Проект: "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста"
проект (младшая группа)

Кулебакина Татьяна Михайловна

Основная идея, лежащая в основе настоящего Проекта, исходит из концепции Программы развития поликультурного образования в Российской Федерации: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является великой российской нацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОСИНКА»

_________________________________________________________________________________

143989, РФ, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, стр.1;

тел. 8 (495) 522-93-09; e-mail: shkola.rosinka@yandex.ru

ПРОЕКТ

«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

срок реализации проекта: с «01» 09. 2020 г. по «15» 05. 2023 г.

Автор-составитель:

Кулебакина Т.М.

воспитатель

г.о. Балашиха, 2020

Актуальность проекта

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей, не передается по наследству. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре.

Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Сегодня перед системой образования в России стоит очень важная задача - воспитание «поликультурной личности».

Целью поликультурного воспитания в дошкольном возрасте является -  приобщение детей к культуре своего народа.

Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой стороны - привить ему уважение к другим культурам.

Основная идея, лежащая в основе настоящего Проекта, исходит из концепции Программы развития поликультурного образования в Российской Федерации: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является великой российской нацией.

Принципы реализации проекта

- Принцип оптимальности предполагает тщательный отбор минимально адаптированного для дошкольников дидактического материала о культурном наследии, общечеловеческих и национальных ценностях.

- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, проецирует установку на разумное усвоение.

- Принцип рационально сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, индивидуальных особенностям ребенка, обеспечивающих развивающий характер обучения.

- Принцип вариативности предполагает возможность различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, содействующих реализации целей формирования основ поликультурной личности посредствам народной педагогики, а также использование многообразия форм и методов работы

Цель проекта 

Формирование разносторонне творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей сформированным представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, с развитым чувством любви к российской цивилизации, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Задачи проекта:

 1. Формирование представлений детей о родном крае, о достопримечательностях малой родины.

 2. Приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры.

 3. Формирование многосторонних представлений детей о Родине (первичная информация об истории, о геральдике, достопримечательностях, столице).

 4. Воспитание положительного отношения к культурным различиям.

 5. Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Период и этапы реализации проекта

Проект предназначен для детей от 3 до 7 лет, срок реализации – 4 года. Освоение программы трехэтапное:

  1 этап – дети от 3 до 5 лет (вторая младшая и средняя группы); содержание работы определяется культурой народов своего региона и семьями воспитанников.

  2 этап – дети от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы), содержание работы задается культурами народов России и мира.

 3 этап - подведение итогов и системное осмысление результатов реализации Проекта.

Вид проекта – исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитанники группы №2 «Звездочки», родители, педагоги ДОУ.

Структура проекта.

Данный проект включает в себя четыре блока, каждый из которых направлен на решение определенных задач:

  • Первый блок «Страна общения».
  • Второй блок «Я и мой дом».
  • Третий блок «Мы все - дети России».
  • Четвертый блок «Мы - дети планеты».

Ожидаемые результаты:

-  формирование позитивного отношения к себе, сверстникам, взрослым, миру;

- формирование первоначальных представлений об образе жизни людей, населяющих нашу планету, их обычаях и традициях, о различных мировых культурах;

- развитие самостоятельности, творческой активности, любознательности, познавательных процессов;

- обогащение предметно-развивающей среды.

Перспективный план реализации проекта

1 ЭТАП

Первый блок «Страна общения» (младшая группа)

№ п/п

Тема

Задачи

1.

НОД «О дружбе»

Уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»

2.

НОД «Мы все такие разные»

Воспитывать уважение  к особенностям других людей

3.

Досуг для детей «Мое имя»

Развивать интерес к истории народа

4.

Д/и «Знакомство с куклами в национальных костюмах»

Познакомить с элементами орнамента русского национального костюма

5.

Экскурсия  в музей «Живая старина»

Формировать интерес к быту русского народа

6.

Знакомство с народной игрушкой

Познакомить детей с русской матрешкой, ее особенностями

7.

