Консультация для воспитателей "Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте"
консультация (подготовительная группа)

Шиянова Татьяна Анатольевна

Консультация для воспитателей

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте.

Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.

Что такое театр?

«Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задачи, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми».

К.С. Станиславский.

Фраза «крылатая» бесспорно. Но это же, как надо работать воспитателю в группе с детьми, чтобы театральная деятельность – стала средством общения между детьми, раскрыла душу и сердце каждого из них и стёрла барьер воспитатель – ребенок, а еще развивала ум и телесную пластичность. Но, наверное, мы воспитатели это все и делаем, только никогда не задумываемся об этом и не оцениваем свой труд.

Сегодня не буду больше приводить высокопарных фраз и утомлять ими ваш слух, а просто расскажу на своем примере, как в моей группе идет работа над одним спектаклем.

Моя работа начинается с того, что я осознанно выбираю художественное произведение для работы.

Ищу сказку, чтобы в ней было побольше персонажей, чтобы текст предполагал доработку, додумывание со стороны детей, был полем для фантазии. А так же учитываю, чтобы в сказке не было ярко выраженных отрицательных персонажей, т.к. придётся эту роль взять на себя или вводить в действие куклу, а я поставила перед собой цель: учувствуют в спектакле только дети. Ну, вот сказка выбрана - «Зимовье зверей».

Сказку выразительно читаю детям, затем провожу беседу, поясняющую и выявляющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, предлагаю детям объяснить, почему сказка называется «Зимовье зверей», а не просто «Дом зверей» или разбираем с детьми фразу «щепу драть», что такое щепа и как ее дерут, затем это делают, объясняем слово «конопатить», зачем в доме ставили лавки, что такое подполье и другие фразы. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении, высказывают свои предположения, свое мнение.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Рассматриваем иллюстративный материал к одной сказке в разных книгах, так как художники изображают героев сказки по-разному. При рассматривании особое внимание уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.

(«Что с ним? », «Почему он такой? » и т.д.)

Затем начинайся работа по накоплению эмоционального опыта ребенка без этого сказка не получится. На этом этапе предлагаю детям поговорить о каждом герое сказке и попытаться охарактеризовать его. Дети получают задание слепить фигурки из пластилина, каждый должен рассказать о вылепленном герое; петух у меня веселый, он все время поет песни и смотрит в даль, чтобы охранять зимовье от разбойников; я слепил быка – он строгий, справедливый сильный, смелый; а я слепил волка – он тоже смелый, хитрый, ходит тихо, он хороший охотник и т.д.

Следующий этап – это пересказ сказки на столе, дети во время перессказа говорят по ролям, и передвигают фигурки, которые вылепили сами.

Разбираем пересказ сказки, особо отмечаются дети, которые с помощью интонации смогли подчеркнуть характер, повадки своего персонажа.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании фраз из спектакля, например беру фразу: «Давай друг зимовье строить?». Предлагаю детям сказать ее: громко, тихо, грустно, быстро, медленно, радостно и т.д. Берутся так же другие фразы. Это игра проводится много раз. Так у детей развивается методико – интонационная выразительность, плавность речи.

В театральной игре детей должны имитировать движения персонажей. Для этого использую театральные этюды.

Например: «Этюд кота».

«Котик умывался, лапкой вытирался

Спинку прогибал, хвостиком махал,

Громко; «Мяу!» кричал, мышей разгонял (дети показывают этюд с помощью движений, пластики тела.

Так проводится этюд для каждого героя сказки. Во время проведения этюдов совершенствуется их координация, воспитывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речи – двигательного анализатора; балансируют процессы возбуждения и торможения.

Помогают мне в работе по накоплению эмоционального опыта детские музыкальные инструменты. предлагаю для каждого героя подобрать свой музыкальный инструмент: труба – бык, ложки – идет баран, петух – колокольцы, кот – металофон, и т.д. Дети играют мелодию, каждого персонажа получают удовольствие, радуются.

С ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В этом немаловажная роль в театральной деятельности.

