"Что нужно знать, для того чтобы эффективно работать с родителями"
статья

Юлия Юрьевна Петрова

Что нужно знать, для того чтобы эффективно работать с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baryery.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать, для того чтобы эффективно работать с родителями

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это противоречие можно выделить как одну из проблем, которая возникает при взаимодействии педагогов и родителей. Разберемся, чем отличается взаимодействие педагога с родителями, из чего оно складывается и какие при этом задачи стоят перед педагогом.

Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Последние три составляющие зависят от внутреннего состояния участников. В случае, если педагог или родитель недоволен тем, что происходит в школе, или недостаточно информирован, взаимодействие педагога и родителя может иметь негативный вектор направленности.

Взаимодействие педагога с родителями складывается из действий, каждое из которых определяют средства, методы и способы, используемые как педагогами, так и родителями. Взаимодействие педагога с родителями — это систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию родителя. Надо понимать, что вызванная реакция родителя, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего педагога. Перечислим те непростые задачи, которые стоят перед педагогом в рамках взаимодействия с родителями:

- Преодолеть назидательное отношение к членам семьи учащегося.

- Выработать способ доверительного общения.

- Воспринимать родителя как соучастника педагогического процесса, как равноправного партнера.

- Осознавать ответственность за последствия своего взаимодействия.

Особенность позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции — формальная и неформальная. Взаимодействие педагога с родителями проходит успешно, если обе стороны выступают как равные собеседники с правом собственной позиции. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, несет свои переживания, которым еще только предстоит стать общими. Важную роль в установлении и поддержании контакта с родителями играет форма общения. Важными качествами педагога при этом являются: умение слушать, отражать услышанное и сопереживать родителям.

Взаимодействие педагогов и родителей является и процессом, который складывается из следующих основных компонентов:

- физический контакт;

- совместное перемещение в пространстве;

- духовный вербальный контакт;

- невербальный информационный контакт.

Рассогласование между вербальной и невербальной информацией часто создает проблемы во взаимодействии с родителями. Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе – это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как оказывать им помощь в воспитании, как сообщать негативную информацию о ребенке не вызвав конфронтации со стороны родителя.

Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного делового контакта, выглядит следующим образом (по В.А.Петровскому):

1. Трансляция родителям положительного образа ребенка. Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит именно родителям. Только после двух первых этапов у родителей на основе достигнутого доверия может возникнуть потребность поделиться своими проблемами и переживаниями.

4. Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Одним из способов определение характера отношений родителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей является Методика «неоконченные предложения» (автор А.М.Щетинина). Методика позволяет определить, насколько принимается ребенок родителями, их позитивное или негативное отношение к нему, видение родителями перспектив развития ребенка. Полученные данные могут быть использованы педагогом при построении взаимоотношений с семьей, оказании членам семьи необходимой психолого-педагогической помощи в организации педагогического сотрудничества. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества родитель видит в своем ребенке, что его радует, а что вызывает тревогу. Окончания предложений с 8 по 14 являются показателями его родительского поведения и осознания им свей функции родителя.

Последние три предложения направлены на выявление того, каким человеком в будущем видят родители своего ребенка и каково это его будущее.

Если отношения с родителями не складываются, не каждый педагог стремится к открытой доверительной форме общения, для того чтобы снять напряжение. Положение усугубляется и тем, что педагог не старается сблизить точки зрения, а чаще всего лишь указывает на просчеты и недостатки в семейном воспитании.

При анализе каждой конкретной ситуации необходимо учитывать специфику условий ее протекания и особенности участников взаимодействия. Прежде всего, необходимо установить представителей всех сторон взаимодействия, прямых и косвенных участников решения проблемы. Участники проблемной ситуации часто имеют несовпадающие или противоречащие друг другу позиции. Например, позиция педагога — это позиция лица, представляющего интересы школы; позиция ребенка заключена в его желаниях; позиция родителей двойственна: с одной стороны — требования общества, с другой — родительская снисходительность к ребенку. Рассмотрев внешнюю линию анализа проблемной ситуации, идущую от определения участников взаимодействия, необходимо перейти к рассмотрению их позиций, потенциалу влияния и далее к средствам воздействия и способам решения. Психологический анализ внутреннего содержания возникшего противоречия поможет педагогу избежать дальнейших трудностей взаимодействия с родителями.

В случае возникновения конфликтной ситуации предлагаем воспользоваться памяткой.

Памятка для педагогов. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями

1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.

2. Признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.

3. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа — «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).

4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.

5. Не избегать общения после конфликта.

6. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций, как родителей, так и педагога.

7. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.

Психологические барьеры в общении с родителями:

1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий.

2. Значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии.

3. Как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.

4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.

