Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Музыкальный фольклор"
рабочая программа

Япончинцева Ирина Сергеевна

Данная программа ориентирована на детей дошкольного возраста, и расчитана на два года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_folk._yaponchintsevoy_i.s.docx74.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» г. Бердска Новосибирский области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка»

Рассмотрена на заседании педагогического совета МАДОУ № 21 «__»         2020 г.

протокол №         

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ № 21

_____________ Никифорова С.А.

приказ от         2020 г. №         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно – эстетической направленности

«Музыкальный фольклор»

Возраст обучающихся: 3 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель программы:

Япончинцева Ирина Сергеевна,

Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

                                               г. Бердск, 2021

Оглавление

1.Крмплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи программы

1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения 3-5 лет
Учебно-тематический план второго года обучения 5-7 лет

1.4 Планируемые результаты

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности

В группе первого года обучения 3-5 лет

В группе второго года обучения 5-7 лет

2.2 Условия реализации программы

2.3 Оценка результатов

2.4 Оценочные материалы

2.5 Методические материалы

2.6 Работа с родителями

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Диагностическая карта

Приложение 2. Уровни ознакомления детьми с музыкальным фольклором

Приложение 3. Музыкальный репертуар для младшей группы «Ладушки»

Приложение 4. Музыкальный репертуар для старшей группы «Забавушка»

Приложение 5. Предметно-развивающая среда, способствующая художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет

Приложение 6. Вокальные приёмы пения в народной манере

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.        Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор»: музыкально-игровая, интегрированная, развивающая музыкальную одарённость детей.

Направление (вид) деятельности: музыкальное творчество.

В программе «Музыкальный фольклор» представлена работа по приобщению к русскому народному искусству детей 3-7 лет, через интеграцию образовательных областей: развитие речи, физическое развитие, ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, музыкальное воспитание.

Программа «Музыкальный фольклор» имеет художественно-эстетическую направленность, так как в ходе её освоения дети приобщаются к русским народным традициям и культуре. В программу «Музыкальный фольклор» включены занятия по музыкально - игровой деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюдения), с учётом возрастных возможностей и психологических особенностей детей.

Программа «Музыкальный фольклор» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020), Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методическими рекомендациями по разработке и реализации ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» «Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные)» (2020 г.), в строгом соблюдении требований СанПин 2.4.4.3172-14.

Актуальность, педагогическая целесообразность, направленность, новизна программы

Актуальность программы «Музыкальный фольклор» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что в настоящее время в современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, духовно-нравственной личности, любящей свою родину, почитающую традиции своего народа. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей любовь к народным традициям, обычаям, обрядам. В игровой форме вырабатывать у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышая общий уровень культуры. 

Народный фольклор как средство патриотического воспитания детей сегодня имеет государственное значение.

Ведь патриотизм – это такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности к своей Родине, сознании её величия и славы, богатого культурного наследия.

Отличительные особенности программы обусловлены тем, что дети разделены на две группы (ансамбли), которые имеют своё название и тематический план. Специфику занятий в фольклорных ансамблях: «Ладушки» и «Забавушка» составляет интегрирование процесса        этно-музыкального образования с постановочной работой и концертно-исполнительской практикой. Этим объясняется подбор репертуарного содержания, а также необходимость включения в содержание программы изучения народных праздников и обрядов, традиционных жанров детского фольклора.

Особое значение имеет работа над словом, речевой и музыкальной интонацией, фразой, которая является необходимым условием        развития исполнительской выразительности.

Принципы построения и реализации программы:

- Интеграция совместной деятельности педагога и ребёнка и самостоятельная деятельность.

- Психологическая комфортность - создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника.

- Сезонность: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

- Развивающий характер художественного образования.

- Интерес: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

- Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

- Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).

- Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)

Новизна программы состоит в том, что она, в основном, направлена на приобщение подрастающего поколения к этно-музыкальному искусству.        

Такой подход способствует раскрытию творческого потенциала детей, а также развитию музыкальных способностей и сценической культуры.

В программе «Забавушка» представлена работа по приобщению к музыкальному фольклорному искусству через интеграцию образовательных областей в образовательной деятельности с детьми 3 – 7 лет в условиях реализации ФГОС ДО.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Адресат программы.

