Экологический праздник "Посвящение в эколята"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жучихина Анна

В рамках Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята –Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»  в 2022 году была объявлена Всероссийская акция «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы», мероприятия которой в настоящее время проходят во всех субъектах Российской Федерации.

Представленная методическая разработка  демонстрирует участие МАУ ДО «Школа искусств» во Всероссийском образовательном проекте на примере открытого занятия, как можно провести детьми программ по ознакомлению с экологической программой с окружающим миром, общего эстетического развития,  в игровой форме.  На занятии дети погружаются в атмосферу природы, приключения и одновременно проявляют свои  познания в области экологии и окружающего мира.

Методическая разработка может быть использована педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, воспитателями и учителями начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования Администрации городского округа Королев

Московской области

МАУ ДО «Школа искусств» г.о. Королев МО

  1. Рекомендовано
  2. Методическим Советом
  3. МАУ ДО "Школа искусств"

  1. Утверждаю ______    Л.В. Мотозова

Директор МАУ ДО "Школа искусств"

  1. Методическая разработка

Мероприятие  

  1. «Экологический праздник «Посвящение в эколята»

Автор: Жучихина Анна Сергеевна

Педагог-организатор

МАУ ДО «Школа искусств»

г.о Королев МО

2022 г.

Содержание

  1. Аннотация………..............………………………………………… .……3
  2. Пояснительная записка…………………………………………………..4
  3. Конспект занятия ………………………………………………………...6
  4. Методические рекомендации……………………………………………13
  5. Выводы……………………………………………………………………14
  6. Список рекомендуемой литературы…………………………………….15

  1. Аннотация

В рамках Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята –Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»  в 2022 году была объявлена Всероссийская акция «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы», мероприятия которой в настоящее время проходят во всех субъектах Российской Федерации.

Представленная методическая разработка  демонстрирует участие МАУ ДО «Школа искусств» во Всероссийском образовательном проекте на примере открытого занятия, как можно провести детьми программ по ознакомлению с экологической программой с окружающим миром, общего эстетического развития,  в игровой форме.  На занятии дети погружаются в атмосферу природы, приключения и одновременно проявляют свои  познания в области экологии и окружающего мира.

Методическая разработка может быть использована педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, воспитателями и учителями начальной школы.

Автор: Жучихина Анна Сергеевна, педагог-организатор МАУ ДО «Школа искусств» г. Королева Московской области

                                                                               

  1. Пояснительная записка

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым направлением развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Развитие  способностей ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Необходимо формировать  у детей основы экологической культуры и культуры природолюбия.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников м в системе дополнительного образования, в частности - в Школе искусств, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Всегда хочется предложить что-то особенное, чтобы образовательный процесс стал увлекательным и все обучающиеся и педагог получили удовлетворение от самого процесса  всестороннего  развития и детей.  Для успешного выполнения задания, учащихся необходимо заинтересовать возможностью сочетания различных форм обучения в рамках одного занятия.

Открыток занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, физминутка, загадки, логические и подвижные игры). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.

Выбранная тема методической разработки актуальна и с точки зрения развития мотивации к познанию окружающего мира и проблем экологии, удовлетворения индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном развитии.

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема настоящего времени: Необходимо расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны  природы.                                                              

Оборудование:

компьютер, мультимедийная система с презентацией, атрибуты к играм (картинки с изображением следов и животных), эмблемы и галстуки «Эколята – молодые защитники природы», свидетельства.

Результаты применения методической разработки – разнообразить форму подачи материала для обучения. Вызвать у детей  интерес к обучению путем организации нестандартных занятий.

Новизна предлагаемой разработки заключается в своеобразной форме демонстрации полученных знаний, умений, навыков и выработанных компетентностей обучающимися в процессе проведения открытого занятия.

Представленная методическая разработка включает в себя пояснительную записку, конспект занятия, приложения с наглядным материалом и диагностическим материалом.      

Открытое занятие было проведен в МАУ ДО «Школа искусств» 2022 учебного года для обучающихся 1-го года обучения (5-6лет). Продолжительность: 1 занятие (30 минут)

Предварительная работа: ранее с учащимися было проведена беседа   на тему бережного отношения к природе, знакомство с профессией эколог, по ознакомлению с окружающим миром.

                                III. Конспект  занятия

Вид занятия: Открытое занятие по экологии в группах развивающего обучения

Тема:  Эколята-дошколята друзья и защитники природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

2. Формировать у детей систему ценностных отношений к природе.