5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

Приведем краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей. Эта типология (восемь психологических типов «трудных» родителей) достаточно условна, однако, разглядев в себе или в партнере по взаимодействию определенный психологический тип, можно выработать стратегию эффективного взаимодействия.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

1. Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации. Лично к вам агрессия не имеет отношения — он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2. Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации. Никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения.

3. Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю контроля над ситуацией. Постоянно не доволен самим собой.

Рекомендации. Дайте разрядиться, проявите сочувствие.

4. Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации. Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации. Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.

6. Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации. Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

8. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

Типология современных пап, стиль поведения которых негативно сказывается на самочувствии дошкольника

«Папа-мама» — это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Такой папа эмоционально раскрыт, любвеобилен. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Папино настроение влияет на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр и отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме: то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины. При таком типе воспитания папа развивает у ребенка, прежде всего, упрямство. «Папа-мама» демонстрирует модель скорее материнского (женского) поведения. Роль мамы в такой семье чаще всего деформируется, приобретая черты отцовского (мужского) поведения. Мать при этом демонстрирует крайне сдержанное, без внешних проявлений знаков любви властно-требовательное отношение к детям. Ролевая перестановка («ролевой трансвестизм») не безразлична для детей, у которых может обнаруживаться выраженная возбудимость, импульсивность и незащищенность.

«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы как можно лучше угодить чаду, безропотно тянет родительскую ношу. «Мама-папа» заботлив, нежен, в его настроении не бывает перепадов. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота. У детей таких родителей значительно более часто отмечаются состояния тревоги, страха, навязчивости.

«Карабас-Барабас». В традиционной семье страх отцовского наказания является основным, отцу приписывается дисциплинирующее влияние. Папа — пугало, злой, жестокий, признающий только «ежовые рукавицы». В семье царит страх, излюбленным методом воспитания является наказание.

При таком типе отношения отца у детей наиболее часто отмечаются открытая агрессивность и социально трудно контролируемое поведение. Таким отцам необходимо помнить, что запреты действуют только на фоне любви.

«Крепкий орешек» — непреклонный тип, признающий лишь правила без исключений, никогда не идущий на компромиссы, которые могли бы облегчить участь ребенка, когда он не прав. Дети хорошо копируют тип поведения и отсутствие гибкости в поведении. В связи с этим взаимодействие с папой такого типа оборачивается для ребенка проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, с которыми он так же непреклонен, как папа с ним.

«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела, то и получила!). При первой возможности такой отец превращается в приходящего папу. Детско-отцовские отношения при этом страдают от эпизодичности, что отражается впоследствии на семейных отношениях этого ребенка. Девочка, недополучившая в детстве тепла и любви со стороны отца, в семейной жизни стремится компенсировать это эмоциональными отношениями со своим будущим супругом: ищет в муже отца. Мальчик, получивший в детстве опыт взаимодействия с таким отцом, скорее будет испытывать трудности в общении со своим сыном.

«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа на первый взгляд ведет себя как брат или как друг. С ним интересно, легко, весело. Он готов помочь любому, но при этом может забыть о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что он не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

«Барьеры и трудности педагогического общения»

Консультация предназначена для молодых педагогов и педагогов со стажем, которые заботятся о росте своего профессионального мастерства.

Без умения продуктивно общаться невозможно добиться успеха в педагогической деятельности.

Общение – процесс сложный и многогранный.

Б. Д. Парыгин (философ, психолог, доктор философских наук) отмечал «…процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга.

Л. П. Буева (философ, доктор философских наук) рассматривает процесс общения в двух аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой индивидуальности в процессе взаимодействия с другими людьми.

А. С. Золотнякова (психолог) понимает «…общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы…»

А. А. Бодалёв (психолог, доктор психологических наук) «…общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

А. А. Леонтьев (психолог, лингвист, доктор психологических и филологических наук) понимал «… общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно…»

Из этого списка высказываний психологов, философов, педагогов можно выделить основные трактовки общения:

Общение – это вид самостоятельной деятельности человека

Общение – это атрибут других видов деятельности человека

Общение – это взаимодействие субъектов

Мастеров общения, людей, которые в совершенстве владеют этим искусством, встретишь не часто. Чаще всего, имея определённый потенциал коммуникабельности, многие люди достигают своего уровня эффективности профессионального общения. С одной стороны существует много факторов, условий, способов и приёмов позитивного педагогического общения, а с другой стороны – человечеством накоплен огромный опыт проблем, пробелов, трудностей, ошибок, барьеров профессионального общения, это негативное общение.

Барьеры общения

Очень часто бывает так, что установлению контакта между людьми мешают индивидуальные особенности человека. К ним относятся внешние данные человека, его темперамент, характер, отрицательные эмоциональные состояния.