Программа адресована детям от 3 до 7 лет.

Для обучения принимаются все желающие дети. Основанием для приёма является письменное согласие родителей в форме заявления. Набор детей производится в начале учебного года.

В кружок принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места.

Объём и срок освоения программы.

Объем программы - 64 часа

Диагностика – 2 часа

Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения: 31час в год

2 год обучения: 35 часов в год

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учётом возрастных особенностей детей.

Первый этап рассчитан на детей 3-5 лет, младшая группа «Ладушки», второй - на детей 5-7 лет старшая группа «Забавушка». Объём времени непосредственно образовательной деятельности - 36 недель в учебный год: 1 раз в неделю, длительностью 20 минут с детьми младшей группы; 1 раз в неделю, длительностью 30 минут с детьми старшей группы.

Форма обучения: очная.

Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Особенности организации образовательного процесса:

форма реализации образовательной программы нетрадиционная

Группы формируются из обучающихся разного возраста.

Состав группы обучающихся – постоянный.

В процессе обучения используются следующие методы: комментирования, информационно – рецептивный, словесный, эвристический и др.

Занятия проводятся в рамках расписания годового плана учебно-воспитательной работы МАДОУ и кружковой работы.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю, в дни, в которые нет образовательной деятельности по музыке у детей, посещающих кружок. Таким образом, дети занимаются пять дней в неделю, что способствует их целенаправленному художественно-эстетическому развитию. Занятия не проводятся два дня подряд. Группа – 6 -12 человек.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие музыкальных и художественно – творческих способностей детей через освоение и изучение традиций русского народного музыкального фольклора.

 Задачи:

Образовательные:

-учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе музыкально-игровой деятельности;

- ознакомить детей с музыкальными средствами русского народного фольклора, их применением, выразительными возможностями исполнения;

- способствовать овладению детьми навыков пеня в народной манере.

Развивающие:

- развивать художественно-творческие способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетический вкус;

- развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные:

- воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание;

- воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;

- воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.

Задачи кружка первого года обучения:

  1. Вызвать интерес к народному искусству средствами музыкального фольклора. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  2. Создать условия для освоения основных музыкально-певческих навыков.
  3. Развивать связную речь детей.

Задачи кружка второго года обучения:

  1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
  2. Способствовать развитию активного восприятия музыки посредствам музыкального фольклора.
  3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры.
  4. Развивать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе.
  5. Формировать у детей потребность в творческой реализации сценического образа.

1.3.        Содержание программы

Реализация программы «Музыкальный фольклор» основана на развитии музыкальных и творческих способностей детей.

Учебно-тематический план первого года обучения младшая группа                                             «Ладушки» от 3-5 лет

(1 ак.час - 20 минут)

Месяц

Наименование темы

Кол-во часов

Сентябрь

«Мы гостей встречаем - угощаем чаем»

1 ак.час

«Баюшки, баиньки, прибежали заиньки»

1 ак.час

«Осень, осень в гости просим»

1 ак.час

«Мы играем и поём – очень весело живём!»

1 ак.час

Октябрь

 «Делу время, потехе час»

2 ак.час

«Праздник на пороге – танцуют наши ноги»

2 ак.час

«Кузьминки»

1 ак.час

«Чудо - сказки»

1 ак.час

Ноябрь

Декабрь

«Поиграем – много нового узнаем»

4 ак.час

«Скоро святки – пора учить колядки»

4 ак.час

Январь

«Повторение мать ученья»

1 ак.час

«Святки»

1 ак.час

«Святки весело прошли, а мы сундучок нашли»

2 ак.час

Февраль

«Говорить мы научились, да и танцевать пустились»

2 ак.час

«Масленица идёт – блин да мёд несёт»

1 ак.час

Март

«Пора весну нам звать – заклички петь, да и плясать»

2 ак.час

«Продолжаем веселиться-

Пора нам в птиц всем превратиться»

2 ак.час

Апрель

«Праздник птиц»

1 ак.час

«За окном капель поёт – всех нас в хоровод зовёт»

3 ак.час

Май

«Скоро лето за окном – пригласим гостей в наш дом»

Открытое занятие.