НОД «Как на Руси веселились от души»

Познакомить детей с народными музыкальными инструментами

8.

Развлечение «Традиции и игры народов России»

Воспитывать уважение к национальным культурам народов России

Второй блок «Я и мой дом» (средняя группа)

№ п/п

Тема

Задачи

Беседа «Маленькая сестра – это моя семья»

Формировать у детей понятие семьи

Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье»

Углубить знания родителей о важности поликультурного воспитания детей

Беседа «Любимое блюдо моей семьи»

Дать представление о различных национальных семейных блюдах

Подготовка и показ кукольного спектакля «Сказки Бабушки-забавушки»

Развивать активность детей, их творческие способности

Знакомство с народным зимним праздником «Рождество»

Познакомить детей с народным зимним праздником

Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари)

Заложить у детей основы поликультурного воспитания

Свободное общение «Один день из жизни семьи»

Помочь детям усвоить семейные обычаи, традиции

Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем»

Развивать творческие способности детей, привлечь родителей к участию в выставке

2 ЭТАП

Третий блок «Мы все - дети России» (старшая группа)

№ п/п

Тема

Задачи

«Наша страна Россия»

Формировать у детей образ Родины

НОД «Москва - столица России»

Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины

НОД «Города России»

Познакомить детей с крупными городами России, их особенностями

НОД «Дети России»

Познакомить детей с многонациональным составом населения России

НОД «В гости к бабушкиным куклам»

Выявить особенности национальной одежды народов России

Развлечение «Традиции и игры народов России»

Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России

Сюжетно – ролевая игра «Иностранец»

Закреплять уважение обычаев, взглядов и традиций других людей

НОД «Мир, в котором мы живем»

Формировать представления детей о разных странах, национальных традициях людей в них проживающих

Четвертый блок «Мы - дети планеты»

 (подготовительная к школе группа)

№ п/п

Тема

Задачи

Развлечение «Дети народов мира»

Формировать у детей представление о национальных традициях разных стран

НОД «Какие бывают приветствия?»

Познакомить детей с приветствиями народов разных стран

Развлечение «Праздники народов мира»

Познакомить детей с культурой и бытом народов разных стран

НОД «Жилища народов разных стран»

Систематизировать знания детей о жилищах разных народов

Спортивное развлечение «Подвижные игры народов мира»

Расширение знаний детей о подвижных играх народов мира

НОД – беседа «Маленький путешественник»

Закрепить представления детей о культуре и быте народов разных стран мира

Развлечение «КВН по сказкам народов мира»

Развивать интерес к сказкам разных народов

Развлечение «Традиции чаепития у разных народов»

Закрепить знания о родной стране, воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей

3 ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Презентация проекта «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Развлечение совместно с родителями «Чаепитие у разных народов»
  3.  Выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
  4. Оформление информационных стендов для родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема поликультурного воспитания значима для нашей страны, которая специфична своей многонациональностью. Приобщение детей к культуре разных народов сформирует у них предпосылки толерантного отношения к людям разных национальностей и рас, а также станет основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разных народов. Культура народов является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию к объектам эстетического содержания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» Воспитатели МБДОУ №1 «Росинка» Кулебакина Татьяна Михайловна Скрипкина Татьяна Викторовна

Слайд 2

Актуальность проекта Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей, не передается по наследству. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах.

Слайд 3

Основная идея проекта Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является великой российской нацией.

Слайд 4

Принципы реализации проекта Принцип оптимальности. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов. Принцип рационально сочетания разных видов деятельности. Принцип вариативности.

