Формирование основ безопасности
консультация по обж (младшая группа)

Новикова Елена Ивановна

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasli_bezopasnostl.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности в группе раннего возраста

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:

повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного

Цель – формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи: -безопасность на дорога;

-формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

- знакомить с некоторыми видами транспортных средств;

-безопасность собственной жизнедеятельности;

-знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

- знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно».

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению

С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что - нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности:

объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово.

Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово:

стихи, потешки, приговорки, короткие сказки

Для закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.

Безопасность на дорогах.

Формируем первичные представления о машинах, улице, дороге. Обучение правилам дорожного движения - это жизненная необходимость. В раннем возрасте формируем представления детей о транспорте, о частях автомобиля, даем представления детям о важности специальных машин.

Знакомство с ПДД - обучать различать тротуары и проезжую часть дороги, понимать значение сигналов светофора, переходить дорогу только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснять детям , что нельзя играть на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Безопасность собственной жизни.

Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки. Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением. Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать. 

    Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения

Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

  Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное. Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.

  Во время работы с раздаточными материалами на занятиях формируем у детей: не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (пластилин, кинетический песок и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать пластилин или песок в рот не следует.

  Во время игровой деятельности с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать.

В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.

В умывальной комнате, во время мытья рук, напоминаем детям правила пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.

Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели и т.д.

Приобщение детей раннего возраста к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

1) создать содержательно насыщенную предметно – развивающую

среду, соответствующую возрасту детей;

2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по

формированию у детей основ безопасного поведения.

 Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной, насыщенной. Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии. Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников. 

В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для того чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание родителей к проблеме.

 Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения. Если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.  Напоминать родителям:

- о необходимости с младенчества приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности;

- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры), которые помогут защитить ребенка в тёмное время суток. 

- не брать в рот таблетки и другие медикаменты, взрослым убирать в недоступные от детей места;

- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский сад;

- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;

- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т.д.

 Для родителей в приемной комнате детского сада имеется уголок по основам безопасного поведения, в котором представлена вся необходимая информация актуальная на данный момент: консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки.

 Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

 Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более компетентными в воспитании ребенка, в формировании у малыша навыков охраны личного здоровья.

 По данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе знания организации работы по формированию основ безопасного поведения у детей раннего возраста является одной из главных задач для формирования активного и защищенного человека в будущем, способного оценивать окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Безопасность» направленное на формирование основ безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Данный материал поможет педагогам спланировать совместную и образовательную деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность» в рамках формирования "Основ безопасности дорожного движения...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Конспект открытого занятия в ДОУ в старшей группе по ФГТ по формированию основ безопасности Тема: «Приключение в страну Безопасности»

Задачи:      Коммуникация:  Обогащать  словарь  детей словами:  электроприбор, плоскогубцы, клещи, брошки, шпильки,  шило,  пиротехника. Совершен...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...