2 ак.час

Диагностика.

Игровая программа.

2 ак.час

Учебно-тематический план второго года обучения старшая группа

«Забавушка» от 5 – 7 лет

(1 ак.час - 30 минут)

Месяц

Наименование темы

Кол-во часов

Сентябрь

«Родина моя, я люблю тебя»

1 ак.час

«Встретились мы все в избушке,

 чтобы дружно спеть частушки»

1 ак.час

«Осень, осень в гости просим»

2 ак.час

Октябрь

«Мы играем и поём – очень весело живём!»

1 ак.час

 «Делу время, потехе час»         

1 ак.час

«Праздник на пороге – танцуют наши ноги»

2 ак.час

Ноябрь

«Кузьминки»

1 ак.час

«Поиграем – много нового узнаем»

1 ак.час

«Возьмём в руки ложки – постучим немножко»

2 ак.час

Декабрь

«Гостей из сказок дружно встретим

На все вопросы их ответим»

2 ак.час

«Скоро святки – пора учить колядки»

2 ак.час

Январь

«Рождественские посиделки»         

1 ак.час

«Песни нам учить не лень,

Мы бы пели целый день»

2 ак.час

Февраль

«Поскорее посмотри – к нам идут богатыри»

1 ак.час

Масленицу ждём – пляшем и поём»

2 ак.час

Март

«Весенняя ярмарка»

1 ак.час

«Двери в сказку открываем –

Громко хлопать начинаем»

1 ак.час

«Чок-чок, мой танцует каблучок»

2 ак.час

Апрель

«Всё умеем-петь, плясать, да друг друга забавлять»

2 ак.час

«За окном капель поёт – всех нас в хоровод зовёт»

2 ак.час

Май

Диагностика.

1 ак.час

«Повторим мы всё скорей, и гостям откроем дверь»

«Посиделки» (открытое мероприятие)

2 ак.час

  1. Планируемые результаты

По окончании первого года обучения воспитанники будут:

  • иметь представление о: жанрах детского фольклора; народных календарных праздниках (Кузьминки, Святки, Масленица, Праздник птиц);
  • иметь начальные навыки: фольклорного интонирования, владения простейшими элементами фольклорной хореографии, игры на простых изученных народных инструментах;
  • уметь: вести себя на занятиях, исполнять простейшие элементы русского танца (хлопать,  ходить по кругу,  выполнять  плясовые движения); петь естественным голосом в народной манере.

По окончании второго года обучения воспитанники будут:

  • иметь представление о: разнообразии фольклорных жанров; некоторых народных обрядах и праздниках;
  • иметь начальные навыки: фольклорного интонирования; владения простейшими элементами фольклорной хореографии; игры на простых изученных народных инструментах;
  • уметь: вести себя на занятиях; быстро переходить из  активного состояния (игровые или хореографические  движения) в состояние внимания (слушать педагога); внимательно слушать музыку; спокойно брать дыхание;  в ритме напева четко декламировать тексты изученных песен; свободно, без напряжения голосовых связок, чисто интонировать и варьировать мелодии; исполнять  фольклорный материал пройденных жанров; ритмично ходить  под музыку и  исполнять простейшие элементы русского танца:  хлопать,  притопывать,  ходить по кругу, выполнять  плясовые движения.

 К концу учебного года дети приобретут опыт сценической деятельности.

                2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.        Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в младшей группе «Ладушки»

Месяц

Репертуар

Цель и задачи

Сентябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Взойди, взойди, солнышко» (игровая  - хороводная); «Посадил дед репку» (игровая).

Приобщение детей к русским народным традициям. Способствовать развитию интереса к фольклору.

«Бай, качи, качи, качи» (колыбельная); «Не плачь, детка» (пестушка); «Скачет зайка маленький» (прибаутка).

Знакомство с жанрами: колыбельная песня, пестушка, прибаутка. Развивать слух  и интонационную выразительность.

«Посадил дед репку» (игровая); «Скачет зайка маленький» (прибаутка); «Бай, качи» (колыбельная).

Закрепление пройденного материала. Следить за правильностью звукоизвлечения.

