ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
методическая разработка (старшая группа)

Акулинина Елена Юрьевна

Тема: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

 

Цель:

Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в  вопросах внедрения дидактических игр для детей раннего возраста   в современные технологии. 

Задачи для детей

- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.: 

расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы  определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

-обогатить словарный запас детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maya_samoreaizatsiya.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КОРКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: «Дидактическая игра как средство  развития речи детей   младшего возраста»

п.Первомайск 2021

Тема: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

Акулинина Елена Юрьевна

(Ф.И.О. педагога)

Психолог-педагог

 (специальность)

Высшее  «Челябинский государственный педагогический университет» 10.06.2015г. Регистрационный номер 47868

(образование)

1 год

(стаж педагогической работы)

нет

(квалификационная категория)

04.02.2015 Регистрационный номер 7561

(курсы повышения квалификации)

09.2015

(дата начала работы над темой)

05.2016

(предполагаемая дата окончания работы.

Тема: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

Цель:

Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в  вопросах внедрения дидактических игр для детей раннего возраста   в современные технологии. 

Задачи для детей

- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.: 

расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы  определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

-обогатить словарный запас детей

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр)- создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»;

- подбор методических пособий и дидактических игр по темам

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Как активизировать словарь дошкольника»;

  • Подготовить (принять участие) в семинаре

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: - презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, «23 февраля для малышей», «Домашние животные».

знакомство с «Моей первой энциклопедией».

Актуальность выбранной темы.

   «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».  Н. К. Крупская

    В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

   Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

   Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

   Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

  Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Формы работы по самообразованию                                                                           на 2015-2016 учебный год

Содержание

Период

               Практические выходы

1. Изучение методической литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

сентябрь 2015г.

май 2016г.

2.Работа с педагогами

09.2015 20.05.2016

- показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);

- выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи дошкольников»;

- размещение перспективного плана по развитию речи в средней группе  на сайте ДОУ;

- участие в МО;

- размещение конспектов занятий по развитию речи в  группе  на сайте ДОУ;

- разработка дидактических игр;

-организация выставок;

- отчёт по теме самообразования;

- выступление на итоговом педсовете.

-повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные

технологии. Выступление на педсовете «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

-Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе НОД с детьми раннего возраста»

- Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

- Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

3. Работа с детьми

09.09.2015 20.05.2016

- конспекты занятий по развитию речи;

- использование созданной «Моей первой энциклопедии» в работе с детьми (НОД, беседы);

- результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Познание»;

- картотека дидактических игр

- Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Применение полученных знаний и умений, приобретённых качеств в работе с детьми.

- Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья» план-конспект во второй младшей группе.

4. Работа с родителями

01.10.2015 – 20.05.2016

ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

4. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи «Учимся играя».

         

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1.Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику (размещено на сайте группы  

2. Создание «Моей первой энциклопедии» (у всех разные лексические темы).

3. Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы «Новый  Год к нам идет».

 

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».

3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

4.  Организация выставки для ознакомления родителей, с дидактическими играми используемые в детском саду. «Дидактические игры для детей». 

МАРТ

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.

3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

4. Памятки для родителей.

 

Практические выходы:

1. Открытый просмотр НОД. Тема:

4. Оформление уголка  дидактических игр.

5. Выставка работ. Тема: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»;

6. сборника консультаций для родителей. Тема: «Что делать , чтобы развить речь ребенка»

7. Проект. Тема: совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»; Фотогазета для родителей.

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

                        Перспективный план самообразования педагога:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2015-2016

Подбор литературы

Уголок самообразования

2015-2016

Реализация темы

Создание мини-центров по тематике, дидактических игр

2015-2016

Подведение итогов

Доклад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»            В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...