ребенка действовать самостоятельно, включать сообразительность, мыслить образами.

Пример

Чем полезны развивающие игры

Детское домино с изображением геометрических фигур на костяшках научит ребенка:
– взаимодействовать в коллективе;
– ориентироваться в основных фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Помимо развивающих игр, предлагайте дошкольникам и дидактические игры. Они развивают сенсорное восприятие: знакомят с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактические игры позволяют дать ребенку новые знания и одновременно с этим заинтересовать его.

Дела. Это общая работа, важные события, которые проводят члены коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе. Характерные признаки: 
– дети организуют подобные события и непосредственно участвуют в них; 
– события важны для общества (группы, родителей, сотрудников ДОО и т. п.); 
– воспитатель позволяет детям проявить себя и не давит на них как руководитель.

Дела бывают трех видов. С ними вас познакомит таблица 1.


Таблица 2. Какие бывают дела

Вид дела

Характеристика

Персональное

Дело, которое организует конкретный человек

Творческое

Дело, которое планирует и организует с творческим подходом часть коллектива (например, только взрослые)

Коллективное творческое (КТД)

Дело, которое организуют дети и взрослые, в котором есть что-то нестандартное, творческое. Бывают познавательные, трудовые, художественные, спортивные, экологические и досуговые коллективные дела

Коллективные творческие дела обладают наибольшими воспитательными возможностями. Почему они так полезны, смотрите на рисунке 2.

Рисунок 2. В чем преимущества коллективных творческих дел

На заметку

Когда будут полезны мероприятия, а когда – игры и дела

В педагогике есть такое явление, как перерождение форм воспитательной работы из одного типа в другой. Это переход от одной формы к другой «по лесенке»: Мероприятия > Игры > Дела. Мероприятия эффективны, в первую очередь, когда взаимодействуете с младшими дошкольникам, игры и дела – в работе с детьми постарше. Начните применять формы воспитания именно в таком порядке: сначала мероприятия, затем игры, а уже после – дела. 

Индивидуальные, групповые и коллективные варианты работы с детьми

Из прошлых лекций вы узнали, что такое воспитательная работа и в каких формах ее обычно проводят. Педагог может работать с детьми индивидуально, в группе или коллективно. Примеры занятий – в этой лекции. 

Индивидуальная работа. Предполагает личное общение воспитателя и ребенка. К индивидуальной работе, к примеру, относят беседу, выполнение совместного поручения, поиск решения проблемы сообща.

В процессе индивидуальной работы воспитатель пытается открыть в ребенке таланты, обнаружить положительные черты характера и все то, что мешает проявить себя. С каждым ребенком взаимодействуйте по-разному, для каждого ищите подходящий стиль взаимоотношений. Старайтесь расположить к себе дошкольника, завоевать его доверие. Индивидуальная работа в этом поможет.

Групповая работа. Частые примеры – групповые дела, творческие группы, микро-кружки. В этих формах воспитатель выступает в роли организатора. Главная задача воспитателя, с одной стороны, помочь каждому ребенку проявить себя. С другой стороны – создать условия, чтобы группа добилась ощутимого положительного результата.

Коллективная работа. Сюда входят различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования. В зависимости от возраста детей и других условий роль воспитателя в коллективной работе может быть разной. Так, он может выступать в качестве ведущего или организатора, рядового участника, помощника детей в организации мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности

Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководи...

Какие задачи решает в работе логопед ?

Чему учит  логопед на своих занятиях? Какие задачи решает? Если Вам интересно прочитайте этот материал....

Совет педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ в процессе изобразительной деятельности"

Цель: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В. А. Сухомлинский)...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.

Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности....

Семинар для педагогов ДОУ «Душевное равновесие педагога – залог эффективного построения процесса воспитания детей»

Профилактика и коррекция эмоционально-волевой сферы педагогов, посредством активизации внутренних ресурсов...

Методическая разработка. Консультация для педагогов. Социально - нравственное воспитание детей в ДОУ в процессе приобщения их к истокам народной культуры.

Методическая разработка. Консультация для педагогов. Социально - нравственное воспитание детей в ДОУ в процессе приобщения их к истокам народной культуры....