«Как у наших у ворот»р.н.м;

«Барашеньки – крутороженьки» (попевка);

«Посадил дед репку».

Знакомство с народными шумовыми инструментами: развивать чувство ритма и умение играть в ансамбле.

Октябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Осенние частушки»;

«Как у бабушки козёл»;

Знакомство с жанром шуточная песня, частушка.

«Курочка-рябушечка»;

«Пора с осенью проститься»

«Барашеньки-круторожньки».

Разучивание шуточных песен и игровых хороводов.

Вокальная работа: лёгкий звук, интонация, дыхание.

«Посадил дед репку» (игровая); «Скачет зайка маленький» (прибаутка);

«Как у бабушки козёл».

Способствовать развитию голоса и слуха. Развивать чувство ритма и эмоциональную отзывчивость.

«Пора с осенью проститься», «Курочка-рябушечка» (игра).

Повторение пройденного материала. Разучивание игр и хороводов.

Ноябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Посадил дед репку» (игровая); «Как у бабушки козёл» (шуточная); «Пора с осенью проститься» (хороводная);

«Как у наших у ворот» (оркестр).

Развивать способность эмоционально и выразительно исполнять песни. Следить за осанкой и хороводным шагом.

Развивать чувство ритма и музыкальный слух.

Праздник «Кузьминки»

Обогащать опыт детей.

«У нашей Дуни»;

«У дядюшки Трифона»

(хороводная игровая);

«Как у котика усы» (прибаутка).

Разучить новый материал.

Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости,

Чувству ритма, звуковысотного слуха.

Декабрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Тётушка, не скупися»;

«Коляда не перепёлка»;

«Ух, авсень»; «Собирайся народ»; «Ты, морозушка-мороз».

Продолжать работать над звуком, закреплять умение петь выразительно. Учить детей выполнять танцевальные движения по тексту.

«У нашей бабушки десять внучат»;«Еду, еду на базар».

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма.

Январь (3 занятия / 3 учебных часа)

Праздник «Святки»

Обогащать опыт сценического мастерства.

«Медведь и сани» (пестушная сказка);

«Два жадных медвежонка» (прибаутка).

Совершенствовать навык цепного дыхания. Следить за чёткой дикцией и артикуляцией.

«Еду-еду на базар» (прибаутка);«У нашей Дуни» (хороводная-игровая).

Учить детей петь без музыкального сопровождения.

Отрабатывать хороводный шаг.

Февраль (3 занятия / 3 учебных часа)

«Ходит матушка весна»; «Летел сокол»; «Чувиль»

Приучать детей петь выразительно, лёгко.

«Утро настало» (потешка);

«Пошла коза на меленку» (прибаутка). «Едет масленица».

Способствовать развитию голоса и слуха. Развивать чувство ритма и эмоциональную отзывчивость.

Март (3 занятия / 3 учебных часа)

Праздник «Масленица»

Обогащать опыт сценического мастерства.

«Еду-еду на базар»; «Летел сокол»; «Ходит матушка весна».

Работать над интонационной выразительностью и ритмической пульсацией.

Апрель (3 занятия / 3 учебных часа)

«Праздник птиц»

Способствовать выразительному исполнению песен.

ДИАГНОСТИКА

Определить достижение поставленных учебных задач.

Апрель (3 занятия / 3 учебных часа)

Прибаутки; игры; хороводы; шуточные песни.

Повторить любимые песни, игры, хороводы.

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе «Забавушка»

Месяц

Репертуар

Цель и задачи

Сентябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Вот Совушка - сова» (прибаутка); «Наша-то хозяюшка» (потешка); «Сидит белка на тележке».

Продолжать прививать интерес детей к русскому народному творчеству.

«Частушки на опушке»

Учить детей исполнять частушки с музыкальными инструментами.

«Как во поле калина»; «Летели две птички».

Учить согласовывать движения с текстом.

«Осень на порог»; «Осень, сноп последний носим».

«Мы капусту рубим» (скороговорка).

Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении.

Октябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Мы капусту рубим»; «Как во поле калина»; «Осень, сноп последний носим» (хороводная).

Побуждать детей к преодолению застенчивости, создать условия для проявления своих артистических способностей.

