Состояние работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности
методическая разработка
для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
План тематической проверки
«Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Основными задачами контроля являются:
- изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
- проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Сроки проведения: с 20-27 ноября 2017
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
- анкета для педагогов (приложение 1);
- диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 3);
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 4).
Анкета «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»
Поставить знак «+» против умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.
Воспитатель --------------------------------------------------------
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | Не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | |||
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | |||
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | |||
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | |||
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | |||
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | |||
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | |||
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | |||
9. | Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты | |||
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | |||
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы |
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Перечень профессиональных знаний и умений | |||||||
Знание терминологии познавательной деятельности | |||||||
Знание этапов исследования | |||||||
Знание методов и приемов поисково-познавательной | |||||||
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | |||||||
Умение решать проблемные педагогические ситуации | |||||||
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, "классификации", путешествия по карте, по реке времени) | |||||||
Умение целесообразно организовать предметно-развивающую среду | |||||||
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | |||||||
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Критерий анализа | Возрастная группа | ||||
1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). | |||||
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). | |||||
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). | |||||
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. | |||||
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. | |||||
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | |||||
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке. | |||||
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. | |||||
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | |||||
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства. | |||||
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | |||||
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Критерий анализа | |||||
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) | |||||
Планирование экспериментальной работы на прогулках | |||||
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной). | |||||
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | |||||
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. | |||||
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | |||||
Дидактические игры | |||||
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. |
Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Дата_________________________________________
Воспитатель________________________Группа________________________
Критерий анализа | Оценка |
Действия воспитателя | |
Предварительная подготовка: | |
Определение цели | |
Использование необходимого оборудования | |
Организация детей | |
Руководство | |
Формулировка вопросов | |
Обращается ли внимание на существенное | |
Учит ли педагог детей рассуждать | |
Учит ли сравнивать факты | |
Четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачи (что хотим узнать?) | |
Оценка деятельности детей на занятии | |
Подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов | |
Действия детей | |
Отношение к экспериментальной деятельности | |
Познавательное отношение устойчиво. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач | |
Целеполагание | |
Самостоятельно видят проблему. Активно высказывают предположения. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | |
Планирование | |
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями | |
Реализация | |
Действуют планомерно. Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят дело до конца | |
Рефлексия | |
Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делают выводы |
В –высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
В помощь старшим воспитателям...
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Система работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности.
Здесь представлена система работы с дошкольниками по опытно-исследовательской деятельности, которая была показана на заключительном этапе районного конкурса "Воспитатель года - 2017". ...
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно -экспериментальную деятельность ( из опыта работы)
опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников...
Опыт работы« Формирование экологической культуры дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность»
опыт работы...
Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности»
План контроля, инструментарий, справка с выводами и рекомендациями...