Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
проект (средняя группа)

Алексеева Виктория Леонидовна

Планирование и проектирование образовательного процесса на неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_iz_opyta_raboty_alekseeva.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2016 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

  • дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
  • играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
  • обмениваются новостями, задают вопросы;
  • определяют тему работы на неделю;
  • планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

Кирой, Максимом? Сколько детей из всей группы выбирают данную тему? Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает)? Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дошколята самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема про зиму, снег. Спрашиваю у детей, что они знают про зиму, что хотели бы узнать о зиме и что нужно сделать, чтобы узнать. (Использую метод трех вопросов). Ответы детей фиксирую в таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Зимой бывает снег. (Алмаз)

Праздник Новый год (Лиза)

Кататься с горки (Кирилл Ч.)

Лепить из снега снеговика (Максим Ш.)

Нет листьев на деревьях (Алексина)

Медведь зимой спит (Варя)

Почему зимой холодно? (Егор)

Откуда берется снег? (Кира)

Почему нельзя есть снег? (Соня)

Что делают животные зимой? (Артем)

А как рыбы зимуют? (Рома)

В какие игры можно играть зимой? (Алмаз)

Спросить у мамы и папы. (Саша)

Спросить у бабушки и дедушки (Лиза)

Спросить у воспитателя (Даша)

Посмотреть телевизор (Катя)

Посмотреть в книге (Кирилл У.)

План  работы на неделю с 07.12.2020г. по 11.12.2020г. (с детьми средней группы)

Объединяющая (рамочная) тема: «Здравствуй, зима!»

Тема недели: «Особенности русской зимы»

Цель: создать условия для ознакомления детей с изменениями ближайшего природного окружения в зимний период, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о зиме.
  2. Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий), с зимними видами спорта.
  3. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.  
  4. Познакомить с традициями праздника Новый год.
  5. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.
  6. Закрепить знания о свойствах снега и льда.

Итоговое событие: Выставка детских работ «Снежною зимой», макет  «Наш спортивный детский сад» (виды спорта).

Количество инициатив

Центр игры

Центр книги

Центр творчества

Центр музыки и театра

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

С/р «Семья». (Кира)

С/р игра «Путешествие» (В.Л.)

С/р игра  «К доктору на прием» (М.А.)

Загадывание загадок о зиме. (В.Л.)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» (Милана)

Чтение и заучивание стихотворения  С. Есенина «Береза» (М.А.)

Рассматривание книги с репродукциями картин с зимними пейзажами (В.Л.)

Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» (Варя)

Предложить  раскраски на тему «Зима». (Соня)

Рисование «Укрась варежку» (Алексина)

Д/и «Соедини снежинки».(от самой маленькой до самой большой) (Ульяна )

Вырезать снежинки с Кириллом Ч.

Игра-драматизация «Рукавичка» (М.А.)

Слушать произведение П.И. Чайковского «Зима», из цикла «Времена года» (муз.рук. А.Н.)

Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»

Разучивание песни «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. (А.Н.)

Центр  спорта и здоровья

Центр природы экспериментирования

Центр Конструирования

Центр речевого развития

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

П/и «Два Мороза» (В.Л.)

Пальчиковая игра «Лыжники» (М.А.)

П/и «Снеговик» (В.Л.)

Физ. минутка «Снежок» (Лейсан)

Пройди по тропинке (Данил Т.)

Пальчиковая гимнастика  «Варежка» (В.Л.)

Поиграть в п/и «У медведя во бору» (Саша)

П/и «Замороженные» (М.А.)

Полить цветы  группе (Даша)

Эксперимент: Принести снег в группу в ведерке и посмотреть, что с ним случится. (М.А.)

«Угадай, что опишу»  (спортивный инвентарь) (Настя)

Эксперимент: «Разноцветные сосульки» (В.Л.)

Д/и «Найди такую же снежинку» (Егор)

Эксперимент «Откуда берется иней» (В.Л.)

«Санки для зверят» (Кирилл К.)

Д/и "Сделай снеговика" (Максим Г.)

Построить горку на участке. (Данил Ю.)

Построим крепость из крупного строительного материала (Арсений)

Д/и «Кто живёт у нас зимой».

беседа «Можно ли зимой есть снег?»

Д/и «Бывает – не бывает»

Настольно-печатные игры «Лото» по теме " Зима" 

Беседа «Хорошо или плохо, когда зима снежная?

Д/и «Что перепутал художник» (Лиза)

Д/и «Зимние слова» (Катя)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

«Зимушка-зима»

I Вводная часть

Гуляем в зимнем лесу. (Ходьба по залу в колонне по одному.)

