Методические разработки для проведения сюжетно-ролевых игр в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Михейкина Екатерина Николаевна

Методические разработки для проведения сюжетно-ролевых игр в старшей группе

 

     «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                             В.А.Сухомлинский

 

     Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Игра даёт ребёнку ощущение свободы, ему подвластны вещи, действия, отношения. Она позволяет ему полно реализовать себя, достичь эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных.

     Благодаря игре дошкольник имеет возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения.

     Говоря об игре, как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду совместную сюжетно- ролевую игру. Сюжетно- ролевая игра-это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание их, вызвали у них интерес, приобрели особое впечатление.

     Значение сюжетно-роевой игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивает его мышление, чувства, волю, происходит становление самооценки и самосознания, формирует его взаимоотношения со сверстниками. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Благодаря старшим дети знакомятся с какими-либо сторонами жизни взрослых.

     В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях и их действия. Они постигают суть отношений между детьми. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

     С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребёнка.

     Основным приоритетом деятельности педагога становится целенаправленная, систематическая организация процесса становления творческой личности ребёнка, посредством включения его в различные виды игр, с целью максимального развития основных социальных функций.

     Сюжетно–ролевая игра–это форма организации жизнедеятельности детей. Структурными компонентами сюжетно- ролевой игры является: роль, сюжет, содержание, правила. Игровые действия. Ролевые и реальные отношения, игровые предметы и игрушки-заместители. Главным компонентом игры является роль-способ поведения людей в различных ситуациях, которые приняты в обществе нормам. В сюжетно- ролевой игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития

     В своей работе, мы, воспитатели, придаем большое значение сюжетно- ролевым играм, так как понимаем её значение для развития и воспитания детей дошкольного возраста. Каждую неделю у нас меняются лексические темы, поэтому и содержание сюжетно–ролевых игр тоже меняется. В работе использую мнемотехнику, а конкретнее-это коллажи. Коллаж–это сюжетно- ролевая игра к лексической теме. Коллаж- игра помогает раскрыть лексическую тему, формирует грамматически правильную речь, способствует пополнению словарь детей. Коллаж- игра помогает организовать игру. Ниже изображена коллаж – игра «Прогулка в осенний лес» к лексической теме «Осень».

 

1 этап - рассматривание коллажа вместе с воспитателем (как одеть куклу для прогулки, что взять с собой, для чего нужен каждый предмет и как его можно использовать в лесу, кого можно встретить в лесу и как вести себя при встрече с ними, здесь дети закрепляют правила поведения в природе, природный материал побуждает детей к изготовлению поделок).

2 этап - дети самостоятельно читают коллаж (составляют рассказ по коллажу, продумывают сюжет своей игры и уже организовывают игру самостоятельно).

3 этап - дети уже без помощи коллажа организовывают игру, внося в сюжет игры свои коррективы.

     Следует большое место отвести чтению художественной литературы о жизни птиц и животных осенью, что сделает сюжеты игр более богатыми по содержанию. Перед проведением сюжетно – ролевых игр вырабатываем правила поведения для участников игры, которые все они должны соблюдать. В этой игре дети будут работать с природным материалом, сделают из него прекрасные поделки для украшения группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проведению НОД по толерантности в старшей группе «Непоседы» «Беседа о вежливости».

Cовместная деятельность с детьми старшего возраста в рамках проектной деятельности «Давайте друг другу говорить «спасибо»», с использованием здоровьесберегающих, личностно...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры "Магазин" в старшей группе"

В конспекте подробно описаны ход и организация сюжетно - ролевой игры "Магазин" с детьми 5 - 6 лет....

Методическая разработка по руководству сюжетно ролевой игрой: "Ателье" в старшей группе

В жизни ребенка дошкольного возраста, игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В мою разработку входит: ...

Методическая разработка по проведению сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации дошкольников

        Возможна ли профориентация в дошкольном возрасте?   Конечно, да!  Дошкольный возраст ранимый, чуткий и отзывчивый, и что мы донесем этим маленьким дет...

конспект проведения сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" в старшей группе

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе Цель: расширение представлений детей о трудах взрослых и результате их труда.Задачи:Образовательная:...