Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Верность родной земле» «Защитники Отечества» по программе «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Дальнейшее освоение детьми духовно-нравственной категории «Вера». Расширить  знания детей о славе богатырской. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitniki_otechestva.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непрерывной непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию  на тему «Верность родной земле»

«Защитники Отечества»

по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе

       

                                                         

                                           

                                                     Подготовил воспитатель  высшей

                                                     квалификационной  категории                                  

                                                     Порфирьева Татьяна Петровна

                                               Чебоксары  2022

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». Расширить  знания детей о славе богатырской. Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Формировать  способности к организации взаимодействия со сверстниками в ходе совместной деятельности. Ознакомить с произведениями художников.

Развивающие задачи:

Развивать умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Развивать представления о верности родной земли.  Развивать основы самоутверждения. Развивать музыкальное  восприятие и образное  мышление средствами различных видов музыкальной и художественной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать  духовно-нравственные основы личности ребёнка-дошкольника;   желание подражать благим образцам, жить по совести;  уважительного, милосердного, внимательного отношения к  близким.

Словарная работа: богатырь,  богатырская застава, доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье), могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый.

Предшествующая работа:

- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность   родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;

- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова.

- раскрашивание образов русских богатырей (доспехов);

-Прослушивание фрагментов «Богатырской симфонии» А.Бородина.

- заучивание стихов и пословиц по теме;

- выставка рисунков;

- выставка  книг о былинных богатырях;

Материал к занятию:

  Книги по данной теме.   Иллюстрации:  

Аудиозаписи: русская народная композиция «Гусли»;   А.Пахмутова «Богатырская наша сила».  

Методические приёмы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение;

Наглядные: демонстрация слайда, иллюстрации художников;

Практические:работа в парах.

Игровые: проведения занятия в форме игры.

Используемая литература и информационные средства:  

Истоковедение том 5. Издание пятое дополненное. М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – 224с. Ответственные редакторы тома: Главный редактор  Издательского дома «Истоки», профессор, член – корреспондент РАЕН   И.А. Кузьмин, заведующая методическим кабинетом Истоковедения Издательского дома «Истоки» Л.П. Сильвестрова.

Верность родной земле. Книга 1 для развития  детей дошкольного возраста (5-6 лет).  Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013. – 24с

Конспект занятия

  1. Подготовительный этап

Присоединительный социокультурный текст

 Прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается родина»

У меня есть огромная семья:  (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок, (пальцы сжать в кулак и поочерёдно поднимать их,      
начиная с мизинца)

В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое – 
Это всё моё родное.        
(пальцы сжаты в замок) 
Всех люблю на свете я -
(вращать, соединёнными ладошками вверху) 
Это – Родина моя!      
(обнять себя за плечи, скрестив руки

Доброе утро, очень рада видеть вас  таких красивых, добрых и с хорошим настроением. Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых впечатлений. Давайте радовать друг друга.

Дорогие дети, наши деды и прадеды горячо любили свою Родину – Русь Великую, так в старину называли они нашу родину – Великой, святой, богатырской Русью, Русью – матушкой.

Все мы с вами любим свою Родину. Ребята а что для вас это Родина?, как вы понимаете любить свою Родину?(ответы детей)

Посмотрите на экран: так выглядела древняя Русь много- много лет тому назад.(слайд –Древняя Русь)

В те времена, вы уже знаете, защитников земли русской называли богатырями. Были они людьми отважными, сильными, могучими и очень дружными. Собирались они в дружины – так в старину называли войско, которое шло защищать города, села, родных и близких своих от врагов. И была русская дружина – непобедимой.

(слайд –воины, дружины)

Конечно, чтобы быть такими сильными, непобедимыми, наши богатыри много тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, скачках на конях, боролись друг с другом.

Эти тренировки очень помогали воинам. В тренировках и совместной учебе росла крепкая дружба воинов – дружинников, росла взаимовыручка и крепкое братство. Это помогало побеждать врага. Русь богатырская была прекрасной и сильной. Много былин и стихов о ней слагали.

Чтение детьми фрагментов стихотворения «Русь» И.С.Никитина

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,

И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Воспитатель: И правда есть за что , полюбить тебя Русь могучая!

Ребята а чем богата наша родина, наша Русь  матушка? (ответы детей, обобщение)

- Дети, давайте вспомним в каких мудрых словах народ сохранил память о тех событиях.

Словесная игра «Доскажи словечко»:

- Береги землю родимую, как мать (любимую)

- Герой – за Родину (горой)

- Где смелость – там и (победа)

- Чем крепче дружба, тем легче (служба)

- Для Родины своей ни сил, ни жизни (не жалко)

-Ребята  а вы знаете пословицы и поговорки  о Родине, о защитниках:

                 -Кто за Родину горой, тот истинный герой;

                 -Сам погибай, а Родину защищай;

                 -Родину мать - умей защищать;

                     -Если народ един, он не победим;

                     -Смелость города беред;

                     -Один за всех и все за одного;

                     - Один в поле не воин;

                     - Жить- Родине служить;

Любая пословица несет в себе  народную мудрость.

