Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
учебно-методический материал (младшая группа)
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Выполнила: Мухамеджанова Алина Радиковна,
воспитатель
2014 г.
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны, – стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий активизировать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии образовательного учреждения.
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Одной из форм развития профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель дошкольного образовательного учреждения ставит перед педагогом, ответственность за предоставление по результатам ожидаемого продукта.
Персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования.
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.
Данная персонифицированная программа посвящена проблеме:
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Нетрадиционные техники рисования –это способы создания нового, оригинального, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать А самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными предметами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса (ребенок использует предметы, которые окружают малыша каждый день, их можно использовать по иному –вместо кисточки листочки, травинки, кубики). Происходит развитие наглядно-образного, словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- навыков контроля и самоконтроля;
- положительных эмоции, так как дети не боятся ошибиться, они становятся более уверенными в своих силах, у них появляется желание рисовать.
Срок реализации программы 3 года.
Результаты мониторинга профессиональной деятельности
воспитателя
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности воспитателя
Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.
0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;
3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.
Таблица № 1
Признаки | Показатели оценивания | Баллы | |
Научная подготовленность | |||
1. Информированность о теоретических основах педагогики и методик развития детей дошкольного возраста | 1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования. 2.Владение основными закономерностями и принципами педагогики и методик развития детей дошкольного возраста. 3.Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания образования детей дошкольного возраста на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики педагогической науки. | 2 2 2 2 2 | |
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и педагогики дошкольного детства | 1.Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики 2.Понимание сущности методов педагогики дошкольного детства 3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми. | 2 2 3 | |
3.Информированность о современных разработках в области педагогики дошкольного детства | 1.Ориентация в истории научных открытий. 2.Понимание необходимости ее использования в процессе воспитания детей дошкольного возраста 3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании. 4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста | 1 2 1 2 | |
1. Знание содержания образования для детей дошкольного возраста | 1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (формирование базового доверия к миру, становление позитивной «Я-концепции») 2. Понимание целей и задач развития детей дошкольного возраста 3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развития детей дошкольного возраста 4. Определение форм и методов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста | 2 2 2 2 | |
2.Информированность о методах и приемах развития детей дошкольного возраста. | 1.Понимание адекватности методов и приемов развития детей дошкольного возраста целям и содержанию дошкольного образования. 2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов развития детей дошкольного возраста. 3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп. 4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области развития детей дошкольного возраста. | 2 2 2 2 | |
3. Информированность о формах организации образования детей дошкольного возраста | 1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей. 2.Ориентация в специфике различных форм организации детей дошкольного возраста. 3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе. | 2 2 2 | |
4. Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста | 1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения для детей дошкольного возраста 2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста | 2 2 | |
3.Понимание необходимости управления развитием познавательных процессов у детей дошкольного возраста и месте педагога в этом процессе | 2 | ||
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности детей дошкольного возраста | 2 | ||
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе развития детей дошкольного возраста | 2 | ||
6.Владение приемами педагогической техники | 2 | ||
1.Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития | 1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития детей дошкольного возраста | 2 2 2 | |
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста | 1.Понимание закономерностей познания. 2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи. 3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах. | 2 2 2 |
Коэффициент профессиональной подготовки – достаточный.
Оценивание профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
№ п/п | Компетенции | Показатели (индикаторы) оценивания |
1 | Получение воспитателем информации о результатах развития детей раннего возраста на основе результатов педагогической диагностики |
|
2 | Демонстрация воспитателем знаний дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста | Владение основами дошкольной педагогики и педагогики развития детей раннего возраста, методик; современных инновационных педагогических технологий в области развития детей раннего возраста:
|
3 | Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач инновационной деятельности; ТСО и информационных технологий (компьютерных) в целях воспитания и обучения детей раннего возраста | 1) Решение задач мотивации:
|
4 | Общение, взаимодействие педагога с детьми | 1) В общении с детьми:
2) Педагог, взаимодействуя с детьми
|
5 | Демонстрация педагогом современных методов воспитания и обучения | 1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):
б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности; 6 в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности; 7 г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к деятельности; 7 д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании. 7 2) Предъявление образовательной информации:
б) последовательность изложения материала; 7 в) использование методов развивающего обучения; 7 г) использование современных педагогических технологий; 7 д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации; 7 е) поддержание интереса детей к содержанию информации; 7 ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности. 7 3) Выявление освоенности содержания образования:
б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания информации; 7 в) анализ эффективности применяемых методов и приемов; 7 г) анализ результативности образовательного мероприятия; 7 д) установление «обратных связей» (реакция детей); 7 е) Анализ результативности применения инновационных технологий в образовании детей дошкольного возраста; 7 ж) Анализ уровня паритета здоровья и образованности детей дошкольного возраста. 7 |
6 | Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы) | 1) Передача положительного отношения к детям:
б) посредством голосовых интонаций и модуляций; 7 в) тактильным контактом; 7 г) жестами.7 2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:
б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности; 6 в) использование юмора, шуток; 7 г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности. 7 3) Демонстрация тепла и дружелюбия:
б) использование имен детей в теплой, дружественной манере; 8 в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания; 8 г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора. 8 4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки:
б) воспитатель ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно; 7 в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям;8 г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях. 7 |
7 | Поддержание организованного поведения | Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности: а)мотивация разных видов деятельности поддержание интереса; 7 б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей; 6 в) поощрение проявления творчества и самостоятельности; 7 г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность; 6 д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка. 6 |
Уровень профессиональной компетентности - критический.