«Снежинки-балеринки» -  ходьба на носках, руки на поясе (15 секунд);

«По льду пойдем и не упадем» – ходьба на пятках; руки на поясе (15 секунд);

«Вьюга» – бег (15 секунд).

II Основная часть

Упражнение «Поймаем снежинки»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Выполнение: руки развести в стороны, вверх, подняться на носки, хлопнуть в ладоши над головой. (повтор– 5 раз)

«Весёлый снеговик»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Выполнение: на счет 1 – наклон туловища вправо; на счет 2 – и.п.; 3 – наклон туловища влево; 4 – и.п. (повтор– 5 раз)

«Увидели, как лось пробирается через чащу»

И.п. – ноги слегка расставлены, руки скрестить над головой (рога).

Выполнение: на счет 1 – наклон; на счет 2 – и.п. (повтор– 5 раз)

«Играем в снежки»

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены

Выполнение: на счет 1 – присесть; 2 – «набрать снег»; 3 – встать, слепить снежок; 4 – «бросить снежок» (повтор– 5 раз)

«Огни на новогодней елке»

И.п. – ноги вместе, руки соединить на уровне груди.

Выполнение: на счет 1 – прыжок, ноги на ширине плеч, руки в стороны – вверх; на счет  2 – и.п.(повтор– 8 раз)

Дыхательное упражнение «Метелица» 

На счет 1,2 — вдох. На счет 1, 2, 3, 4— выдох. Повторить 3 раза.

III Заключительная часть

 Спокойная ходьба по залу. (15 секунд).

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Музыкальная деятельность

Тема «Зима-красавица»

Коммуникативная деятельность

Тема: «Зимушка-зима»

Утро.

Утренняя гимнастика «Зимушка-зима»

Беседа «Как узнать зиму?». Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях, рассматривая альбом «Зима. Зимние месяцы». Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.

Чтение Татьяна Шатских  «Ах ты, зимушка - зима».     Прогулка

Наблюдение за синицами.

Трудовая деятельность:  Уборка снега на участке.

П/и «Снежки и ветер». Цель: развитие двигательных навыков.

Вечер 

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Инд. работа с Алмазом. Цель: учить выполнять скользящие шаги.

Инд. работа с Ромой закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Чтение сказки «Зимовье зверей»

В центре творчества:

краски, карандаши, цветня бумага, клей, ножницы.

В центре игры:  

Игры с мозаикой " Зимние узоры"; атрибуты  для с/р игры «Семья». Сюжет «Прогулка в зимний лес».

В центре экспериментирования:

 лупы, трубочки для коктейля, ведерко, совок.

В центре книги:

Детская литература по теме.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Предложить карандаши  

для рисования.

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры с крупным и мелким строительным  материалом.

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом, со снегом.

Сюжетно ролевые игры:  «Семья.  Собираемся на прогулку»

Консультация для родителей «В какие игры играть с детьми зимой?»

Посоветовать

родителям сходить

вместе с детьми покататься с горки.

Вторник

Познавательно-исследовательская  деятельность

Тема: «Зимние забавы»

Двигательная деятельность (на улице) Тема: «Зимние забавы» (по плану физ. инструктора)

Утро.

Утренняя гимнастика «Зимушка-зима».

Беседа: «Что таится под сугробом?»

П/и: «Кот и мыши»

Инд. работа с Сашей: учить вырезать по контуру.

Дыхательная гимнастика

«Снежный ком»

Просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме».

Прогулка 
Наблюдение за метелью.

Упражнение «Нарисуй снежинку» (рисование снежинок палочкой на снегу).   (Кира, Алексина)

Поручение собрать лопатки в корзину после прогулки (Максим Ш., Алмаз)

Вечер.

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Инд. работа с Максимом Г.  «Ближе - дальше»

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима - аукает».

Инд. работа с Варей: рассматривание сюжетной картинки «Зимний двор»

В центре творчества: 

Цветные карандаши, альбомы, пластилин

В Центре

театра и музыки:

маски животных  для инсценировки «Заюшкина избушка»

В центре игры:  коробочки от лекарств, чемоданчик врача, халат, колпак для с/р игры «К доктору на прием»

В центре «Спорта и здоровья»  

Маленькие  мячи для метания, массажная  дорожка.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Предложить карандаши и фломастеры

для рисования  «Волшебный дом».

Самостоятельные игры: «Волшебные крышечки».

Дидактические и настольно – печатные игры.

Сюжетно - ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми выучить

загадки о зиме.

