"Истоки народной культуры"
статья (старшая группа)

Шошорина Нина Геннадьевна

 

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. О том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку возможности, стать живым участником событий, прикоснуться к старине.

Знания о первичных представлениях о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках детям системно даёт педагог, но определённое приобщение к традициям народа можно воспитать только вместе с семьёй ребёнка. Задача педагога показать родителям необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры, вовлечь родителей в формирование у дошкольников патриотических чувств и развитие духовности.

Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к истокам русской народной культуры была проведена работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использовались различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:

  1. родительские собрания
  2. консультации
  3. информационные файлы
  4. буклеты, памятки;
  5. фоторепортажи;
  6. видеофильмы;
  7. презентации

Работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей.

. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством  я использую дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Я использую это и в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Большое место занимают викторины для детей в процессе воспитания и развития ребенка, так как они отвечают на множество вопросов на различные тематики, и тренируют не только свою память, но и реакцию. Этот занимает интересный способ игры, который уже давно и прочно вошел в нашу повседневную жизнь, очень нравится не только детям, но и родителям.

 

 

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству,  выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое.  В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

 

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и  вышивке,  причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.


 

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?»,  «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

  Знакомство с русскими народными играми.
 

  Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека  народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.
 

 Проведение традиционных народных праздников.
 

  Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.


 

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.  К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.  Был составлен план  работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию  в календарных праздниках и развлечениях.


 

2) совместное изготовление  атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и  проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
 

Результативность работы.

 

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.


 

Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.


 

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно.  Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы:  родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием  родителей, родительские  собрания  «Капустные посиделки» и «В гостях у бабушки Натальи». Перед собранием в ходе, которого показывали «Капустные посиделки», было разработано положение о конкурсе для родителей. Родителям было предложено своими руками сделать книгу о капусте. Наши родители приняли активное участие в разработке книг, за что были награждены. Также во время собрания, была проведена игра с родителями и детьми. После этого благодарные  родители написали о работе группы и ДОУ в газету «Волга» заметку «Детям здесь нравится».

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому народа.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт русской народной культуры. Культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Актуальность данной темы в том, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Наш детский сад поставил перед собой цель познакомить своих воспитанников с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для них, россиян.

Так еще четырнадцать лет назад, педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Сначала ограничивались лишь беседами о предметах труда и быта наших предков, их праздниках и буднях, обычаях и традициях. Однако довольно трудно было для таких занятий изыскать время. Очень не хотелось проводить их в те минуты, которые выделены детям для игры. И постепенно мы решили внедрить в воспитательно – образовательный процесс парциальную программу О.М.Маханевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», позволяющей знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Таким образом, нами были отобраны следующие приоритеты:

  • Создание атмосферы национального быта в группах детского сада.

Неоценимую помощь в данном вопросе оказало желание педагогов старшей группы изменить предметно развивающую среду и оформить ее в русском стиле. Освободив место в групповой комнате оформили мини музей «Русская изба». В «русской избе» собрали предметы русского быта, образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, гжель, народные игрушки,разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомились с разнообразием народного искусства, но и получали специальные навыки и умения: расписывали игрушки по типу дымковской, лепили посуду, украшали ее орнаментом. Всё это стало визитной карточкой нашего детского сада.

  • Широкое использование фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

  • Знакомство с народным искусством.

Очень важно ознакомить детей с декоративной росписью. Дети с удовольствием разрисовывают заготовки – силуэты, лепят и расписывают глиняные игрушки, лучшими работами оформляется группа. Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Мы знакомим детей с крестецкой строчкой и владимирской гладью.

Детскими работами оформляется выставка народной вышивки

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках на музыкальных занятиях. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством. И мы стараемся сделать их достоянием наших детей.

Традиционно раз в месяц в созданной «избе» в групповой комнате, отмечаются именины. На столе самовар, угощения. Детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначения кухонной утвари. Но самое главное – ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами»; «Чем богаты, тем и рады»; «Какова хозяйка, таков и стол».

Совместно с родителями ежегодно в нашем детском саду, проходит неделя русской культуры, где родители принимают активное участие в изготовление русских народных костюмов. Итогом является конкурс – демонстрация костюмов «Весну встречаем, наряды обновляем».

Так мы начинали, а далее нами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников, взаимодействие с центром национальных культур – сего того, что постепенно складывалось в систему.

И в заключении хочется сказать, что образовательная цель выбранного нами приоритетного направления состоит в приобщении детей и родителей ко всем видам национального искусства, от русского костюма до живописи, от пляски, сказки и музыки до русских народных традиций. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры.

Начало формы

 

Конец формы

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_narodnoy_kultury.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Статья: «Истоки народной культуры родного края»

                                                                   Выполнила: Шошорина Н.Г.

Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В.Сухомлинский

 

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Актуальность выбранной темы очевидна: В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие», безнравственность», «бездуховность». И нужно серьёзно задуматься о том, какими вырастут наши нынешние  дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей?

 Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного  человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к  другим народам.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. О том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку возможности, стать живым участником событий, прикоснуться к старине.

Знания о первичных представлениях о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках детям системно даёт педагог, но определённое приобщение к традициям народа можно воспитать только вместе с семьёй ребёнка. Задача педагога показать родителям необходимость приобщения детей к истокам русской народной культурывовлечь родителей в формирование у дошкольников патриотических чувств и развитие духовности.

Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к истокам русской народной культуры была проведена работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использовались различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:

  1. родительские собрания
  2. консультации
  3. информационные файлы
  4. буклеты, памятки;
  5. фоторепортажи;
  6. видеофильмы;
  7. презентации

Работая с детьми дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей.

. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством  я использую дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Я использую это и в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Большое место занимают викторины для детей в процессе воспитания и развития ребенка, так как они отвечают на множество вопросов на различные тематики, и тренируют не только свою память, но и реакцию. Этот занимает интересный способ игры, который уже давно и прочно вошел в нашу повседневную жизнь, очень нравится не только детям, но и родителям.

 

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству,  выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое.  В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и  вышивке,  причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.


Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?»,  «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

  Знакомство с русскими народными играми.

  Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека  народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

 Проведение традиционных народных праздников.

  Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.


Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.  К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.  Был составлен план  работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию  в календарных праздниках и развлечениях.


2) совместное изготовление  атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и  проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.


Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.


Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно.  Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы:  родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием  родителей, родительские  собрания  «Капустные посиделки» и «В гостях у бабушки Натальи». Перед собранием в ходе, которого показывали «Капустные посиделки», было разработано положение о конкурсе для родителей. Родителям было предложено своими руками сделать книгу о капусте. Наши родители приняли активное участие в разработке книг, за что были награждены. Также во время собрания, была проведена игра с родителями и детьми. После этого благодарные  родители написали о работе группы и ДОУ в газету «Волга» заметку «Детям здесь нравится».

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому народа.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт русской народной культуры. Культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Актуальность данной темы в том, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Наш детский сад поставил перед собой цель познакомить своих воспитанников с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для них, россиян.

Так еще четырнадцать лет назад, педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Сначала ограничивались лишь беседами о предметах труда и быта наших предков, их праздниках и буднях, обычаях и традициях. Однако довольно трудно было для таких занятий изыскать время. Очень не хотелось проводить их в те минуты, которые выделены детям для игры. И постепенно мы решили внедрить в воспитательно – образовательный процесс парциальную программу О.М.Маханевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», позволяющей знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Таким образом, нами были отобраны следующие приоритеты:

  • Создание атмосферы национального быта в группах детского сада.

Неоценимую помощь в данном вопросе оказало желание педагогов старшей группы изменить предметно развивающую среду и оформить ее в русском стиле. Освободив место в групповой комнате оформили мини музей «Русская изба». В «русской избе» собрали предметы русского быта, образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, гжель, народные игрушки,разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомились с разнообразием народного искусства, но и получали специальные навыки и умения: расписывали игрушки по типу дымковской, лепили посуду, украшали ее орнаментом. Всё это стало визитной карточкой нашего детского сада.

  • Широкое использование фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

  • Знакомство с народным искусством.

Очень важно ознакомить детей с декоративной росписью. Дети с удовольствием разрисовывают заготовки – силуэты, лепят и расписывают глиняные игрушки, лучшими работами оформляется группа. Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Мы знакомим детей с крестецкой строчкой и владимирской гладью.

Детскими работами оформляется выставка народной вышивки

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках на музыкальных занятиях. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством. И мы стараемся сделать их достоянием наших детей.

Традиционно раз в месяц в созданной «избе» в групповой комнате, отмечаются именины. На столе самовар, угощения. Детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначения кухонной утвари. Но самое главное – ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами»; «Чем богаты, тем и рады»; «Какова хозяйка, таков и стол».

Совместно с родителями ежегодно в нашем детском саду, проходит неделя русской культуры, где родители принимают активное участие в изготовление русских народных костюмов. Итогом является конкурс – демонстрация костюмов «Весну встречаем, наряды обновляем».

Так мы начинали, а далее нами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников, взаимодействие с центром национальных культур – сего того, что постепенно складывалось в систему.

И в заключении хочется сказать, что образовательная цель выбранного нами приоритетного направления состоит в приобщении детей и родителей ко всем видам национального искусства, от русского костюма до живописи, от пляски, сказки и музыки до русских народных традиций. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.

Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры  через ознакомление с обрядовой народной куклой....