Статья на тему "Дети группы риска"
методическая разработка

Роденкова Сабина Ниязовна

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_gruppy_riska.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дети группы риска

Каких детей и почему можно отнести к «группе риска»?

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.

Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

•медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

•социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

•психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

•педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 12

•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

•дети из неблагополучных, асоциальных семей;

•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

На сегодняшний день, специалистами применяются следующие группы методов, направленные на исправление отклоняющегося, асоциального поведения несовершеннолетних:

- методы разрушения отрицательного типа характера. Основным педагогическим приемом педагогического воздействия является специфический и спорный в некотором смысле прием «взрыва», который описал и внедрил в практику работы с беспризорниками А.С. Макаренко. Применение «взрыва» в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, при которой у несовершеннолетнего возникли бы новые, сильные, ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями с близкими людьми. Это своего рода специфическое средство воздействия, которое требует от специалиста проявления особого мастерства и определенных условий реализации.

- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания. К ним относятся приемы убеждения, переубеждения, направленные на объектное переосмысление достоинств и недостатков воспитуемого, переориентировку его самосознания. - методы перестройки жизненного опыта. К ним относятся приемы предписания, ограничения, переключения, регламентации образа жизни и пр., направленные на переучивание.

- методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. К ним относятся приемы поощрения и наказания, соревнования, положительная перспектива или положительный пример.

Используя методы и примы педагогического воздействия/взаимодействия необходимо учитывать воспитательную функцию коллектива, которая предполагает:

- доверие — подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

- постепенное приучение к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;

- поддержку коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

- недоверие — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

- осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

- переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с ровесниками.

Наиболее успешный случай организации работы с детьми «группы риска».

Рассматривая различные методы организации работы с детьми «группы риска», я выделила наиболее интересные технологии:

Дискуссионный клуб

Технология основана на методике организации проблемно-ценностного общения. Она предполагает организацию этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий, социально-психологических тренингов, психологических и моделирующих игр с использованием этического содержания кинофильмов, затрагивающих проблемы, характерные для группы риска.

Технология способствует формированию навыков цивилизованной дискуссии, эффективной коммуникации и толерантного поведения. Можно использовать материалы кинофильма как вступление к дискуссии, как предмет дискуссии, в качестве иллюстрации или как информацию к размышлению. С целью расширения у подростков запаса социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни по материалам просмотренного кинофильма может быть проведена этическая беседа.

С целью формирования у подростков навыков эффективного общения, достижения позитивного отношения к базовым ценностям общества по ролевому принципу может быть организована активная коммуникация подростков в форме дебатов. Воспитательный, социализирующий потенциал дебатов заключается в том, что, подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая изначально подростку не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьезному сомнению в собственных взглядах, что вплотную окажется перед необходимостью смены ценностных установок, понимания необходимости толерантного общения. Включение подростков в социальное действие, как неотъемлемый компонент и результат дискуссионного общения происходит при использовании формы проблемно-ценностной дискуссии.

Целью проблемно-ценностной дискуссии является запуск социального самоопределения подростка и подготовка к его переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты, ситуации, проблемы социальной реальности, а кинофильм «запускает», иллюстрирует общение или создает определенный эмоциональный настрой. Самоопределение идет тем успешнее, чем более конкретные, близкие и актуальные могут быть подобраны фрагменты и ситуации для подростков.

Тематика групповых дискуссий:

1. Для чего нужны законы.

2. Создатели граффити — это вандалы или свободные художники?

3. Можно ли жить без установленных правил и другие…

Технология пантомимы и мультипликации

Технология обладает психотерапевтическим и социально-педагогическим потенциалом. Организация работы в студии пантомимы позволит обогатить творческое восприятие мира при помощи образов, создаваемых возможностями своего тела. Пантомима учит не только передавать эти образы, но и управлять собственным телом, что, в конечном итоге, позволит также управлять своей жизнью.

Основная цель технологии — воспитание у несовершеннолетнего устойчивой потребности в творчестве, развитие способностей к самоопределению и самореализации средствами искусства через организацию пантомимы и анимационной деятельности. Технология социальной работы с использованием возможностей творческой лаборатории включает в себя следующие компоненты:

- формирование творческих групп, работающих над одним замыслом, развитие умения работать в коллективе;

- написание сценария или подбор рассказа, сказки, стихотворения для создания образа;

- разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов; - освоение инновационных технологий (компьютерная графика, приемы и виды кинои видеосъемки);

- знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения;

- звуковое оформление фильма; - просмотр мультфильма (номера пантомимы) в рамках творческого фестиваля.

Особенность технологии — в обращенности к каждому ребенку как неповторимой индивидуальности. Педагог занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказываний, спору, рождению новых проблем и открытий. Позиция собеседника превращает педагога из источника информации и оценивающего контролера в ведущего участника творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Коррекционно-профилактическое занятие для подготовительной группы (в том числе группы риска) "Мое имя"

Занятие с детьми подготовительной группы (в том числе с детьми «Группы риска») «Мое имя»Цель урока:  Идентификация ребенка со своим именем. Формирование вни...