Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Экскурсия в музей доблести и славы воинов русской земли» (Образовательная область – познавательное развитие)
рабочая программа (подготовительная группа)

Цель:

Воспитание духовно – нравственных качеств дошкольников через былинный эпос

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
  • расширять словарный запас детей

Воспитательные:

  • формировать и воспитывать патриотическую память;
  • воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

г. Малоярославец, Калужской области

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Экскурсия в музей доблести и славы воинов русской земли»

(Образовательная область – познавательное развитие)

Подготовили и провели

воспитатель:

Баранова И. А.

Ход образовательной деятельности

Цель:

Воспитание духовно – нравственных качеств дошкольников через былинный эпос

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
  • расширять словарный запас детей

Воспитательные:

  • формировать и воспитывать патриотическую память;
  • воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление

Словарь: богатырь, былина,  кольчуга,  сказитель, булава, снаряжение, шлем, лук, колчан.

Звучит музыка. Дети входят в зал и осматриваются.

Экскурсовод. Мы находимся с вами в Музее доблести и славы воинов русской земли.

Правила поведения в музее.

И начинаем с видео – экскурсии по картинной галереи.

(картины по былинам)

Вопросы детям: Какой герой изображен на картине?

                       Все эти герои из каких произведений? (былины)

2. — Чем былина отличается от литературных произведений?

Дети: (Былина — это русские народные песня-сказание. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют автора)

Экскурсовод: Люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

Музыкальное прослушивание  былины сказителем

– Вот так слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой.

А сейчас мы проведём блиц-турнир.

1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)

7. Что означает имя Алексей? (Защитник.)

8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был  священнослужителем,  попом.)

9. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)

12. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни конного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

Дети с экскурсоводом подходят к репродукции картины В. Васнецова “Три богатыря”.

Экскурсовод. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?

Дети. “Три богатыря”.

Назовите богатырей.

Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской.

Экскурсовод. 

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…

Экскурсовод: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет.

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

Экскурсовод. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... О богатырях  шла великая слава! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.

Экскурсовод. А вы знаете, как раньше называли нашу страну?

Дети. Русь.

Экскурсовод. А людей, которые жили на Руси?

Дети. Русичи.

Экскурсовод. А что вы знаете о них? Какими они были?

Дети. Русичи были очень храбрые, смелые, добрые, гостеприимные, светловолосые, голубоглазые.

Экскурсовод. Ребята, наша Родина очень красивая..., а еще какая?

Дети. Богатая, чудная, большая, огромная, необъятная.

Физминутка:

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Экскурсовод. Мы с вами переходим в следующий зал

Дети подходят к экспонатам.

Экскурсовод. А это что перед нами?

Дети. Это древнее оружие, доспехи наших предков.

- Давайте эти предметы называть как в былинах.

Меч – кладенец

Стрела – калёная

Лук – тугой

Тетива – шелковая

Кольчуга – богатырская

Палица – булатная

Доспехи – ратные

Копье – длинное, острое

(педагог обращает внимание на костюм русского воина: шлем –кольчуга – плащ – меч – щит, рассматривают его)

- Ребята, как называлась защитная рубаха из металлических колец? (кольчуга)

- Как назывался головной убор русского витязя, сделанный из металла, кожи и украшенный камнями? (шлем)

-Для чего служил воину плащ? (для укрытия от непогоды, для тепла)

- Из какого материала обычно делались щиты? (из коры деревьев, из дерева, кожи, обивали металлом)

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

Ребенок: «Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках».

Экскурсовод. Давайте вспомним пословицы  о смелости и отваге русских героев.

  1. Смелость силе воевода.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  4. На Руси не все караси, есть и ерши.
  5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
  6. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  7. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  8. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  9. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

-Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Заключение.

Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"

Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове»

НОД по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы на тему "Знакомство с музеем Боевой Славы в г. Саратове"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Экскурсия в сказку»

Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий, закреплять умение объединять предметы в группу по признаку, форм...