 3.  Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Воспитательные:

1. Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание.

2. Развивать творческие способности воспитанников.

3. Доставлять детям радость от участия в общем празднике развивать интерес  занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.

Развивающие:

1.Развивать смекалку, зрительную и математическую память, сообразительность, образное мышление;

2. Развивать логическое мышление учащихся;

3. Продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление к получению знаний;

2. Воспитывать потребность к коллективной деятельности;

3.Воспитывать мотивацию к самосовершенствованию;

4. Развивать творческие способности учащихся;

5. Воспитывать любознательность.

Применение технологий и методик обучения:

Применение методики проектов (использование проекта для  проведения сценарной линии урока).

Применение методики по развитию речи (отгадывание загадок, ответы детей во время выполнения заданий).

Применение технологии личностно-ориентированного обучения (в выполнении индивидуальных задач).

Применение технологии разноуровневого обучения.  Задания даются в соответствии с индивидуальными способностями ребенка)

Применении технологии опережающего обучения (в процессе занятия, вводятся ранее не изученные темы).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, ролевых игр, наблюдения, метод проектов, групповые методы, метод индивидуально-личностного подхода, дифференцированного подхода. 

Оборудование и материалы:

Для педагога: Презентация, загадки на заданную на заданную тему,  дидактический материал для выполнения заданий, эмблемы, дипломы,  технологические карты с этапами выполнения изделия, атрибуты для физкультминутки.

Для учащихся:    раздаточные карточки и схемы для выполнения заданий.

Предварительная  работа: подбор материала к занятию, изучение сочетания разных  методик для проведения занятия, выполнение раздаточного материала. 

План занятия: Общая продолжительность занятия 30 мин.

1. Организационный момент  4мин.

2.Основная часть занятия.

1 этап – Правила поведения в лесу — 4 мин.

2 этап – Отгадывание загадок 3мин.

3 этап – Разминка 3 мин.

4 этап – Найди след животного 4  мин.

5 этап – Подвижная игра 3 мин.

6 этап – Дом и лес - 4мин.

3.Завершение занятия.

Клятва эколят, вручение эмблем и галстуков - 4мин.

Содержание открытого занятия

Ход занятия

Организационный момент

Ведущая 1: Здравствуйте  ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о природе.  Земля это наш общий дом для всех тех, кто на ней живет. Она всем нужна: растениям, насекомым, животным и, конечно же, людям. Огромен и прекрасен наш родной дом - наша Россия. Чтобы она всегда была такой красивой, мы должны любить, беречь и заботится о ней.   Ребята, я надеюсь, вы будете любить и охранять родную природу. И когда вы вырастите, то кто-нибудь из вас захочет выбрать себе такую профессию — эколог. А пока мы с вами может вступить в ряды юных помощников природы и стать эколятами?   А помогут нам с вами познакомиться, подружиться и полюбить природу  Эколята. Давайте с ними познакомимся.

Ведущая 2: Самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке. Шалун подобрал синие башмачки, перчатки шарфик.

Умница. Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

Тихоня. Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

У малышей желудей есть подруга  Ёлочка– веселая и общительная подруга

Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Ведущая 1 Все вместе геройчики  берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях и очень хотят ,чтобы  вы тоже стали эколятами и помогали им. Но для этого они подготовили для вас  несколько испытаний.  

Основная часть

Ведущая 2:  

 Первое задание. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок, и сорву ромашку? Дети: Нет.

Если съем я пирожок, и выброшу бумажку? Дети: Нет.

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Дети: Да.

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? Дети: Да.

Если разведу костер, а тушить не буду? Дети: Нет.

Если сильно насорю и убрать забуду? Дети: Нет.

Если мусор уберу, банку закапаю? Дети: Да.

Я люблю свою природу. Я ей помогаю! Дети: Да!

 Ведущий 1: Запомните правила поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки- не стрелять.

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловит,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Задание 2

Ведущая 2: Молодцы, ребята! Отлично справились с испытанием! Ребята, а давайте  отгадаем загадки про  лесных жителей

 Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

        

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая... (лисица)

 

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

 

 У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это... (еж)

  Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает... (крот)

 

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку... (зайчик)

 

Отлично! А теперь давайте вспомним, как выглядят животные и какие они делают движения. Для этого выполним небольшую разминку.