Предложить родителям вместе с детьми изучить зимние виды спорта.

Среда

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение: К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Музыкальная деятельность. Тема: « Зима-красавица»

(по плану музыкального руководителя)

Утро.

Утренняя гимнастика «Зимушка-зима»

Игра-драматизация: «Рукавичка»

Экскурсия в «Птичью столовую»

Динамическая пауза «Будем прыгать,  и скакать!»

Настольные игры: «Пазлы», «Мозаика», «Найди пару», «Домино».

Пальчиковая гимнастика «Ветер северный подул»

Прогулка 
Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

П/и: по желанию детей. 

Д/и «Когда это бывает?»

Трудовое поручение почистить дорожку до участка от снега.

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Просмотр м/ф «Зима в Простоквашино»

Инд. работа с Лейсан «Назови геометрические фигуры»

Чтение М. Лапыгин «Снегирь»

Инд. работа  с Егором заучивание считалочки «Ехала белка на тележке»

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, пластилин.

В центре «Спорта и здоровья»  

кегли, мячи, мешочки  с песком.

В центре конструирования:  деревянные кубики, конструктор «Лего»

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Путешествие»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

В центре книги: рассматривание иллюстраций с изображением зимних видов спорта.

Дидактические и настольные игры: «Пришей пуговицу» , «Мозаика», Найди пару»

Игры со строительным материалом: строим «Зоопарк».

Предложить родителям принести фото с детьми. Где они занимаются зимними видами спорта (лыжи, коньки, санки)

Памятка для родителей «Профилактика инфекционных заболеваний»

Четверг

Изобразительная деятельность

Аппликация

Тема: «Снеговик»

Двигательная деятельность (в помещении)

Тема: «Зимние забавы»

Продолжение занятия по плану инструктора по физической культуре

Утро

Утренняя гимнастика «Зимушка-зима»

Беседа на тему  «Как одеваются зимой».

Д/и «Выше - ниже»,  «Волшебный мешочек».

 Просмотр презентации «Русская зимушка – зима»

Совместная с педагогом деятельность в уголке природы.  

Инд. работа   с Артемом «Скажи со словом  - зимний.

Прогулка:  

Наблюдение за вороной.

Трудовая деятельность:   почистить дорожку от снега.

П/и :«Снеговик»

Инд. работа с Настей «Какого цвета зима?»

Игровое упражнение «Кто дальше бросит снежок?»

Вечер:

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Наблюдение: наступление вечера.

Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович».

Инд. работа с Данилом Т. «На что похоже?»

Инд. Работа с Кириллом К. артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, пластилин, краски, карандаши.

В центре книги 

Дидактические карточки «Зимующие птицы»

В центре «Спорта и здоровья»  

Массажная дорожка, атрибуты для игры «Кольцеброс»

В центре игры:

атрибуты для с/р игры «Семья», сюжет «Семейный обед»

 Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Игры со строительным материалом.

Подвижные игры в центре «Спорта и здоровья»

Предложить детям контурные раскраски по теме.

Предложить настольную игру «Спаси пингвина»

Консультация для родителей «Осторожно, зима!»

Пятница

Изобразительная деятельность

(лепка сюжетная)

Тема: «Наш спортивный детский сад»

Двигательная деятельность (на прогулке)

Утро

Утренняя гимнастика «Зимушка-зима»

Чтение и обсуждение рассказа В. Фитисова «Зима пришла»

Беседа на тему: «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются»

Динамическая пауза:

«Под ёлочкой!»

Эксперимент «Определение чистоты снега»

Прогулка 
Наблюдение за осадками. П/и «Два Мороза», «Ледяные фигуры»

Д/и  «Чьи следы?»

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

Вечер:

Просмотр мультфильма «Снеговик почтовик»

Чтение сказки  «Морозко»

Инд. работа с Данилом Ю. упражнение «Дорисуй»

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Инд. работа с Настей «Найди пару»

В центре книги 

Сюжетные картинки с зимними видами спорта.

В центре   творчества  пластилин, трафареты, восковые мелки, трубочки для коктейля.

В центре музыки и театра:

Аудиозаписи классической музыки, атрибуты для инсценировки сказки «Теремок».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Рассматривание сюжетных картинок в центре книги.

В центре творчества предложить нарисовать зимний пейзаж (материал на выбор: восковые мелки, пластилин – для пластилинографии)

Игры с машинками, макет автостоянки.

Оформление папки-передвижки «Читаем дома вместе»

Консультация «Одеваем детей по сезону».

Рекомендации для родителей «Зимние забавы на прогулке»