Барьер темперамента – это относительная психологическая несовместимость людей. Например, холерики плохо совместимы в общении с меланхоликами, флегматиками и холериками. Нормально они совместимы с сангвиниками. Меланхолики и флегматики нормально совместимы с представителями всех типов темперамента, кроме холериков. Только сангвиники в равной степени совместимы со всеми типами темперамента.

Барьер несовместимости характеров очень часто возникает между людьми. У каждого из нас есть «слабые места», давить на которые нельзя. Барьер характера возникает и в общении с дисгармоничными личностями. Поведение таких людей (акцентуированные личности) отталкивает партнёров по общению.

Барьеры отрицательных эмоций препятствуют общению. К ним относят: страх, стыд и вину, гнев, страдание, отвращение, презрение.

Барьер страха может возникать у детей как боязнь строгости взрослых, выступления перед группой детей, боязнь наказания взрослых. Этот барьер может снять взрослый.

Барьер стыда и вины возникает из-за чувства неловкости за себя или других. Стыд, как правило, охватывает человека при критике или при незаслуженной похвале. Поэтому, когда при расхваливании человека (собеседника) мы видим, как он прячет глаза, краснеет, старается перевести тему разговора, вместо того, чтобы улыбаться, не стоит удивляться. Очень часто стыд приводит к прерыванию отношений. Бывает наоборот, например, когда чувство вины возникает, когда человек перестал получать привычное одобрение. Чувство вины нарушает общение между людьми. Есть люди, страдающие стыдливостью, а есть люди, не поддающиеся стыду (люди, не слышащие критику, которые всегда находят оправдательные мотивы)

Барьер гнева в общении может возникнуть в результате прерывания какого-либо приятного занятия, неожиданного оскорбления и обиды, в результате того, что нужно совершить какой-то неприемлемый поступок… Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать его «запас прочности».

Барьер страдания (горя) может быть вызван различными событиями в жизни людей. Когда человеку плохо, трудно рассчитывать на его внимание как собеседника, в этой ситуации лучше оставить человека в покое. Иногда у детей страдание приводит к агрессивности, например, разлученные с матерью дети, начинают ломать, кидать, бить игрушки. Это очень тонкий момент, потому что человеку в горе хочется побыть одному, а утешения могут только раздражать. Всё индивидуально.

Барьер отвращения, брезгливости возникает как следствие не гигиеничности собеседника (неопрятность, неаккуратность, грязная одежда и обувь, неприятный запах, дурных манер.

Барьер презрения способствует ограничению общения между людьми. Человек может испытывать презрение к расе человека, национальным особенностям, к чертам характера человека, его «подмоченной репутации». Преодолеть эмоции при встрече с подобным собеседником трудно.

Барьер плохого настроения включает в себя перечисленные выше отрицательные эмоции. Идти к детям в плохом настроении не стоит. При общении с людьми в подавленном состоянии нужно стремится отвлечься от нехороших мыслей, переключиться на приятные воспоминания. Общение в плохом настроении всегда односторонне, плохо действует на собеседника, особенно не склонного к сопереживанию.

Барьер противоборствующих желаний. Очень часто причиной вспыльчивости, обидчивости и т. д. является не воспитание, темперамент, а эмоциональный стресс. Это может стать серьёзным барьером общения. С людьми в таком состоянии следует общаться более терпимо и корректно.

Коммуникативный барьер – препятствие при передачи информации между партнёрами по общению. Это барьер непонимания, социо-культурного различия, отношения.

Барьер непонимания может возникнуть из-за невыразительной, быстрой речи, речи с большим количеством слов-паразитов.

Барьер социально-культурных различий – это социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые могут привести к разному толкованию понятий.

Барьер отношений возникает тогда, когда у человека есть неприязнь к данному человеку, и это распространяется на передаваемую им информацию. Неприятен человек - неприятна информация.

Барьеры общения – это те многочисленные факторы, которые делают общение неэффективным, а взаимодействие между людьми нерезультативным. Это очень часто служит причиной конфликтов или способствуют им.

Трудные для общения люди

Каждый из нас, исходя из собственного опыта, имеет представление о трудных людях. Но помимо наших представлений существуют определённые типы людей, признанные людьми, которые сталкиваются с разными людьми в силу своих профессиональных интересов (психологи, педагоги, консультанты, врачи) Знание типичных черт сложных людей облегчает общение с ними.

Выделяют следующие типы трудных в общении людей:

Агрессивисты – это люди, которые задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

Жалобщики – это люди, у которых всегда найдётся на что-нибудь пожаловаться. Обычно они ничего не делают для решения проблемы, не хотят или не могут взять на себя ответственность.

Молчуны – люди, которые спокойны и немногословны, не понятно о чём они думают и чего хотят.

Сверхпокладистые – люди, которые не могут сказать «нет», говорят «да», но на самом деле их слова расходятся с делом, на таких людей нельзя положиться.