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Уровень сформированности педагогической техники недостаточен, характеризуется наличием отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована на достаточном уровне, характеризуется наличием сведений об операциональном составе педагогических действий, быстрым накоплением опыта их осуществления в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности | Уровень выраженности | рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации | Третий уровень | Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста |
Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность | Второй уровень | Изучение и овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста |
Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста | Второй уровень | Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО) |
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п | Наименование организации | Образовательная программа | сроки | Подтверждающий документ |
1 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Теория и методика развития детей раннего возраста в ДОУ | 2015 г. | сертификат на 72 часа |
2 | ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Программирование образовательной деятельности педагога ДОУ | 2017 г. | сертификат на 24 часа |
3 | ЧГПУ | Факультет «Дошкольное образование» | 2016 г. |
План самообразовательной деятельности воспитателя ДОУ
№ | Срок | Проблема/тема | Этап самообразования | Рекомендации |
1 | 2014/15 уч. г. | Современная образовательная политика в сфере образования | Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» | 1.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности педагога образовательной организации |
2.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности родителей | ||||
Знакомство с Методическими рекомендациями по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» на сайте ГБОУ ДПО ЧИППКРО | Организация информирования родителей по ознакомлению с методическими рекомендациями (извлечениями) | |||
Изучение концепции ФГОС ДО | Подготовка предложений, для проектирования плана мероприятий введения ФГОС ДО | |||
Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования | Подготовка предложений для плана работы ВТГ по проектированию ООП, | |||
2 | 2015/16 уч. г. | 1. Изучение требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2. Изучение и анализ современного программно-методического обеспечения по проблеме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста». | 1. Участие в работе творческой группы по разработке ООП ДОУ. Проектирование рабочей программы обновления содержания обучения, предметно-развивающей среды в условиях введения ФГОС ДО | |
2. Участие в современных формах методической работы (проблемно-проектные семинары, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы по проектированию вариативной части ООП) | ||||
3. Разработка рабочей программы младшей группы | ||||
4. Определение темы проектной деятельности по внедрению разнообразных техник нетрадиционного рисования в младшей группе ДОУ, составление плана-схемы и создание условий для ее реализации. | ||||
3 | 2016/17 уч. г. | Реализация проектной деятельности по проблеме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста» | 1. Творческий отчет на педагогическом совете по результатам проектной деятельности | |
2. Мастер-класс по реализации содержания проекта | ||||
3.Обобщение опыта работы по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста» |
План - проект карьерного роста воспитателя ДОУ
Первый год работы:
1. Реализация перспектив, выдвинутых в квалификационной работе на соответствие занимаемой должности.
2.Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах.
Второй год работы:
- Разработка плана–схемы проектной деятельности по проблеме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста», создание условий для ее реализации.
- Участие в работе творческой группы по разработке ООП ДОУ.
- Разработка рабочей программы по младшей группе.
Третий год работы:
- Организация исследовательской работы по направлению: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
- Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.
- Обобщение и презентация на совете педагогов опыта работы по проблеме «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
- Аттестация на первую квалификационную категорию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/09/picture-482009-1431183977.jpg)
Примерная персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квали...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-424479-1431420922.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-441401-1428829020.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя групп детей дошкольного возраста Дуппор Елена Владимировна высшая категория
Данная персонифицированная программа разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических и руководящих работников в сфере образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706818-1447262984.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Пояснительная записка На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979526-1511880571.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя Рейнвальд Натальи Валерьевны (первая квалификационная категория)
программма по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-919458-1576514602.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя на 2018-2020 гг....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-1301709-1609301774.jpg)
Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя
Персонифицированная программа повышения квалификации поможет педагогу определить виктор своего развития...