Занятие "Я знаю свои права"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Я знаю свои права"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_ya_znayu_svoi_prava.docx30.6 КБ
Файл ya_znayu_svoi_prava_1.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 «Туесок»

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА»

Номинация – «Мои первые уроки»

  

Выполнила: социальный педагог

Никитина Анна Александровна

Архангельск, 2018

Пояснительная записка:

      Цикл занятий направлен на формирование у детей дошкольного старшего возраста основ социально-правового сознания. Во время занятий раскрываются основные права и обязанности ребенка, формируется понимание тех ситуаций, когда нарушаются права ребенка.

      Правовое воспитание позволяет позитивно влиять на личностное и познавательное развитие ребенка, вносит вклад в его социальную адаптацию в социуме, происходит формирование у ребенка доверия к окружающему миру, к другим людям, понимания своей роли в обществе, позволяет увидеть взаимоотношения в семье с другой (правовой) точки зрения.

      Цикл занятий разработан с целью профилактики правонарушений в семье в отношении несовершеннолетних, позволяет выявить детей из «группы риска» по социальному неблагополучию.

Цель цикла занятий:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ социально- правового сознания.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на: имя и фамилию, семью, на жизнь, на воспитание;

- формирование умения подбирать ласкательные имена к своим именам;

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

-  способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей;

- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;

- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

Демонстрационный материал для первого занятия:

  1. Слайды с картинками, которые отображают права ребенка (право на жизнь; право на имя и фамилию; право на семью; право на воспитание и уход; обязанности ребенка – прилежно учиться, помогать маме, прибирать за собой игрушки, хорошо кушать)
  2. Нарезки видеороликов из мультфильмов  «Волк и 7 козлят» (право на жизнь), «Лунтик» (право на имя и фамилию), «Мама для мамонтенка» (право на семью), «Мойдодыр» (право на воспитание и уход).

Оборудование:

Проектор для показа слайдов и видео.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни).

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Усвоение правовых понятий: право, нарушение прав.

3. Формирование навыков: индивидуальность суждений, умение высказывать свою точку зрения, открытость к диалогу.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Теоретическая часть
  2. Физкультминутка
  3. Практическая часть
  4. Заключительный этап
  5. Выводы
  6. Приложение 1 (Презентация «Я знаю свои права»)
  7. Приложение 2 (Фотоотчет)

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     Здравствуйте, дети! Сегодня мы с Вами поговорим о Ваших правах. Вы знаете, что это такое? (на проекторе слайд 1 «Что такое право?»)

     С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. У каждого человека теперь есть свои права и свои обязанности. Даже у самого маленького ребенка, который только что родился, уже есть свои права. И у каждого ребенка они равны (слайд 2 «счастливые дети»).

     Какие же права ребенка вы должны знать?

  1. Самое главное право – это право на жизнь. А кто дал Вам жизнь?

Дети: родители (мама и папа)

     Все правильно, наверное, поэтому самые первые слова, которые произносит малыш, это мама и папа, самый близкие Вам люди. (Слайд 3, фото мама, папа + ребенок)

  1. Хм, дети, а вот мы с Вами тут беседуем, а ведь я даже не спросила, как же Вас зовут. Давайте познакомимся. Спрашиваю у детей их имена, бросаю мяч, ребенок ловит и называет имя. Прошу остальных назвать ласкательное имя.

У каждого из Вас есть имя и фамилия, и у меня тоже есть имя и фамилия. И это Ваше право иметь свои  имя и фамилию. (Слайд 4, дети знакомятся друг с другом)

  1. У каждого из Вас есть своя семья, мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка, дяди, тети, они Вас любят, заботятся о Вас, помогают Вам. Если случилась какая-то беда, мы первым делом расскажем об этом  кому?

Дети: маме или папе

Все правильно, чтоб они пожалели нас, помогли нам справиться с нашей бедой. И это Ваше право жить в семье, чтоб Вас любили, о Вас заботились, помогали Вам и защищали Вас. (слайд 5, фото семьи)

Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? 

     Дети: называют состав семьи, имена

  1. Наверное, Вы все сможете сказать, чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Воспитанный человек, он какой? А каким бы Вы человеком хотели быть?

Дети: называют отличия воспитанного человека от невоспитанного

И это еще одно Ваше право, на воспитание, чтоб каждый из Вас был воспитанным, с хорошими манерами, ведь с таким человеком каждый захочет дружить и играть, правда? (Слайд 6, фото детей с плохими и хорошими манерами)

Но, важно помнить, что помимо прав, у каждого ребенка есть свои обязанности. Что это такое обязанности?

     Дети: объясняют, что такое обязанности.

Правильно, это то, что ребенок обязан делать. Какие обязанности есть у Вас?

