Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Столовая для пернатых».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

В настоящее время особенно актуально зазвучали вопросы воспитания подрастающего поколения. На первый план в воспитательном процессе выходят усвоение детьми  базовых ценностей воспитания. В их число входят ценности экологического воспитания. В основе экологической культуры человека входит не только эмоционально-ценностное отношение к природе, но и первичные представления об экологических закономерностях в природе, первичные умения осуществлять действенную практическую помощь объектам природы. В представленном конспекте такие задачи предлагается решать с детьми подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._stolovaya_dlya_pernatyh.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна, старший воспитатель

Каширина Ольга Николаевна, воспитатель

МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

«Столовая для пернатых»

(конспект занятия по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста подготовительной к школе группы)

Цель. Формировать предпосылки экологической культуры в процессе совместной деятельности по теме «Столовая для пернатых»

Задачи.

  1. Углубить представления о зимующих птицах природы ближайшего окружения, об особенностях внешнего вида, о пищевых предпочтениях птиц, о правилах кормления птиц, изготовления и размещения кормушек.
  2. Способствовать развитию представлений об экологических зависимостях: зависимости поведения птиц зимой от вида корма.
  3. Создать условия для активизации речевой деятельности в процессе ответов на вопросы педагога, при описании модели, специальных речевых упражнений.
  4. Развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь птицам в трудные минуты.

Материалы и оборудование.

1.Картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением кормушек для птиц.

2. Для приготовления «Зернового печенья птиц»: 4-5 стаканов зерновой смеси;0,5 стакана горячей воды; 2 ст. л. сиропа из кукурузы; 1 пачка желатина; 0,5 стакана муки; деревянные палочки или пластиковые соломинки; форма. 

3. Схема- модель размещения кормушек, картинки зимующих птиц.

Предварительная работа.

  1. Наблюдения за птицами на прогулке.
  2. Рассматривание иллюстраций птиц.
  3. Коробка «Подарок для пернатых».
  4. Подвижная игра «Прилетели птицы».
  5. Рассматривание эко-кормушки.

Методы и приёмы.

Словесные: сегментированный рассказ, загадки, стихи, констатирующие вопросы, поисковые вопросы на установление причинно-следственных связей, инструктирование, введение правил.

Практические: словесные и дидактические игры «Найди ошибку», «Скажи наоборот», «Волшебный мешочек», ОЭД «Зерновое печенье птиц».

Наглядные: иллюстрации, модель правил.

Игровые: подвижная игра «Прилетели птицы».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня прихожу в детский сад, смотрю на крылечке стоит коробка, а на ней написано «Подарок для пернатых». Открываю и вижу.... А что я увидела, отгадайте:

Избушку новую

Для всех столовую

Зовет обедать,

Крошек отведать.

Что это?

(Кормушка для птиц)

Дети озвучивают свои ответы.

Воспитатель просит детей аргументировать свои ответы. Почему ты так думаешь? А какими словами об этом в загадке сказано? Давайте, повторим загадку, и вы сможете её родителям загадать....

Дети повторяют по очереди загадку.

Воспитатель. Скажите, а почему именно кормушку подарили птицам к Новому году? Почему кто-то посчитал, что это наилучший для них подарок.

Дети. На улице холодно, птицам негде брать еду....

Воспитатель. Какие птицы могут прилететь в нашем городе к кормушкам?

Дети. Вороны, воробьи, сороки, синицы, голуби, снегири.

Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?

Дети. Птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, все по-разному поют.

Воспитатель. А как называются эти птицы?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Да, они всю зиму с нами. Но есть птицы (показывает иллюстрации), которые тоже зимуют, но мы их не увидим в городе. Это сова, филин, клёст, глухарь, дятел, орел, ястреб ... Почему же они не спешат к нам на кормушки? Может наших машин испугались?

Дети. Это лесные птицы, они не живут в городе, лишь изредка их можно увидеть в городских парках,  одни птицы хищные, другие- растительноядные.

Воспитатель не торопится, даёт возможность всем высказать свои ответы, ссылается на иллюстрации с внешним видом (клест - клюв, сова – лапы), поощряет за смелые предположения, резюмирует в конце правильными ответами.

Воспитатель.  А вот к нам на кормушку могут залететь ещё и свиристели. Свиристелей, как и снегирей называют кочующими птицами. Перелетают зимой с места на место. А почему они кочуют можно сказать, если знать, чем они питаются. Это ягодки, ранетки на деревьях ...

Дети. Зимой свиристель склевывает калину, рябину, можжевельник, бруснику, барбарис, шиповник, а так же яблоки и поздние груши.

 Воспитатель. Посмотрите внимательно, что больше всего отличает свиристель от других птиц?

Дети. На голове хохолок, на крыльях видны красные пятнышки, а на хвосте есть жёлтая линия. глаза, крылья и хвост обведены чёрным.

Воспитатель. А где другие птицы и как они называются?

Дети. Перелетные, улетают в теплые края.

Воспитатель. Предлагаю не скучать, а немного поиграть.

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Воспитатель напоминает правила игры с мячом.

Сова огромная, а синичка ...?

У воробья хвост короткий, а у сороки ...?

