Сюжетно-ролевая игра. Задачи развития.
консультация

Ахуньянова Ида Марсовна

Рекомендации по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzh.igra_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА.  ЗАДАЧИ  РАЗВИТИЯ.

ЦЕЛЬ:

          Активизация свободной самостоятельной игры детей

- через обогащение детей впечатлениями и ознакомление с окружающим,

- через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений,

- через формирование у детей ролевого поведения и способов творческого

   сюжетосложения,

- через обеспечение временем, местом и материалом для самостоятельной

   игры.

         Развитие воображения, креативного мышления.

         Обеспечение эмоционального внутреннего комфорта.

         Развитие коммуникативных  способностей:

- воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила

   этого взаимодействия,

- ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия

   и намерения, согласовывать их с другими детьми.

     ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  СЮЖЕТНОЙ  ИГРЫ.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствует себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущать себя вне оценок: правильно - неправильно)

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

4. Воспитатель должен сам научиться свободно, развертывать сюжет в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект - не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В живой настоящей игре дети сразу начнут обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом воспитателя. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности с взрослым для детей и успешность формирующих воздействий.

      На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим их ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

   Специфическая черта сюжетной игры – необязательность, свобода выбора действий. Не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Согласовывать замыслы в процессе игры в группе, включающей более 4-х человек, - непосильная задача даже для старших дошкольников. Но и небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из-за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета: стремление развернуть интересную новую игру отступает перед удовольствием действовать вместе и слаженно со сверстниками.

1 младшая группа.

Задачи:

Формировать умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Учить устанавливать содержательное взаимодействие друг с другом.

Формирование предметного взаимодействия в парах. Продемонстрировать целостную схему предметного взаимодействия. Показ образца взаимодействия. Организовывать взаимодействие 2-3 пар детей.

Формирование условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами.

Учить пояснять игровое действие или условное значение предмета.

Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

Учить связывать 2-3 игровых действия  в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

         Для формирования игровых умений у детей воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми в такой последовательности:

  1. привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;
  2. привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;
  3. ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью.

 Если дети в игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

2 младшая группа.

Задачи:

Накопление знаний, представлений о социальных ролях взрослых.

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.

 Формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Формировать умение изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров.

Формировать умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

     Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

    Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го г.ж. являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Средняя группа.

Задачи:

Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

Формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Стимулировать ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. Активизировать ролевой диалог, «замыкать» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Способствовать развитию эмоционально-действенной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.

Воспитатель участник игры, партнер. Условия:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Показатели:

        Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы.

         В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с 1-2 сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Старшая и подготовительная группы.

Задачи:

Формирование умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.

Формирование нового, более сложного способа построения игры – совместного сюжетосложения:

  • умение выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников (обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров);
  • умение комбинировать предложенные  им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Игры-фантазирования. Игры-придумывания (протекающие в чисто словесном плане).

Последовательность игр – придумываний:

  • начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных;
  • постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
  1. прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера
  2. начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.
  3. В дальнейших в таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.
  4. Участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли.
  5. Воспитатель предлагает придумывать не сказки, а «настоящие истории»

Показатели:

      Возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т.п.

     Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события  (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета.

    Игра развертывается в группах до 3-4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими, приводит к уменьшению конфликтов в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...