Развитие связной речи детей 4-5 лет методом моделирования
консультация (средняя группа)

Кузьминова Елена Петровна

Развитие связной речи детей 4-5 лет методом моделирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  связной речи в среднем  дошкольном возрасте методом наглядного моделирования и мнемотехники.

Воспитатель средней группы Кузьминова Елена Петровна

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Развития инновационных технологий вытесняет «живое» общение. Наше поколение разучились говорить, пересказывать, описывать увиденные предметы или события, так как не могут сформулировать и передать их в словах. И нам, педагогам дошкольного образования, в решении данной проблемы отводится особая роль,т.к. период дошкольного детства является   наиболее сензитивным– это период наиболее интенсивного становления и развития личности ребёнка.

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Требования, которые диктует нам современная жизнь, современное образование, направлена на необходимость кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ путем выбора наиболее эффективных средств развития, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов введения образовательной деятельности. В этой связи, я, стремлюсь найти более новые, эффективные методы решения поставленной перед собой задачи -развитие речи дошкольников.

В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом  исследователей,  наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в образовательном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования и мнемотехники, как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности считаю, является более современным подходом в образовании. 

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование  успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В связи с этим определила для себя цель работы в данном направлении:

Создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.

Руководствуясь данной целью, поставила перед собой конкретные задачи:

Задачи:

1. Способствовать обучению последовательности, логичности, полноте и связности изложения; Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

2. Познакомить дошкольников с различными видами наглядного моделирования и возможностями его использования в практической деятельности.

3. Способствовать проявлению у воспитанников творческих способностей, самостоятельности и индивидуальности.

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, я определили место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями.

  Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.  Исходя из вышесказанного в группе была создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Развивая речь детей среднего дошкольного возраста, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, т.е. на тех, которые содержатся в группе.

В группе были созданы картотеки дидактических игр, стихов, загадок, сказок к мнемотаблицам, подобран дополнительный материал для работы с детьми по развитию связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники.

По мере совершенствования умения пользоваться методом моделирования и пополняется развивающая среда.

   Прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами связного речевого высказывания, будь то пересказ, составление рассказа по картине и серии картин описательный рассказ, творческий рассказ. 

Опыт работы с детьми, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитие связанной речи дошкольников.Это фрагментарное моделирование круги «Эйслера»

       Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов  я хочу порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками или прозрачными фрагментами. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины или накрывая фрагментом, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по

составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора прямоугольника, который они открывают первым.

Также я использую опорные таблицы - схемы для составления описательных рассказов.   (схема, несколько фото) Эти опорные таблицы представляют ребенку план рассказа о каком - либо предмете или действии . Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в мой работе по развитию связной речи детей. Я использую их для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, уделяю внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, моделиНо не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми выбрали составили фрагментарные  и коннтрастные мнемотаблицы по

блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети пробуют составлять рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих рассказах отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

        Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Дети с удовольствием и интересом составляют свои модели –описания.

Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в работе используются различные модели.  Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

А самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть», тем самым дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.   Использование моделей в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ.

Но хочу отметить, что дети испытывают некоторые сложности, так как ещё трудно в силу возраста следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.

Использование метода моделирования помогает мне добиваться следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Подчеркну, что методом моделирования не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

+ Таким образом, можно сделать следующие выводы:  в  результате комплексной  работы наблюдается стойкое улучшение речи воспитанников.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении не только с детьми среднего возраста, но и со старшими  дошкольниками.

❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Презентация: "Развитие связной речи детей 6-7 лет методом моделирования русских народных сказок".

Огромную роль в развитии связной речи детей играет родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. Культура русского народа содержит в себе уникальные нацио...

Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает  детям овладение связной речью, так к...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"

В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи,...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. В развитии связной речи детей старшей гру...