Синичка щебечет тоненьким голосом, а ворон каркает ...?

У синичка желтогрудая, а снегирь ...?

У воробья клюв тонкий, а у вороны ...?

Орёл летает очень высоко, а воробей .... ?

Ворона тяжелая, а синичка ...?

У воробья лапки тонкие, а у вороны ...?

Сова питается животными, а клёст ...?

Глухарь зимой питается хвоинками, а снегири ...?

У дятла клюв длинный, а у снегиря ...?

Ворона чернобокая, а сорока ...?

У дятла на голове красная полоска, а у свиристелей на голове ...?

У воробья туловище мелкое, а у вороны ...?

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Воспитатель. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечника, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Ребята, у каждого вида крупных и мелких зимующих птиц есть свои предпочтения в пище. Вот на этой картинке художник ошибся и всё перепутал. Найдите эти ошибки.

Дети ищут ошибки, рассказывают о том, что на самом деле предпочитает та или иная птица.

Подвижная игра «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, дети бегают, машут руками. Как только воспитатель допускает ошибки, дети замирают.

Воспитатель. Голуби, синицы, мухи .... голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны ....

Воспитатель. Обычно корм складывают на кормушках. А как вы думаете, существуют ли секреты в размещении кормушек.

Дети. Да

Воспитатель. Да, такие секреты существуют действительно. Они представлены на моей схеме. Давайте раскроем  в каждой клеточке свой секрет.

Дети по очереди описывают каждую ячейку модели.

Воспитатель поощряет и резюмирует ответы детей.

  1. Кормушки можно изготовить самой разной конфигурации (формы) и из самых различных материалов.
  2. Временные кормушки, предназначенные для зимнего сезона, лучше подвешивать. Кормушку нужно подвешивать, а не прибивать. Иначе можно повредить дерево. Подвесную кормушку можно разместить в кустах, функцию насеста в этом случае будут выполнять ветки.
  3. Кормушки можно закрепить на тех ветках, что растут более-менее параллельно земле. Достаточно просто перекинуть тесьму или веревку через ветку и отрегулировать высоту. Важно не обвязывать дерево тесьмой, а просто перекинуть сверху. Ветка будет увеличиваться в размерах и её ничего не должно «душить». Еще важно проверить, чтобы при раскачивании кормушки веревка не перетирала ветку, на которой висит.
  4. Кормушки нужно держать в чистоте и порядке. Корм может засыпать, поэтому надо проверять и очищать от снега.
  5. Птицы в основном ориентируются с помощью зрения, а не нюха, поэтому корм должен быть виден издалека. Лучше прикреплять яркие привлекающие внимание вещи: ленточки, ягоды, фрукты.
  6. Если ваша кормушка будет размещаться в городском дворе – постарайтесь сделать её недоступной не только для кошек, но и для бродячих собак, которые могут позариться на сало и мясо, и для хулиганов.  
  7. Птицы признают кормушку своей, если в ней будет большая ровная и устойчивая площадка с кормом. Чем разнообразней корм, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
  8. Корм на кормушке необходимо пополнять регулярно. В морозы птицы не могут долго находиться без пищи.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам вспомнить игру «Волшебный мешочек». Вы на ощупь выберете из мешочка пакетик с кормом и, не высовывая пакетик из мешочка, скажите, что это за корм. (семечки, крупа, ягоды, орешки, кусочек сала, сухарик).

Воспитатель. Да, люди могут помочь птицам выжить зимой, сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли в морозы. Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. А сегодня я с вами поделюсь секретом приготовления эко-кормушек. Это мой любимый способ. Люди называют готовый продукт птичьими пирожными потому, что его готовят в формочках для печенья или кексов. Суть заключается в том, чтобы замешать зерна из корма для птиц в некий клейстер, сформировать, дать застыть и подвесить на веточке. 

В качестве клейстера применяется вода + некий элемент (мука, желатин, агар-агар, лен). Если на улице устойчивый мороз, то достаточно просто засыпать зерна в форму, залить водой и подержать в морозилке, не забыв предусмотреть петельку. Фигурки желательно делать более плоскими. Так они лучше держат форму, и птицам легче выковыривать зернышки. Такие пирожные вы можете приготовить дома. Я обязательно размещу рецепт в родительском уголке.

ОЭД «Зерновое печенье птиц»

Воспитатель. А сейчас мы попробуем изготовить зерновое печенье для птиц. Для приготовления понадобятся следующие ингредиенты и материалы:

4-5 стаканов зерновой смеси;

0,5 стакана горячей воды;

2 ст. л. сиропа из кукурузы;

1 пачка желатина;

0,5 стакана муки;

деревянные палочки или пластиковые соломинки;

форма.

Для изготовления печенья из зерновой смеси надо растворить желатин в теплой воде и добавить в него кукурузный сироп и муку. Все компоненты смешать и влить в подготовленное зерно. Полученную массу необходимо разложить по формам, предварительно вставив в центр заготовки соломинку, и оставить для высыхания в теплом и проветриваемом помещении. К готовому печенью надо привязать веревку или ленту. Через сутки можно развешивать поделки на ветвях деревьев.