«Летели две птички»; «Синтетюриха»; «Селезень и утица».

Учить детей выполнять танцевальные движения: «дробь», «ковырялочка», хороводный шаг.

Ноябрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Осень на порог»; «Осень, сноп последний носим».

«Мы капусту рубим» (скороговорка).

Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении.

Чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

Праздник «Кузьминки»

Поддерживать интерес к совместной театрализованной деятельности.

«Светит месяц»; «Ах, вы сени»; «На высокой на горе»

«Частушки на опушке».

Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.

Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них.

Декабрь (4 занятия / 4 учебных часа)

«Сказки – шумелки»

Провести занятие – викторину.

«Авсень, авсень»; «Пришла коляда накануне Рождества»

Разучить колядки. Следить за певческим дыханием и артикуляцией.

Январь (3 занятия / 3 учебных часа)

ПРАЗДНИК

«Рождественские посиделки»

Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

«Ехал дядя Еремей»; «У нас на дворе-подворье».

Обогащать словарный запас детей

 старинными словами.

«Валяй каравай» (пестушка); «Как по улице по нашей» (прибаутка-перевёртыш).

Учить правильному певческому дыханию и пению, а капелла.

Развивать дикцию и координацию.

Февраль (3 занятия / 3 учебных часа)

«Богатыри» (песня-игра);

«Былина про богатырей»:

Оркестр «Русские богатыри».

Песни и хороводы к празднику «Масленица».

Учить правильному певческому дыханию. Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

Март (3 занятия / 3 учебных часа)

«Чудеса – кудеса»;

«Птицы летите – весну несите»;

«Весенние хороводы».

Игры с атрибутами:

«Заря заряница»,

«Веночек», «Подушечка»,

«Шла матрёшка по дорожке».

Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами.

Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках.

«Весенняя ярмарка»

Обогащать активный словарь,

закреплять знания детей о весне через устное народное творчество.

Апрель (3 занятия / 3 учебных часа)

Хоровод «Идёт матушка Весна»; Шуточная песня «Шёл Ванюша»; Игра «Ворон».

Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

Май (3 занятия / 3 учебных часа)

ДИАГНОСТИКА

Определить достижение поставленных учебных задач.

«Посиделки»

Повторить любимые песни, игры, хороводы.

2.2. Условия реализации программы

Для реализации программы «Забавушка» помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Материально-техническое обеспечение

Занятия кружка проводятся в музыкальном зале. Предметно-развивающая среда способствует художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста: рационально организованная, естественная, комфортная, оснащённая разнообразными сенсорными эстетическими раздражителями и дидактическими пособиями, активизировать самостоятельную творческую деятельность (приложение 7).

Требования к организации среды: использование высокохудожественных образцов; достаточность пространства и материалов; разнообразие материалов; соответствие гигиеническим требованиям.

Средства, необходимые для реализации программы хранятся в методических шкафах методического кабинета МАДОУ.

Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы (аудио записи, видео - презентации), информационные технологии.

Кадровое обеспечение: Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее или среднее профессиональное дошкольное образование (музыкальный руководитель).

2.3.        Оценка результатов

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный: позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у воспитанника, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы;
  • текущий проводят в процессе освоения материала программы;
  • итоговый - выявление степени овладения материалом программы.

Формы контроля:

  • Демонстрационные: организация праздников для родителей, открытых и итоговых занятий.
  • Педагогическая диагностика.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения:

Открытое занятие - проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной. Итоговое занятие - форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей воспитанников. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения.

2.4. Оценочные материалы

Характеристика оценочных материалов

2.5. Методические материалы

Программа «Забавушка» опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. На занятиях кружка педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

Эти методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты.

Особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Программа представлена по годам обучения, в течение которых детям разного возраста следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков и сведений по фольклорному музыкальному искусству. Содержание программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приёмов, которые обеспечивают ситуацию успеха для каждого ребёнка, что способствует интеллектуальному, индивидуальному и эмоциональному развитию.

