Инновационные образовательные технологии в ДОУ
консультация

Колоскова Елена Сергеевна

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Консультация для молодых специалистов ДОУ.

                                            Тема: «Инновационные технологии в ДОУ»

Подготовила: Колоскова Е.С воспитатель 1категории

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

•        Концептуальность

опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

•        Системность

технология должна обладать всеми признаками системы:

•         логикой процесса,

•         взаимосвязью его частей,

•        целостностью.

•        Управляемость

возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

•        Эффективность

современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

•        Воспроизводимость

возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии

•        Концептуальная часть  -– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

•        Содержательная часть -  – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

•        Процессуальная часть  - - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Современные образовательные технологии

•        здоровьесберегающие технологии;

•        технологии проектной деятельности;

•        технология исследовательской деятельности;

•         информационно-коммуникационные технологии;

•        личностно-ориентированные технологии;

•        технология портфолио дошкольника и воспитателя;

•        игровая технология;

•        технология «ТРИЗ» и др.  

Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

                Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био¬энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

         от типа дошкольного учреждения,

        от продолжительности пребывания в нем детей,

        от программы, по которой работают педагоги,

        конкретных условий ДОУ,

        профессиональной компетентности педагога,

        показателей здоровья детей.

Классификация здоровьесберегающих технологий

•        Медико-профилактические

обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ.

•        Физкультурно-оздоровительные

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, дыхательной гимнастики и др.

•        Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

•        Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация.

•        Образовательные

воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения.

•        Обучения здоровому образу жизни

технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры,  проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные ( технология музыкального воздействия, сказка терапия,  псих гимнастики и др.)

•        Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды

под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

•        Игровые

детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

•        Экскурсионные

направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

•        Повествовательные

при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах.

•        Конструктивные

нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов

•        По доминирующему методу

•        исследовательские,

•        информационные,

•        творческие,

•        игровые,

•        приключенческие,

•        практико-ориентированные.

•        По характеру содержания

•        включают ребенка и его семью,

•        ребенка и природу,

•        ребенка и рукотворный мир,

•        ребенка, общество и его культурные ценности.

•        По характеру участия ребенка в проекте

•        заказчик,

•        эксперт,

•        исполнитель,

•         участник от зарождения идеи до получения результата.

•        По характеру контактов

•        осуществляется внутри одной возрастной группы,

•        в контакте с другой возрастной группой,

•         внутри ДОУ,

•        в контакте с семьей,

•        учреждениями культуры,

•        По количеству участников

•        индивидуальный,

•         парный,

•        групповой,

•         фронтальный.

•        По продолжительности

•        краткосрочный,

•        средней продолжительности,

•        долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

                Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

•         эвристические беседы;

•         постановка и решение вопросов проблемного характера;

•        наблюдения;

•        моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

•         опыты;

•        фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

•        «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

•        подражание голосам и звукам природы;

•        использование художественного слова;

•        дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества. Движение   воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта.

Виды профессий.

Путешествие по карте

Стороны света. Рельефы местности. Природные    ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История    жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

•        идти в ногу со временем,

•        стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

•        наставником в выборе  компьютерных программ,  

•        сформировать основы информационной культуры его личности,

•        повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

                Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным

        Исследовательский характер

        Легкость для самостоятельных занятий детей

        Развитие широкого спектра навыков и представлений

        Возрастное соответствие

        Занимательность

Классификация программ

•        Развитие воображения, мышления, памяти

•        Говорящие словари иностранных языков

•        Простейшие графические редакторы

•        Игры-путешествия

•        Обучение чтению, математике

•        Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера

•        предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

•        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

•        движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

•        обладает стимулом познавательной активности детей;

•        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

•        в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

•        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании ИКТ

•        Недостаточная методическая подготовленность педагога;

•        неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

•        бесплановость, случайность применения ИКТ;

•        перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

                Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

                Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

Направления личностно-ориентированных технологий

•        Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

•        Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

•        Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства – в отрочество».

•                        Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

•        Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.         

•                        Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

                Существует ряд функций портфолио:

•        диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

•        содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

•        рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

                Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

                Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

•        игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

•        группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

•        группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

•         группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

             Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

                Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Технология «ТРИЗ»

(теория решения изобретательских задач)

Целью использования данной технологии в детском саду является:

•         развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

•        с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

•         речи и творческого воображения.

       Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.  

Схема с применением метода выявления противоречий:

        Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

        Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

        Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

        Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

        Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Формирование УДД по предмету «Музыка» в системе инновационных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

Конспект логопедического занятия "Буква Ж". Основной целью данного занятия яляется формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формирование орфографической зоркости....

Инновационные образовательные технологии в образовательном процессе ДОУ

Инновационные  образовательные технологии, приемы, методы, внедряемые в нашем учреждении, призваны помочь педагогу модернизировать развивающую среду....

Практика использования инновационных образовательных технологий бережливого производства в образовательном процессе

Данный материал раскрываеттему педагогических технологий в рамках бережливого производства...

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

Технология "Лепбук" - инновационная образовательная технология

Материалы лэпбука можно использовать как в индивидуальной, так  и  в  групповой образовательной  деятельности. Занятия с лепбуком  позволяют в увлекательной игровой форме пово...