Продолжаем с детьми работать над текстом. В сказке текст подан сухо, в одной фразе содержится несколько действий героев, например: «Встретил бык барана и говорит: пойдем зимовье строить». Как это сыграть детям? Вот здесь и начинаем с детьми творить: Как будет идти бык, что в это время делал баран, как они встретились, что сначала сказали друг другу, что потом и т.д. Так идет обсуждение и додумывание всей сказке, дети очень активно включаются в работу, т.е. из простого текста сказки, мы вместе с детьми сочиняем сценарий. Дети предлагают в момент наступления осени сделать танец с листочками, когда будет, появляются, новый персонаж в спектакле он споет свою небольшую песенку, зимовье герои будут строить из большого конструктора, лавкой послужит кушетка из больницы, жердочкой для петуха будет стул и т.д. Все предложения детей принимаются, я делаю пометки, чтобы ничего не забыть (кто, что из персонажей говорит, кто что делает).

Следующий этап это костюмы. Предлагаю детям элементы костюма в данном случае – это будут ушки и рога из цветной бумаги, которые крепятся с помощью скотча к ободкам. Вроде бы все готово, дети с нетерпением ждут репетиций, самого действия. Начинаем распределение ролей «Лес рук, все идет как по маслу, меня переполняет радость». Дети хотят играть в сказку…

И все бы ничего, да вот свинью – никто из ребят играть не хочет… Дети говорят, что свинья – животное грязное, ленивое, они считают, что если они сыграют роль – свиньи, все будут смеятся над ними. Пришлось свинью реабилитировать. Обращаюсь за помощью к родителям, которые проносят энциклопедию о животных. Читаю детям о свинье, как она ухаживает за поросятами. Что свинья животное очень умное и быстро дрессируется. Часто выступает в цирке с веселыми аттракционами. А еще напоминаю о том, что в нашей сказке бык ласково называй ее Хавроньей. Она тоже помогает строить зимовье и защищает его от волков. Дети после этого разговора меня ют свое мнение и вот уже есть кандидаты на роль Хавроньи.

Сначала сказку проигрываем с более активными ребятами, затем более стеснительные и замкнутые дети выступают в главных ролях. Дети хотят показывать спектакль еще и еще. И наступает такой момент, когда дети могут самостоятельно организовать представление и показывать друг другу.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте.

Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.

Что такое театр?

«Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задачи, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми».

К.С. Станиславский.

Фраза «крылатая» бесспорно. Но это же, как надо работать воспитателю в группе с детьми, чтобы театральная деятельность – стала средством общения между детьми, раскрыла душу и сердце каждого из них и стёрла барьер воспитатель – ребенок, а еще развивала ум и телесную пластичность. Но, наверное, мы воспитатели это все и делаем, только никогда не задумываемся об этом и не оцениваем свой труд.

Сегодня не буду больше приводить высокопарных фраз и утомлять ими ваш слух, а просто расскажу на своем примере, как в моей группе идет работа над одним спектаклем.

Моя работа начинается с того, что я осознанно выбираю художественное произведение для работы.

Ищу сказку, чтобы в ней было побольше персонажей, чтобы текст предполагал доработку, додумывание со стороны детей, был полем для фантазии. А так же учитываю, чтобы в сказке не было ярко выраженных отрицательных персонажей, т.к. придётся эту роль взять на себя или вводить в действие куклу, а я поставила перед собой цель: учувствуют в спектакле только дети. Ну, вот сказка выбрана - «Зимовье зверей».

Сказку выразительно читаю детям, затем провожу беседу, поясняющую и выявляющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, предлагаю детям объяснить, почему сказка называется «Зимовье зверей», а не просто «Дом зверей» или разбираем с детьми фразу «щепу драть», что такое щепа и как ее дерут, затем это делают, объясняем слово «конопатить», зачем в доме ставили лавки, что такое подполье и другие фразы. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении, высказывают свои предположения, свое мнение.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Рассматриваем иллюстративный материал к одной сказке в разных книгах, так как художники изображают героев сказки по-разному. При рассматривании особое внимание уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.

(«Что с ним? », «Почему он такой? » и т.д.)

Затем начинайся работа по накоплению эмоционального опыта ребенка без этого сказка не получится. На этом этапе предлагаю детям поговорить о каждом герое сказке и попытаться охарактеризовать его. Дети получают задание слепить фигурки из пластилина, каждый должен рассказать о вылепленном герое; петух у меня веселый, он все время поет песни и смотрит в даль, чтобы охранять зимовье от разбойников; я слепил быка – он строгий, справедливый сильный, смелый; а я слепил волка – он тоже смелый, хитрый, ходит тихо, он хороший охотник и т.д.