Используемые методы и приёмы обучения: 

  • словесные: беседа; объяснение; рассказы детей; использование словесного художественного образа; вопросы, пояснения, объяснения; педагогическая оценка;
  • наглядные: рассматривание иллюстраций, отдельных предметов, показ педагога;
  • игровые: словесные игры, игры – драматизации; воображаемая ситуация в развернутом виде; внезапное появление объекта; инсценировки; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения.
  • практические: продуктивная деятельность; импровизация, творческие задания;
  • информационно-рецептивные (наглядно-иллюстративный);
  • репродуктивный (повторение копирование способа действия);

Приёмы обучения, используемые педагогом, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей по музыкальному фольклору целенаправленным, полноценным, результативным. При построении занятий используется метод коллективного творчества. У детей формируется способность понимать и передавать в голосе и движениях внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствуется способность сочувствовать другим людям. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.п.

Методы воспитания: убеждение, поощрение (разъяснение, беседа, пример воспитателя), упражнение, стимулирование, мотивация, рассказ и др.

Педагогические технологии: развивающего обучения, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, имитационного моделирования, адаптивного обучения, личностно – ориентированная, коллективного взаимообучения, разно уровневого обучения, коллективной творческой деятельности.

Законы общения педагогической технологии «Социо-игровая педагогика»:

- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

- не ворчать, не ныть, не бурчать;

- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

- поддержи, помоги подняться и победить;

- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Решаются следующие задачи:

-Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

-Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

-Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

-Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и само регуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

-Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Здоровье сберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные, обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Формы занятий определяются особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы. Приводятся интегрированные занятия.

Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения.

Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу.

На каждом занятии:

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней;
  • ребенок должен знать, почему и зачем он говорит; 
  • обеспечивается главное условие общения – адресованность речи, ребенок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику); 
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка; 
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей; 
  • широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Описание алгоритма учебного занятия

Занятие кружка состоит из следующих частей:

1. Народное творчество

2. Вокально-хоровое пение

3. Музыкальные инструменты

4. Народная хореография

5. Народные игры

  1.  Работа с родителями

Перспективный план работы с родителями детей группы «Ладушки»

  Месяцы

Родительские собрания

Консультации, беседы

Практические формы

Сентябрь

Анкетирование:

«Как Вы считаете, какое значение   имеет фольклор           в жизни ребёнка?»

Рекомендации:

-Выполнение артикуляционной гимнастики; Библиотека для родителей.

Октябрь

 «Пословицы и поговорки в работе с детьми»

 

Оформление стенда: «Осень» (пословицы, поговорки)

Ноябрь

   

Консультация:

«Развитие словаря детей

3 – 5 лет»

 Оформление альбома «Проиллюстрируем пословицу и поговорку»

Декабрь

Рекомендация: Использование фольклорных музыкальных произведений.

Оформление стенда: «Зима» (пословицы, поговорки)

Январь

 «Маленькая дверь в большой мир загадок»

«Рождественские посиделки»

Февраль

 «Школа заботливого родителя» - по запросам родителей.

Совместная работа по изготовлению и пополнению развивающей среды фольклорным материалом.

Март

Индивидуальные беседы: обогащение словаря.

Оформление стенда: «Весна» (пословицы, поговорки)

Апрель

 «Скороговорки и чисто говорки по улучшению дикции»

Оформление выставки рисунков по теме: «Моя любимая загадка, потешка, пословица и поговорка.

Май

Рекомендации к летнему периоду: «Пальчиковые игры со скороговорками»

Семейные посиделки.

Перспективный план работы с родителями детей группы «Забавушка»

  Месяцы

Родительские собрания

Консультации, беседы

Практические формы

Сентябрь

Анкетирование: Роль детского фольклора в духовном развитии ребёнка.

Октябрь

«Обогащение речи детей посредствам песенного фольклора»

 

Оформление стенда: «Осень» (пословицы, загадки, поговорки).

Ноябрь

   

Консультация: «Развитие словаря детей 6 - 7 лет»

 

Декабрь

Оформление стенда: «Зима» (пословицы, загадки, поговорки).

Январь

«Школа заботливого родителя» - по запросам родителей.

 

«Рождественские посиделки»

Февраль

 

Круглый стол: «Собирание предметов русского быта»

Март

Консультация: «Загадки – одно из средств развития мышления, воображения, наблюдательности»

Оформление стенда: «Весна» (пословицы, загадки, поговорки).