На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

(на экране слайд –картина «Богатыри»  

-Кого защищали русские богатыри?(ответы детей)

-В чём сила славных могучих русских богатырей?

-Любовь к родине (себя не жалея сражались с врагом). Представьте, как  Алёша  Попович встретился  с Тугарин Змеевичем. Змей говорит ему: «Огнём спалю, конём растопчу, копьём заколю. У  коня из ноздрей пламень пышет, из ушей дым столбом.  Алёше может быть в первое время было боязно, но судьба Родины зависела от него. Это ему придавала силу храбрость, смелость сражаться  с врагом).

 -Любовь к родителям (слушались их-Добрыня Никитич взял плеть шамахинскую, что матушка давала и хлестнул плетью коня, тот растоптал змеенышей. Просили благословение у родителей. Илья Муромец прежде чем ехать в Киев-град у родителей просил прощеньице-благословенице. И удача сопровождала его).

- Вера в правое дело. Защищать родину-это нужное дело? (Да). Защищать родную землю,  богатыри считали своим долгом.  Для этого им дана такая великая сила.

Послушайте  «О каком богатыре говорится в былинах». 

Я буду читать отрывки из произведений, вы отгадайте, про кого говорится.

-«Пустил богатырь доброго коня и поехал дорожкой прямоезжею.  Его добрый, верный богатырский  конь с горы на гору стал перескакивать, мелки реченьки, озёра перемахивать. …»(Илья Муромец).

- «Поднялся Тугарин Змеевич в небо. Конь под ним будто лютый зверь, из ноздрей пламень пышет, из ушей дым столбом валит. И уж собрался Тугарин Змеевич напасть на богатыря, как вышла по молитве, туча грозная дождевая и намочила крылья коня Тугарина. …»(Алёша Попович)

- «В путь-дорогу богатырь отправился. И как въехал на гору Сорочинскую, стал топтать там малых змеёнышей, выручать из плена русских пленников. Как устал его конь добрый скакать да змеёнышей малых топтать, вспомнил богатырь наказ своей матушки. Достал он плеть шамахинскую и хлестал коня плетью шёлковой да приговаривал:

-Ты мой конь богатырский поскакивай да змеёнышей малых отряхивай….»(Добрыня Никитич).

Молодцы, вы хорошо знаете былины.

Воспитатель: - Почему наш народ любит и помнит богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича? (ответы детей)

II. Активная форма развития

Работа в паре «Защитники Отечества»

1. Индивидуальный этап

Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества:

- находчивость

- смелость

- любовь к Родине

- верность родной земле

- вера в правое дело

2. Работа в паре

Дети, а сейчас, работая в паре, внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те качества, которые вы выбрали вместе:

- находчивость

- смелость

- любовь к Родине

- верность родной земле

-вера в правое дело

3. Экспертная оценка

Воспитатель отмечает качества, необходимые защитнику Отечества: находчивость, смелость, любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.

III. Рефлексия

Воспитатель: -Ребята,  еще какими  качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше.

-Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове.

-Молодцы!

- Дети, мы очень надеемся на то, что когда вы вырастите, вы также станете славными защитниками Отечества.

 Среди ваших родных и близких есть участники войны и военнослужащие – защитники Отечества

Поблагодарите их за то, что они сохранили, сберегли покой нашей земли и нашей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию на тему: " Муха-Цокотуха" общеразвивающая разновозрастная группа Дазырбан О.В.

Непосредственно- образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию на тему: " Муха-Цокотуха" общеразвивающая разновозрастная группа Дазырбан О.В....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...

Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. На тему: «Знатоки пожарного дела». Для детей старшей группы

Итоговое занятие по социально-коммуникативной деятельности на тему "Пожарные" в старшей группе. Подготовила Калинина Вера Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района, г....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет

Методическая разработка,конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию на тему: «Полёт над родными краями» для детей 6-7 лет....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейный альбом» для детей старшей группы. (форма проведения: телепередача)

Закрепление  представлений о семье, где  все любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков, живут в радости и дружбе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию на тему: «Легенда о Черном Тигре» подтема: «Современные подходы в воспитании детей» для детей старшей группы. + Самоанализ

Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, настроить на бесконфликтное общение. Задачи:Образовательные:дать понимание, что возможно в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.научи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально -коммуникативному развитию на тему «Моя родина - Россия» в старшей группе

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеСоциально – коммуникативное развитиеРечевое развитиеХудожественно ...