Вечные пессимисты – люди, которые всегда говорят «нет», сказав «да», испытывают чувство беспокойства. Они считают, что из задуманного ничего не получится, во всём видят неудачу.

Всезнайки – люди,которые считают, что знают всё на свете и больше, чем другие. Считают себя выше других. Чтобы достичь цели, расталкивают всех на своём пути. На самом деле часто ошибаются, потому что «играют роль».

Нерешительные – люди, которые боятся принимать то или иное решение, чтобы не ошибиться. Могут долгое время откладывать решение, пока кто-нибудь за них его не решит, либо оно отпадёт само собой.

Максималисты – люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.

Скрытные – люди, которые всё держат в себе, не говорят о своих чувствах, переживаниях, но неожиданно могут наброситься на вас в тот, момент, когда вы думаете, что всё идёт прекрасно.

Невинные лгуны – люди, которые много врут, поэтому трудно понять, во что верить, а во что нет.

Ложные альтруисты – люди, которые, как вам кажется делают вам добро, но на самом деле об этом сожалеют. Это проявляется, например, когда от вас требуют подаренного, компенсации…

Общаясь с трудными людьми, старайтесь осознать, что человек труден в общении и определить к какому типу людей он относится. Старайтесь не попадать под влияние этого человека, его точки зрения, сохраняйте спокойствие. Старайтесь использовать совместный подход к разрешению конфликта (если таковой имеет место быть).

Поведение с трудными людьми различных типов

В общении с трудными людьми старайтесь сохранять гибкость, индивидуальный подход, учитывая его нужды и интересы, а также собственные приоритеты в сложившейся ситуации.

Тип «Паровой каток». Эти люди убеждены в своей силе и правоте, хотят, чтобы об этом все знали и уступали им во всём. Для таких людей подрыв имиджа – катастрофа. Уступите этому человеку в малом, чтобы его успокоить. С другой стороны можно дать этому человеку «спустить пар», а потом спокойно и уверенно высказать ему свою точку зрения, при этом, не ставя под сомнение его правоту. Иначе – враждебная реакция.

Вы - над конфликтом. Он испытывает ярость, вы – спокойствие. Это поможет собеседнику справиться с агрессивностью, и можно будет перейти к принятию общего решения.

Тип «Скрытый агрессор». Эти люди не обладают смелостью, чтобы действовать открыто. Они причиняют людям неприятности с помощью скрытых махинаций. Если нет возможности уклониться, то нужно выявить конкретный факт причинения зла и выявить скрытые причины. Если вы приведёте несколько разоблачительных примеров, то человек поймёт, что маска с него сорвана. А значит «скрытый агрессор» либо прекратит нападки, либо открыто их признает.

Тип «Разгневанный ребёнок». Такие люди по своей природе не злые. Но они беспомощны и испуганы. Взрываются по малейшему поводу, считая, что взрыв эмоций может взять ситуацию под контроль. В общении с такими людьми нужно дать понять, что они контролируют ситуацию, тем самым их успокоя. Такие люди, поняв, что контролируют ситуацию, становятся рассудительными.

Тип «Жалобщик». Существует два вида трудных в общении людей: реалистические жалобщики и параноидные (жалуются на воображаемые обстоятельства). Эти люди обвиняют всех и вся во всех грехах. Нужно выслушать жалобщика, не зависимо от того прав он или нет, потому что он очень желает быть услышанным. Эти люди думают, что никто их не хочет слушать или относятся к их словам несерьёзно. А, выслушав такого человека, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости. Если человек начинает повторяться, что характерно для жалобщиков, можно спокойно и уважительно прервать его, переведя разговор на другую тему. Если же жалоба необоснованна, не соглашайтесь, а дайте понять, что вы поняли услышанное и займите нейтральную позицию.

Тип «Молчун». Это скрытые люди, замкнутые. Они считают, что их мнение не принимают во внимание, они ненароком могут обидеть или оскорбить чувства других людей. Очень важно оценить, поддержать и признать таких людей.

Тип «Сверхпокладистый». На первый взгляд в общении такие люди кажутся приятными во всех отношениях. Создаётся впечатление, что эти люди уступчивы, готовы помочь, на них можно положиться. Но как оказывается слова у них расходятся с делом. При общении с таким человеком стоит показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны.

Тип «Почемучка». Эти люди очень много задают вопросов, спрашивают все и вся. С таким собеседником нужно все вопросы переадресовывать ему самому, признавая его правоту. На вопросы информативного характера следует отвечать сразу.

Многочисленные проблемы педагогического общения, изложенные выше, не исключают возможности овладения эффективным профессиональным общением как обязательным элементом педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в I младшей группе общеразвивающей направленности ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка? Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»

В ходе родительского собрания освящаются вопросы психолого-педагогического развития детей 2-3 лет, что необходимо знать родителям, чтобы понимать своего малыша....

Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...