Следующий этап – это пересказ сказки на столе, дети во время перессказа говорят по ролям, и передвигают фигурки, которые вылепили сами.

Разбираем пересказ сказки, особо отмечаются дети, которые с помощью интонации смогли подчеркнуть характер, повадки своего персонажа.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании фраз из спектакля, например беру фразу: «Давай друг зимовье строить?». Предлагаю детям сказать ее: громко, тихо, грустно, быстро, медленно, радостно и т.д. Берутся так же другие фразы. Это игра проводится много раз. Так у детей развивается методико – интонационная выразительность, плавность речи.

В театральной игре детей должны имитировать движения персонажей. Для этого использую театральные этюды.

Например: «Этюд кота».

«Котик умывался, лапкой вытирался

Спинку прогибал, хвостиком махал,

Громко; «Мяу!» кричал, мышей разгонял (дети показывают этюд с помощью движений, пластики тела.

Так проводится этюд для каждого героя сказки. Во время проведения этюдов совершенствуется их координация, воспитывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речи – двигательного анализатора; балансируют процессы возбуждения и торможения.

Помогают мне в работе по накоплению эмоционального опыта детские музыкальные инструменты. предлагаю для каждого героя подобрать свой музыкальный инструмент: труба – бык, ложки – идет баран, петух – колокольцы, кот – металофон, и т.д. Дети играют мелодию, каждого персонажа получают удовольствие, радуются.

С ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В этом немаловажная роль в театральной деятельности.

Продолжаем с детьми работать над текстом. В сказке текст подан сухо, в одной фразе содержится несколько действий героев, например: «Встретил бык барана и говорит: пойдем зимовье строить». Как это сыграть детям? Вот здесь и начинаем с детьми творить: Как будет идти бык, что в это время делал баран, как они встретились, что сначала сказали друг другу, что потом и т.д. Так идет обсуждение и додумывание всей сказке, дети очень активно включаются в работу, т.е. из простого текста сказки, мы вместе с детьми сочиняем сценарий. Дети предлагают в момент наступления осени сделать танец с листочками, когда будет, появляются, новый персонаж в спектакле он споет свою небольшую песенку, зимовье герои будут строить из большого конструктора, лавкой послужит кушетка из больницы, жердочкой для петуха будет стул и т.д. Все предложения детей принимаются, я делаю пометки, чтобы ничего не забыть (кто, что из персонажей говорит, кто что делает).

Следующий этап это костюмы. Предлагаю детям элементы костюма в данном случае – это будут ушки и рога из цветной бумаги, которые крепятся с помощью скотча к ободкам. Вроде бы все готово, дети с нетерпением ждут репетиций, самого действия. Начинаем распределение ролей «Лес рук, все идет как по маслу, меня переполняет радость». Дети хотят играть в сказку…

И все бы ничего, да вот свинью – никто из ребят играть не хочет… Дети говорят, что свинья – животное грязное, ленивое, они считают, что если они сыграют роль – свиньи, все будут смеятся над ними. Пришлось свинью реабилитировать. Обращаюсь за помощью к родителям, которые проносят энциклопедию о животных. Читаю детям о свинье, как она ухаживает за поросятами. Что свинья животное очень умное и быстро дрессируется. Часто выступает в цирке с веселыми аттракционами. А еще напоминаю о том, что в нашей сказке бык ласково называй ее Хавроньей. Она тоже помогает строить зимовье и защищает его от волков. Дети после этого разговора меня ют свое мнение и вот уже есть кандидаты на роль Хавроньи.

Сначала сказку проигрываем с более активными ребятами, затем более стеснительные и замкнутые дети выступают в главных ролях. Дети хотят показывать спектакль еще и еще. И наступает такой момент, когда дети могут самостоятельно организовать представление и показывать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста

О важности развитие у ребенка музыкально- ритмической направленности....

Подвижные игры – средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

Сборник интересных подвижных игр, которые можно использовать в различных видах двигательной активности детей дошкольников...

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

АППЛИКАЦИЯ, как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

Что такое аппликация, чем она важна и какие виды аппликаций бывают....

ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал этой статьи предназначен для воспитателей и родителей....

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...