Задание 3

Ведущая 1: А следующее испытание такое. Нужно найти след животного. Игра так и называется «Чей след?» Перед вами картинки с изображением животных  и их следов. Вам нужно правильно подобрать след изображенного животного.

Задание 4

Ведущая 1: Молодцы, очень хорошо справились с испытанием. Следующее задание, которое для вас приготовили наши геройчики называется: «Кто где живет? ». Я вам буду называть животное, а вы найдете картинку этого животного, скажете, где он живет и найдете его домик.

Задание 5

Ведущая 2:  Молодцы! Очень много всего знаете, ребята! А теперь немного отдохнем и поиграем в веселую игру «У оленя дом большой»

Задание 6

Ведущая 2:  Ребята, вы достойно прошли почти все испытания. Осталось последнее Нужно разобрать наши предметы на ДОМ и ЛЕС. Какие предметы относятся к лесу, а какие к человеку.

Ведущая 1: Вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями.   Вы настоящие друзья и знатоки природы. Вы достойны вступит в ряды юных помошников природы . И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.  Вы достойны стать эколятами!  

И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы

Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

Я  люблю  дышать  чистым  воздухом,  поэтому  я  обещаю  беречь  зеленые  насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

Вступая  в  ряды  Эколят  –  Молодых  защитников  природы,  я  клянусь,  что  сделаю  все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях. Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Звучит гимн эколят, детям надеваются галстуки, вручаются эмблемы и дипломы.

Подведение итогов

Ведущий. Поздравляем вас. Все вы справились со всеми заданиями. Сегодня вы вступили в ряды защитников природы. Теперь вы носите почетное звание Эколята. Вы будете охранять и оберегать нашу природу.

     IV. Методические   рекомендации

В ходе занятия применялись следующие методы обучения:  словесный, наглядный, практический, ролевых игр, наблюдения, использования ИКТ, групповые методы, метод индивидуально-личностного и дифференцированного подхода.

Словесный - во время комментирования презентации и введения в тему занятия.

Наглядный - во время знакомства с вариантами творческих работ.

Практический – во время выполнения творческой работы.

Ролевых игр – обучающиеся принимают на себя роль педагога-мастера и передают полученные ранее знания родителям.

Наблюдения – за людьми их мимикой, поиск характера, наблюдения педагога за творческим процессом, подведения итогов, оценивания творческого изделия.

Использования ИКТ – сбор информации, создание презентации, демонстрация презентации, форма подачи информации.

Групповые методы – работа в малых группах, создание совместной творческой работы учащимися и родителями.

Индивидуально-личностного подхода – индивидуальная работа с учащимися, помощь в решении возникших трудностей в работе и в оценивании результатов.

Дифференцированного подхода – подборка заданий по степени трудности, согласно возрастным и психологическим особенностям учащихся.

V. Выводы

      Из представленного методического  материала можно сделать вывод:

Педагогу дополнительного образования, как человеку творческой профессии, необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные нетрадиционные формы групповой  работы с детьми, в том числе и открытые занятия, проведенные в нетрадиционной форме как эффективную форму  образования и воспитания.

По результатам проведённого открытого занятия:

1. Все поставленные задачи были успешно решены.

2. Цель занятия достигнута в полной мере.

3. Опытным путём получен коэффициент относительной эффективности открытого занятия к занятию по этой же теме, проведённому в традиционной форме - 1.

4. Открытое занятие - это эффективная  форма занятия, которая позволяет педагогу:

  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка и коллектива в целом;
  • показать каждому ребенку результаты его работы и коллектива;
  • создать условия для сплочения коллектива;
  • сформировать у детей развитие способностей;
  • расширить границы образовательного процесса;
  • обменяться опытом;
  • найти единомышленников;

VI. Список используемой литературы

1. Проект «Эколята РФ»

3. Хорько Т.Г. «Игровая технология»

4. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе»

5.Лысенкова С.Н  «Методические рекомендации»

6. Алексеева А.А. «Методика развития речи у дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка «Юные эколята».

Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.Зада...

Экологический проект "Дошколята-эколята".

Проект реализован летом во второй младшей группе группе....

Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников.

   Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников....

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Мы – Эколята - дошколята»

Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности...

Отчёт. Всероссийский экологический урок – 2021 «Эколята – молодые защитники природы»

В рамках ежегодного Всероссийского урока«Эколята — молодые защитники природы» в  нашей группе №8 «Непоседы»,   были проведены  экологические  уро...