Планирование работы мини-музея "Кошкин дом"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Морозова Мария Владимировна

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_v_sr.gruppe.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 218

Мини - музей

«Кошкин дом»

в средней группе №7

(2021 -2022 год)

 

 

Мини- Музей «Кошкин Дом»

Актуальность:

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Дети любят эти пушистые и грациозные создания. Гладя по спинке этого мягкого и пушистого зверька, они получают положительные эмоции. Это, пожалуй, первое животное которое ребенок познает т.к не редко кошка является ближним окружением ребенка. С раннего возраста ребенок знакомиться с литературными произведениями, в которых главными героями являются кошки. Именно поэтому было решено организовать мини- музей «Кошкин Дом», сначала в младшей группе, а потом и продолжить в средней группе, так как видно было заинтересованность детей этой темой.

Цель мини-музея: создание условий для формирования интереса у дошкольников к образу кошки, а также истории длительных взаимоотношений   человека и кошки через организацию музейной педагогики.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие

Задачи:

Образовательные задачи

Обогатить представление детей: об истории происхождения и одомашнивание кошек; о видовом многообразие разных пород кошек;

Развивающие

Развивать творческих способностей и фантазии дошкольников, в ритмопластике используя различные выразительные средства, побуждая их выражать свои знания и впечатления о кошках в продуктивной деятельности (аппликации, лепке, рисованию); развивать умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животного. Развивать речь, обогащать словарный запас детей, мышление, творческие способности дошкольников в процессе ознакомления с образом кошки в литературе искусстве (средняя группа) и игровой деятельности.

Воспитательные

Воспитывать интерес и желание больше узнавать о жизни и повадках кошек,

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

В процессе создания и работы мини-музея «Кошкин дом» учитывались следующие принципы:

•  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности: выставка реальных предметов: наградами кошек, кроватка кошки, когтеточка, паспорт кошек, альбомы: «Кошки на картинах художников», «Как Котька на Руси появился» альбом с рисунками «Кошки из мультиков», художественные книги, энциклопедии,  сувениры «Кошки», макет «Кошка в квартире» с которыми можно познакомить детей в ходе экскурсий, презентациями, обучающими заданиями, дидактическими играми, упражнениями и аудио материалами, которые воспроизводятся с помощью различных ТС.

• Принцип последовательности ознакомления с музейными экспонатами-  это логичность построения музейной работы.

Принцип интеграции разных видов художественно-творческой деятельности дошкольников;

Принцип деятельности и интерактивности- мини—музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Принцип вариативности- экспозиции мини- музея постоянно дополняются и обновляются, изменяются с учетом потребностей и возможностей воспитанников;

Принцип разнообразия- наполнение мини- музея экспонатами, разными по форме, размерам содержанию, которые отражают историческое прошлое.

Принцип непрерывности

Принцип кратковременности экскурсий

Принцип поощрение детских вопросов и фантазий

Принцип доступности

Принцип содержательности- материал, находящийся в мини-музее имеет образовательно- воспитательное значение, и вызывает любознательность детей.

Принцип гуманизма- мини- музей побуждает бережно относится к кошкам.  Направление инновационной работы:

Разработка тематики и содержание выставок и экскурсий для средней группы 4-5 летнего возраста.

Ресурсное обеспечение музея:

Мини-музей «Кошкин Дом» организован в 2020 году в группе №7. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках размещены доступные для детей экспонаты, которые используются для познавательной, коммуникативной, художественной деятельности, а также для сюжетно-ролевых, дидактических, настольно- печатных игр и для театральной деятельности. Экспонаты расположены в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Использование ширм, альбомов, лэпбука, дидактических игр, мультимедии позволяют эффективно строить работу. Доступ к музею осуществляется в любое удобное для детей и педагогов время. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.  Экскурсии проходят по графику, составленному в соответствии с режимом дня средней групп.

Экспозиция «Кошки в искусстве» представлена:

Раскрасками;

Выставка «Кошки в движении»;

Выставка «Кошки из разных материалов»;

Альбом «Кошки на картинах художников»;

Альбом «Архитектурные памятники кошкам»;

Экспозиция «Кошки в театре» представлена:

Масками «Кошки»;        

Шапочки «Кошка - мышки»;

Театром «Кошкин Дом»;

Театр «Репка»;

Театр «Кот в сапогах»;

Куклы Бибабо «Кошки»;

Атрибуты для режиссёрских игр (кошки разных размеров и видов, домики, деревья;

Театрализованные игры: «Пошел котик на Торжок», «Кисонька-Мурысонька», «Кошкин дом» (вторая младшая группа), «Кот, лиса и петух» (средняя группа),

Основные формы работы с детьми в мини-музее «Кошкин дом»

  • Экскурсии, включающие разнообразные методы и приемы;
  • Тематические выставки, выставки экспонатов;
  • Рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ презентаций, видео;
  • Игры- занятия
  • Развлечения;
  • Продуктивная деятельность;
  • Выставка работ по продуктивной деятельности
  • Театрализованная деятельность «Кошкин Дом» «Кот, лиса и петух»;

Методы и приемы

  • Словесные:(описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности;
  • наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов);
  • разнообразие приемов организации слушательской, и творческой деятельности дошкольников;
  • комплексы дидактических игр, разработанные специально для музейных экспонатов;

Задачи по взаимодействию с родителями в рамках музейной педагогики.

Организовать беседы по вопросу создания мини музея в группе;      

Провести консультации с родителями на тему: «Мини музей в детском саду», «Если в доме кошка», «Роль музеев в воспитании дошкольника»;    

Создать альбом «Наш домашний любимец».

Активизировать участие родителей в создании и оформлении мини-музея;

Развивать совместное творчество родителей и детей.

Ожидаемые результаты

Дети познакомятся с историей происхождения и одомашнивания кошек;

С видовым многообразие разных пород кошек; Сформируются творческие способности и фантазия, которые найдут отражение в ритмопластике в продуктивной деятельности (аппликации, лепке, рисованию);

Дети станут наблюдательными, и приобретут навыки безопасного общения с животным;

Обогатится словарный запас детей, мышление, творческие способности дошкольников в процессе ознакомления с образом кошки в литературе, искусстве, игровой деятельности;

Сформируется устойчивый интерес и желание больше узнавать о жизни и повадках кошек, а также бережное отношение к домашним животным;

-Укрепятся детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.

Технология работы мини- музея: предполагает, как получение познавательной информации, так и пробуждения творческой активности у детей- желание творить, играть.

Ценность мини-музея: заключается в познавательной, воспитательной, культурно- исторической, коммуникативной направленности. Его значимость достаточно высока, так как дошкольники не только рассматривают выставленные экспонаты, альбомы, иллюстрации и слушают рассказы экскурсовода- воспитателя, но и сами включаются в деятельность, познают, творят, играют.

Мини- музей «Кошкин дом» отражает специфику дошкольного возраста детей. В ходе работы весь материал систематизируется, дополняется и изменяется, мини- музей мобилен, экспонаты, дидактические игры легко перемещаются. Здесь размещаются работы детей и родителей.

Календарно тематический план в средней группе

Сентябрь

Рассматривание дидактич. картинок

«Человек и кошка»

Закреплять умение рассматривать дем. материал, слушать воспитателя.

Обобщить и углубить знания детей о ближайших диких родственниках домашней кошки, познакомить с легендой о том, как челочек приручил кошку.

Показ презентации «Откуда, кошка, ты пришла?».

Обобщить и углубить знания детей о ближайших диких родственниках домашней кошки, познакомить с легендой о том, как челочек приручил кошку.

Октябрь

П/и «Кошка- мышки»

Совершенствовать физические качества в двигательной активности. Развивать быстроту, ловкость.

Ноябрь

Рассматривание

энциклопедий

«Породы кошек»

Дид. игра «Найди чем отличаются»

Познакомить детей с энциклопедиями как видом книжного издания, ее назначением. Расширить представление о видовом многообразие разных пород кошек посредством энциклопедий;

Закрепить знания о кошках и их многообразии.

Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая)

Декабрь

 Выставка экспонатов «Кошки в мультфильмах»        

Чтение худ. произведения Ш. Перро «Кот в сапогах»

Воспитывать интерес и любовь к кошкам, через знакомые мультфильмы. Закреплять знания повадках этих животных, посредством мультипликационных героев.

Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах». Развивать активное эмоциональное сопереживание, воображение с помощью художественного образа.

Режиссерский театр «Кот в сапогах»

Обогатить содержания игр детей через обыгрывание сюжета сказки «Кот в сапогах». Научить детей придумывать сюжет на основе знакомой сказки. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре

Январь

Тематическая выставка рисунков «Домики для кошек»

Конструирование «Домик для кошки»

Показать детям разнообразие домиков для кошек. Подвести к пониманию для чего они нужны. Развивать творчество, фантазию.

Развивать умение сооружать постройку с использованием кирпичиков и призмы. Развивать умение строить по образцу, выполнять простые действия с предметами, выполнять движения вслед за воспитателем. Воспитывать желание помочь игровому персонажу.

 Чтение худ. произведения                                      С. Я. Маршак «Усатый полосатый»

Познакомить с произведением, в котором главные герои кошки. Развивать интерес к художественной литературе.

Сформировать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с произведением. Довести до сознания детей: котенок - живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки; 

Февраль

 Беседа «Больница для кошки»

Сюжетно-ролевые игра «Ветеринарная клиника».

Познакомить с

профессией ветеринарного врача, с оборудованием которыми пользуется при

работе с больными животными

Закреплять умение оказывать помощь больному животному на основе полученных представлений; формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом.

Март

Игра-развлечение «Кошки разные нужны-кошки разные важны»

Создать условия для выполнения не сложных физических упражнений
Развивать ловкость, быстроту, координацию

движений при прокатывании мяча. Формировать познавательный интерес о строении, привычках, повадках кошки.

Прослушивание аудиозаписи детских песенок из мультфильмов «Серенькая кошечка» (музыка В. Витлина). «Песня кота Матвея» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового);  

Развивать воображение с помощью музыкального, поэтического, образа кошки. Закреплять умение на слух угадывать какой персонаж поет песню и из какого мультика.

Апрель

Чтение сказки «Кто сказал мяу?»

Театрализованная деятельность «Кот, лиса и петух»

Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе, в котором упоминается кошка.

Побуждать высказывать свои впечатления после прослушивания.

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.

Май

Презентация «Кошки из мультфильмов»

Закреплять знания детей о кошках – персонажах мультфильмов, обучать узнавать персонажа из мультфильмов.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки).

Проведение экскурсий для других групп детского сада

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.

В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а...

Календарное планирование работы с детьми на неделю Календарное планирование работы группы _ «Колокольчик»__ с _04.05_ по _13.05_ месяц _май_ по теме_ Что такое праздник_____

Цель: _ Рассказать, что на праздник люди красиво одеваются, ходят друг другу в гости, дарят подарки. На празднике всегда весело и интересно.____Итоговое мероприятие___ Комплексное мероприятие «Кукла К...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...