Слайд 5

Цель проекта Формирование разносторонне творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей сформированным представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, уважающей другие культуры, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Слайд 6

Задачи проекта Формирование представлений детей о родном крае. Приобщение к культуре своего народа. Формирование многосторонних представлений детей о Родине. Воспитание положительного отношения к культурным различиям. Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Слайд 7

Период и этапы реализации проекта Проект предназначен для детей от 3 до 7 лет, срок реализации – 4 года. Освоение программы трехэтапное:  1 этап – дети от 3 до 5 лет (вторая младшая и средняя группы) - содержание работы определяется культурой народов своего региона и семьями воспитанников.  2 этап – дети от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - содержание работы задается культурами народов России и мира.  3 этап - подведение итогов и системное осмысление результатов реализации Проекта.

Слайд 8

Вид проекта – образовательный. Участники проекта: воспитанники второй младшей группы №2 «Звездочки», родители, педагоги ДОУ.

Слайд 9

Структура проекта Данный проект включает в себя четыре блока, каждый из которых направлен на решение определенных задач: Первый блок «Страна общения». Второй блок «Я и мой дом». Третий блок «Мы все - дети России». Четвертый блок «Мы - дети планеты».

Слайд 10

Первый блок «Страна общения» (вторая младшая группа) Цель: приобщение детей к культуре народа, в стране которого мы проживаем. Задачи: Формирование позитивного отношения к себе, сверстникам. Создание первоначальных представлений об образе жизни людей, населяющих нашу страну, их обычаях и традициях.

Слайд 11

«О дружбе» Цель: уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»

Слайд 12

«О дружбе»

Слайд 13

«Мы все такие разные» Цель: Воспитывать уважение к особенностям других людей Наша группа многонациональна Россия

Слайд 14

Мордовия Кабардино-балкария

Слайд 15

Молдавия Чувашия

Слайд 16

Украина Армения

Слайд 17

Татарстан Италия

Слайд 18

«Мое имя» Цель: Развивать интерес к именам детей группы

Слайд 19

«Знакомство с куклами в национальных костюмах» Цель: Познакомить с элементами орнамента национального костюма

Слайд 20

«Украсим салфетку народным узором» Цель: закрепить знания детей об особенностях народного узора, создание художественного образа

Слайд 21

Экскурсия в музей «Живая старина» Цель: Формировать интерес к быту русского народа

Слайд 22

Экскурсия в музей «Живая старина»

Слайд 23

Экскурсия в музей «Живая старина»

Слайд 24

«Знакомство с народной игрушкой» Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, ее особенностями

Слайд 25

«Знакомство с народной игрушкой»

Слайд 26

«Флаг России» Цель: знакомство детей с одним из государственных символов России

Слайд 27

«Флаг России»

Слайд 28

«Как на Руси веселились от души» Цель: Познакомить детей с народными музыкальными инструментами

Слайд 29

«Как на Руси веселились от души»

Слайд 30

«Игры народов России» Цель: Воспитывать уважение к национальным культурам народов России

Слайд 31

«Игры народов России»

Слайд 32

«Игры народов России»

Слайд 33

Работа с родителями Проводим консультации

Слайд 34

Консультации для родителей

Слайд 35

Консультации для родителей

Слайд 36

Работа с родителями Шьем костюмы Демонстрируем

Слайд 37

Продукт проекта Альбом «Моя Россия»

Слайд 38

Наш альбом уже наполняется Народный костюм

Слайд 39

Орнамент

Слайд 40

Рисунок

Слайд 41

Народная игрушка

Слайд 42

Народные музыкальные инструменты

Слайд 43

Народные игры

Слайд 44

Работа над проектом продолжается: Второй блок «Я и мой дом » (средняя группа) Цель: знакомство детей с обычаями и традициями семей разных национальностей Третий блок «Мы все - дети России» (старшая группа) Цель: сформировать у детей образ многонациональной Родины Четвертый блок «Мы – дети планеты» (подготовительная к школе группа) Цель: создание у детей представления о национальных традициях разных стран

Слайд 45

Заключение Приобщение детей к культуре разных народов сформирует у них предпосылки толерантного отношения к людям разных национальностей и рас, а также станет основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разных народов. Культура народов является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию в объектах эстетического содержания.

Слайд 46

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...