Апрель

Игра – концерт для детей и родителей.

 

     Май

Рекомендации: дыхательная и артикуляционная гимнастика.

 Семейные посиделки: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу».

Список литературы

1. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька -  М.: Детская литература, 1987.

3. М.Ю. Картушина Русские народные праздники в детском саду –

Творческий центр Сфера Москва 2006.

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995.

5. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский композитор, 1986.

6. Русские народные подвижные игры М.Ф.Литвинова пособие для воспитателя детского сада под редакцией  Л.В.Руссковой. – Москва «Просвещение «1986

7. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры:

 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. - М, 1977 — 1988.

8. Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. - М, 1957

9. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).       Сборник текстов русского детского  народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель   М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.

10. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

11. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия. 2004.

12. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

13. Медведева М. «А мы просо сеяли» (все выпуски).

14. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

15. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997.

16. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.

17. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988

18. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,

«Советский композитор», 1989.

19. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

20. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.

21. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.

22. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.

23. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.

24. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

25. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

26. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.

                                         

     Приложение №1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ   КАРТА

Обучающегося по программе художественно-эстетической направленности

«Музыкальный фольклор»

Диагностика способностей учащихся в течении года

Ф.И.О.

                               месяца

ритм

вокал

слух

сент

дек

май

сент

дек

май

сен

дек

май

Критерии: В – высокий; С – средний; Н - низкий

Анализ результативности

Положительным итогом проводимой работы по приобщению детей к истокам народной культуры явились следующие результаты:

•        Сформировался интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и обрядам русского народа.

•        Систематизировались знания детей о музыкальном фольклоре.

•        Дети познакомились с народными инструментами и обучились навыкам элементарного музицирования на них.

•        Расширилось представление детей о родном крае;

•        Развилось чувство уважения, любви к своей Родине, родному городу, чувства толерантности, доброты и благородства.

Приложение №2

Уровни ознакомления детьми с русским народным музыкальным фольклором:

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях
  2. Знание народных инструментов
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки, дразнилки)
  4. Багаж народных игр
  5. Формирование певческих навыков
  6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
  7. Художественно творческое развитие

Методика выявления уровня ознакомления детьми с русским народным музыкальным фольклором.

        Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

        В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты

 (используется зрительная наглядность)

2 балла

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию ( по усмотрению муз. рук)

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи

2 балла

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры)

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры)

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры)

2 балла

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6)

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4)

2 балла

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов  ( по усм. муз. рук).

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи

( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания)

2 балла

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец

 («свою» песню или танец)

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.)

2 балла

Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей, деленных на общее количество показателей-7.

Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле

У. муз. р.= 1+2+3+4+5+6+7

                                7

1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2- наличие элементарных знаний о народных традициях

3- формирование певческих навыков

4- багаж народных игр

5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6- знание русских народных инструментов

7-художественное творческое развитие

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

средний

1,3-2,3

IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.

 Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.        

III (Высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

II (Средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь.

Приложение №3

Музыкальный репертуар для младшей группы «Ладушки»        

«Скок – скок-поскок», «Чики – чики – чикалочки», «Кисонька – Мурысенька», «Как у нас-то козёл», «Как на тоненький ледок», «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Как у наших, у ворот», «Тень, тень, потетень», «Где был Иванушка», «Летели две птички». Считалки: «Котик шёл по лавочке», «Ехал мужик по дороге», «Обруч – круж», «В синем море океане», «Авсень-таусень», «Вышла мышка как-то раз», «»Вышел месяц из тумана», «Тынцы-брынцы, бубенцы», «Шёл баран по горам». Игры: «У медведя во бору», «Гуси», «Сидит Дрёма», «Селезень», «Олень», «Клубок». Плясовые: «Во кузнице», «Валенки», «На горе-то калина», «Веники», «Как у наших, у ворот», Скороговорки: «Бык – тупогуб», «Мышонку шепчет мышь», «Варвара варила», «Купили нашей Вареньке». Молчанка: «Чок-чок, зубы на крючок», «Венчики-венчики». Пословицы и поговорки: о зиме, о песне, о сказке, о зимних приметах, про зиму и весну, о добрых делах, о весенних приметах, о весне, о лете, о весенних приметах. Загадки: об осени, об урожае, о зиме и зимних приметах, о весне, о лете, о доме, о семье, о домашних животных.

