Конспект эколого-психологического тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему «Природа»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель тренинга: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, а также развитие бережливого отношения к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-psihologicheskiy_trening.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»
города Ершова Саратовской области

Конспект

эколого-психологического тренинга

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Природа»

Подготовила: педагог-психолог
Рудник Анжелика Владимировна

Цель тренинга: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, а также развитие бережливого отношения к окружающей среде.

Задачи тренинга:

  1. способствовать сплочению группы;
  2. расширять чувственный опыт детей;
  3. развитие умения выражать свои эмоции не только в речи, но и мимике, движении.
  4.  снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: музыкальное сопровождение (на усмотрение педагога), коврики на каждого ребенка.

Ход тренинга

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о…  А давайте-ка, я вам сейчас загадаю загадки и вы сами поймете, о чем будет наша сегодняшняя встреча? Итак… (далее предлагаются загадки, отгадав которые  дети поймут тему встречи: природа, экология).

Солнце расписало вдруг

Семицветный полукруг,

Над землею - как дуга,

Что же это? (Радуга)

Что за черный пароход

Грозно по небу плывет,

Закрывая солнца лучик?

Что же это? - В небе... (туча)

Долгожданная пора!

Детвора кричит: "Ура!"

Что ж за радость это?

Наступило... (лето)

Под моим окном висела,

От мороза - "дзинь" - звенела,

А от солнца стала булькать

И растаяла... (сосулька)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет зверь и человек,

Запорошил первый... (снег)

Крыльев нет, а он летает,

Тучки, облака гоняет,

За погоду он в ответе!

Кто же это? - Это... (ветер)

Детям дается небольшая информационная справка о том, что такое природа, окружающая среда.

Упражнение «Слушай команду!» (способствует успокоению и организации)

Дети идут под музыку (В.Витлин «Пионерский марш») в колонне друг за другом. когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды делаются только на выполнение спокойных движений. игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

Упражнение «Поздороваемся»

Рассказать детям, что в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли кормилицы, за то, что боронят, пашут ее тяжелой бороной, копают, беспокоят, т.е. чтили и уважали Землю.

Давайте и мы придумаем приветствие деревьям на участке нашего детского сада, солнышку, водичке, ветру и другим объектам природы. Подумайте и произнесите эти приветствия (с разной интонацией, эмоционально). (Выполнение упражнения можно начать со взрослого).

Упражнение «Забавные танцы»

Детям предлагается представить свое самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальные угадывают, чей это образ.

Постепенно упражнение усложняется: детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других природных явлений. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Упражнение «На участке дождь»

Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится (деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.). Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции. Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, например, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

«Медвежата в берлоге»

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-З раза.


       2. Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки.

Повторить игру 2-З раза.

3. Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2 — 3 раза.

4. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

  1. Отдых. 

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись удобнее, стали дремать (взрослый поет «Колыбельную медведице»). Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Взрослый описывает этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) 

Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский. «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Завершение тренинга. Взрослый подводит итог, отметив, что ему понравилось, за что хотел бы он похвалить детей. Затем передает по кругу игрушечного медвежонка, задав вопрос: «А вам что сегодня понравилось больше всего? Какое настроение у вас теперь?». Взрослый внимательно выслушивает каждого, благодарит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект проведения развлекательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Здоровье – это КЛАСС!»

Конспект проведения развлекательного мероприятия для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Здоровье – это КЛАСС!»...