    Дети: называют свои обязанности:

- помогать родителям

- прибирать за собой вещи, игрушки

- хорошо кушать, чтоб быть здоровыми и сильными и красивыми

- слушаться взрослых

- хорошо заниматься на занятиях, чтоб быть умными, воспитанными

(слайд 7, ребенок прибирается/ребенок кушает/ребенок читает/дети помогают маме)

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

     Чтобы сделать разграничение между теоретической и практической частью занятия, с детьми проводим небольшую физкультминутку. Это позволит им отдохнуть, переключиться на другую форму занятия, немного размяться.

     Спасибо, что Вы так внимательно меня слушали! Наверное, Вы немного устали,  давайте сделаем с Вами небольшую зарядку.

     Проводим физкультминутку, показывая действиями то, о чем говорится в стихотворении:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     Вы любите мультики?

Дети: да, любим!

     Хорошо, а теперь мы с Вами посмотрим несколько мультфильмов. Только смотрите внимательно, в каждом из этих мультфимов нарушаются права героев. Мы будем смотреть отрывок из мультфильма, а потом Вы мне скажете, какие же права, из тех, что мы сегодня узнали, были нарушены.  

     Включается первый мультфильм «Волк и семеро козлят». После просмотра задается вопрос: а как Вы думаете, какие права козлят были нарушены? В какой момент это произошло? Как это случилось?

Дети: право на жизнь, право на защиту родителями. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога

     Хорошо, молодцы! Теперь давайте посмотрим следующий мультфильм. Включается мультфильм «Лунтик и его друзья». Как Вы думаете, ребята, какие права Лунтика были нарушены? Почему же так получилось? Нашел Лунтик свое имя?

Дети: право на имя и фамилию! Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога

     Конечно, правильно! И у Лунтика появилось свое имя.

     Включается мультфильм «Мама для мамонтенка». Как Вы думаете, кого потерял маленький мамонтенок? Ему, наверное, страшно? Опасно было плыть одному на льдине? Какие права у него были нарушены?

Дети: право на семью, право на защиту родителей, право на жизнь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога

     Молодцы! И еще один мультфильм мы с Вами посмотрим сегодня. Включается мультфильм «Мойдодыр». Как Вы думаете, мальчик в этом мультике опрятный, воспитанный ребенок? Почему так получилось? Какие у него права были нарушены?

Дети: право на воспитание, право на заботу, помощь. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога

     Молодцы, а про какие свои обязанности забыл мальчик? А вы дома помогаете маме и папе по дому? Прибираете за собой игрушки?

Дети: прибирать за собой свои вещи, игрушки. Дети рассуждают и обсуждают поставленные вопросы в форме диалога

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

     Мы сегодня с Вами говорили о Ваших правах.  Какие права Вы сегодня узнали? (в качестве подсказок пролистываются слайды с картинками)

Дети: право на жизнь, право на имя, право воспитание и уход, право на семью.

     Хорошо, а о чем мы еще говорили, кроме прав?

Дети: об обязанностях!

     Молодцы, что Вы знаете и помните, что помимо прав, у Вас уже есть и свои обязанности.

      Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что Вам запомнилось больше всего? Какой герой Вам понравился больше всего?

Дети: делятся полученными эмоциями и впечатлениями.

   Защищать Ваши права должны взрослые. Чтобы дети были здоровы, радостны, полны сил и энергии. Тогда и детство можно будет назвать счастливым.

    Я Вам дам небольшое задание. К следующему занятию нарисовать свои права или обязанности, о которых мы сегодня узнали.

  1. ВЫВОДЫ

     Во время проведения занятия дети узнали о том, что такое право и обязанность, узнали о своих правах : право на жизнь, право на имя и фамилию, право на заботу и защиту, право на воспитание. В ходе занятия дети посмотрели на знакомые им мультфильмы с другой стороны, с точки зрения соблюдения прав и исполнения обязанностей героями мультфильма. У детей сформировалось положительное впечатление о проведенном занятии, свои права и обязанности были усвоены.

     Цель занятия реализована, ожидаемые результаты занятия были достигнуты в полной мере.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай свои права"Имя"

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. Когалым  Тематическая неделя «З...

знаем свои права

познакомить детей со статьями "Конвенция о правах ребёнка", способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок,  формировать у детей представление о праве на личную неприкосновеннос...

Комплексное занятие "Я знаю свои права!"

Ознакомление старших дошкольников с " Декларацией прав человека",  "Конвенцией прав ребёнка", увлекательное путешествие на автобусе по станциям "Выдумляндия", "Правовая", "Сказочная", рисование с...

Конспект занятия в подготовительной группе"Я ребёнок и я знаю свои права"

Занятие направлено на знакомство и расширение знаний о своих правах,а также какие обязанности имеются у детей....

«Мы знаем свои права».

Проект работы со старшими дошкольниками...

Детско - взрослое образовательное событие "Я знаю свои права и обязанности" для детей старшего дошкольного возраста

Конспкект занятия, на котором дети закрепляют знание своих прав при помощи сказок. а также говорят о своих обязанностях...

Консультация для родителей старшей группы "Я знаю свои права».

Я хочу затронуть  очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка,а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку....