Состояние работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности
методическая разработка

для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

План тематической проверки

«Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности»

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля являются:

  • изучить  условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;        
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;

■        определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения: с 20-27 ноября 2017

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

  • анкета для педагогов (приложение 1);
  • диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);
  • карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 3);
  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 4).

Анкета  «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»

Поставить знак «+» против умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.

Воспитатель          --------------------------------------------------------

№ п/п

Исследовательские умения

Степень владения умением

хорошо

слабо

Не владею

1.

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

2.

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности  

3.

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

4.

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

5.

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме  

6.

Прогнозировать средства и методы исследования

7.

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

8.

Находить и применять соответствующие методики исследования

9.

Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты

10.

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

11.

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Перечень профессиональных знаний и умений

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,  задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени)

Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

в  - высокий уровень;     с - средний (допустимый) уровень;     н - низкий уровень

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Критерий анализа

Возрастная группа

1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).

Приборы  (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Критерий анализа

Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Дидактические игры

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

Дата_________________________________________

Воспитатель________________________Группа________________________

Критерий анализа

Оценка

Действия воспитателя

Предварительная подготовка:

Определение цели

Использование необходимого оборудования

Организация детей

Руководство

Формулировка вопросов

Обращается ли внимание на существенное

Учит ли педагог детей рассуждать

Учит ли сравнивать факты

Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?)

Оценка деятельности детей на занятии

Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов

Действия детей

Отношение к экспериментальной деятельности

Познавательное отношение устойчиво.

Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач

Целеполагание

Самостоятельно видят проблему.

 Активно высказывают предположения.

Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Планирование

Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.

 Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями

Реализация

Действуют планомерно.

 Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности.

Доводят дело до конца

Рефлексия

Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.

 Делают выводы

В –высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Система работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности.

Здесь представлена система работы с дошкольниками по опытно-исследовательской деятельности, которая была показана на заключительном этапе районного  конкурса "Воспитатель года - 2017". ...