«Развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка

Гордеева Татьяна Владимировна

Жизнь ребенка наполнена многообразием форм, красок, игрушек, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. В раннем возрасте большое значение в жизни ребенка имеет опыт, полученный через органы чувств. На этом этапе знакомство с разнообразием свойств предметов играет ведущую роль. Правильность ориентировки детей в пространстве, которое их окружает, есть ни что иное как результат выполняемых действий по изучению величины, формы и цвета. Это дает возможность обучить адекватному восприятию предметов, выделению основных признаков и свойств.  Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.  Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_-_statya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей   раннего возраста  посредством  дидактических  игр»

Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель МДОУ — детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов

Жизнь ребенка наполнена многообразием форм, красок, игрушек, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. В раннем возрасте большое значение в жизни ребенка имеет опыт, полученный через органы чувств. На этом этапе знакомство с разнообразием свойств предметов играет ведущую роль. Правильность ориентировки детей в пространстве, которое их окружает, есть ни что иное как результат выполняемых действий по изучению величины, формы и цвета. Это дает возможность обучить адекватному восприятию предметов, выделению основных признаков и свойств.  Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.  Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [2].

Анализ педагогической литературы второй половины XX столетия показал что проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А, Венгер, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, Э.Г. Пилюгина, А.М. и другие.

В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что в раннем возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Именно поэтому сенсорное воспитание и развитие являются важнейшими направлениями формирования личности ребенка (В.М. Бехтерев, Е.Г. Биба- нова, Е.К. Кричевская, И.А. Сикорский, Н.Л. Фигурин и др.).

В исследованиях А.В. Запорожца, Е.И. Корзаковой, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина отмечается необходимость и важность сенсорного воспитания в раннем возрасте [6]. Изучив психолого - педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников я пришла к выводу, что сенсорное развитие является приоритетным и имеет первостепенное значение в развитии детей раннего возраста. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на  те  или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью.

В раннем возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. Для решения  этой задачи важная роль    принадлежит игре. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Для детей раннего возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. По мнению группы педагогов (Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.), дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. [5].

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,   интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи образовательного характера. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр [5].

 Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей раннего возраста. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. Для детей  раннего возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, вне занятий, в часы самостоятельной игровой деятельности. Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. В своей работе я использую принцип от простого к сложному. Сначала предлагаю детям игры на различение величины и цвета, формы: "Найди такой же", "Подбери предметы", "Подбери бабочку к цветку", «Грибочки по местам», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные кубики» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их: «грибочки одинаковые, варежки разные», увлеченно рассматривают материал, сопоставляют его, подбирают к эталону. Использую в своей работе с детьми «Пазлы». Дети начинают собирать картинки из двух частей, затем задача усложняется,  деталей в пазлах становиться больше. Они развивают логику, внимание, память, умение концентрироваться. Игра «Волшебные прищепки» развивает мелкую моторику рук, усидчивость, тактильные ощущения (Например: подбирать прищепки одного цвета, прикреплять прищепки по тематике - иголки к ежику, лучики к солнцу, лепестки к цветку; или развесить   флажки на веревку, например: прикрепив желтый флажок желтой  прищепкой к веревочке т. д.). Для активного воздействия на различные точки ладоней, сенсомоторное развитие, формирования основных сенсорных эталонов хорошо использовать в игре «Сухой бассейн». Сделать его очень просто: капсулы от киндер - сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль) и   обклеиваем термической пленкой, складываем в небольшой глубокий пластиковый контейнер.

В работе по сенсорному развитию детей раннего  возраста  хорошо использовать дидактические игры и упражнения, которые проводятся  на вертикальных плоскостях в группе. Одну из вертикальных поверхностей может занимать ковролин. Система упражнений ("Волшебная дорожка", "Правильно подбери цвета", "Найди предметы такой же формы", "Найди свой домик»,  "Найди такой же", "Найди ниточку самую-самую...",  "Из чего состоит растение", "Домашние животные" и др.).    Использование таких игр  способствовала активизации зрительного восприятия и развитию сенсорных способностей. В самом уголке использовались игры "Найди пару", "Что внутри?", "Собери матрешку" и др. Так, игровое тактильное панно "Поляна в лесу" (сенсорная панель для рук) изготовлено из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае "поляну в лесу" - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, • травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали были различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывали разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

"Сенсорная тропа для ног" - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплялись разные по фактуре "кочки": мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролон, камушки разных размеров,  разные крупы и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия у дошкольников. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

С помощью «Умного домика» обследуем с детьми объект, выделяя его признаки (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук). Используя «Морфологическую таблицу» у ребенка формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребенок соединяет фишкой определенного цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например: овощ и цвет).

Соединение в дидактических играх обучающих задач, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

Таким образом, в процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название [3].

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б . «Воспитание сенсорной культуры ребенка». - М.:Просвещение, 2001.-144с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика» .-М.: Издательский центр « Академия», 2012.-416с
  3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста - М. Просвещение, 2012г.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной.

М: 2011. - 79 с.

  1. Формирование восприятия у дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Л. А. Венгера. - М. : 2002. - 279 с.
  2. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста.» - М.: Из-во «Мозаика-Синтез», 2003. - 72 с.


Соединение в дидактических играх обучающих задач, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

Таким образом, в процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название [3].

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение,1968. - 113с.

.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

.Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1984. - 203с.

.Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 96с.

.Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 169с.

.Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер,2000. - 304с.

.Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. - 2006. - №12. - С.32.

.Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан.- Мн.: БрГУ, 2007. - 150с.

.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.

.Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. - М.: Просвещение, 1973. - 110с.

.Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.

.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. - М: Просевщение, 2000. - 192с.

.Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 862с.

.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...