Приложение №4

Музыкальный репертуар для старшей группы «Забавушка»

Слушание: «Ах ты, степь широкая» рус. нар. песня,«Выходили красны девицы», рус. нар. песня,«Соловушка» рус. нар. песня, Осенние песни-заклички, «Как у наших у ворот» рус. нар. песня, «Во кузнице» рус. нар. песня, «Матушка» рус. нар. песня, «Ах ты, зимушка-зима» рус. нар. песня, «Валенки» рус. нар. песня, «Щедрый вечер» рождественские песни-колядки, «А мы масленицу дожидались» рус. нар. Песня.

Распевание: Песенки потешки: «Чики-чики-чикалочки», «Барашеньки-крутороженьки», «Как на нашем на лугу», «Васька-кот», «Патока с имбирем».Песенки-прибаутки: «Бай-качи», «Скок-скок-поскок», «На улице две курицы». Песенки-дразнилки: «Ваня, Ваня–простота», «Андрей-воробей»,«Ванька-встанька карапуз».

Пение русских народных песен: «Поет, поет соловушка», «У кота воркота», «Как пошли наши подружки» муз. и сл. Народные, «На горе-то калина» муз. и сл. Народные, «Со вьюном я хожу» муз. и сл. народные, «Блины» рус. нар. Песня.

Инсценировка русских народных песен: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку», «Во кузнице».

Хороводы: «Как пошли наши подружки» муз. и сл. народные, «На горе-то калина» муз. и сл. народные, «Со вьюном я хожу» муз. и сл. народные, «Во поле береза стояла» муз. и сл. народные, «А я по лугу» муз. и сл. народные.

Народные игры: «Ворон», «Пошел козел по лесу», «Никонориха», «Каравай», «Плетень», «Заря - заряница», «У перепёлки».

Игра на ДМИ: «Скок-скок, поскок» муз. и сл. народные, «Барашеньки-крутороженьки» муз. и сл. народные, «Как на нашем на лугу» рус. нар. потешка, «Трень-брень, балалайка» муз. и сл. народные, «Ах, вы сени», «Светит месяц».

Приложение №5

Предметно – развивающая среда, способствующая художественно-эстетическому развитию детей 3 – 7 лет:

Младшая группа «Ладушки» 

- Альбомы с картинками к песням, выученных на занятиях кружка
- Фонотека с записью детских фольклорных  песен

- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха

- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, трещотка, погремушки, ритмические кубики, колокольчики
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья, карточки с инструментами
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.

Старшая группа «Забавушка»
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам для инсценировки
-Картинки для развития у детей песенного творчества

-Микрофоны (настоящие и игрушечные)

-Фонотека с записью русских народных песен

-Музыкально-дидактические игры

-Музыкальные инструменты: ударные и шумовые
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряженья
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценировки
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству

Приложение №6

Вокальные приёмы пения в народной манере:

1. Певческое дыхание

- «Насос» - активные вдохи и выдохи, при имитировании работы насоса;

- «Испуг» - активный короткий вдох, как бы испугавшись;

2. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки высокой вокальной позиции полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и «М»;

3. Округление гласных звуков достигается фокусировкой головного резонирования: положение зевка и вертикальное оформление пения (губы в улыбке, воздушный столб фокусируется на зубах или на нёбе);

4. Фокус грудного резонирования находится в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой мускулатуры, сокращающейся при эмоциональном возбуждении. Грудной резонатор – фокус энергии эмоций. Это точка опоры гласных букв. Приемы для достижения ощущения грудного резонирования:

- Громкий, но безмолвный крик «А»;

- Гомерический смех «Ха-ха-ха»;

- Крик-зов «Эй».

Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность;

5.Артикуляция

Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования, стабилизирующий естественный объем и форму полости рта и помогающий добиться опережающего действия речи в синтезе слова и напева.

Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"

Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...