Методическая разработка Тема: Постановка ситуативной миниатюры с использованием искусства клоунады.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сидельникова Ольга Сергеевна

 В этой работе изложены возможные решение проблемы обогащения опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов. Данная методическая работа предназначена для воспитателей и родителей. Она может использоваться для коррекции и решения поведенческих проблем. В основу моего практического опыта положены наблюдение за воспитанниками и поиск способов решения поведенческих проблем, активирование способности к самовоспитанию у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_situativnaya_miniatyura.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 271

Методическая разработка   Тема: Постановка ситуативной миниатюры с использованием искусства клоунады.

 Сидельникова Ольга Сергеевна


Пояснительная записка

В современных условиях жизни, когда родителям не известно и не интересно то, как решать проблемы маленьких граждан.

 Сейчас родители это - дети 90-х., которые сами не знают, что такое хорошо, а, что такое плохо и зачастую кричат на своих детей от беспомощности, не зная как объяснить, что нужно уметь договариваться и контролировать свои эмоции, а также искать компромиссы и идти на уступки. Как нельзя лучше подходят ситуативные беседы и миниатюры при постановке которых используется искусство клоунады. В домашних условиях мама может просто прочитать стихотворение, преувеличив все эмоции. Предложить ребенку вспомнить какой то, случай когда ему было неприятно, и сравнить его чувства с чувствами героев. Предложить найти выход вместе. А в условиях детского сада это может быть театрализованная постановка, но постановка не та где ребенок работает на благо постановки, для удачного спектакля, а именно участие в этой миниатюре несет пользу ребенку. Обогащая его опыт способами эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Целью данной методической разработки является:

 Оказать помощь педагогам в работе над гармонизацией развития личности, о чем нам говорит ФГОС.

Оказать методическую помощи педагогам и родителям в обогащении детей опытом, способами эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Оказать методическую помощь в организации ситуативных миниатюр.

Все эти цели достигаются через развитие способности самовыражения и самопознания. Опираясь на принципы витагенности (жизненного опыта), доступности, наглядности, адекватности.

Пережив  однажды удачный опыт творчества, ребенок не останется прежним. Память, основанная на эмоциях, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в повседневной жизни.

Использование ситуативных миниатюр с использованием гротеска, преувеличение всех эмоций,  дает возможность проработать мысли и чувства, которые дети  привыкли подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.  Позволяет развить чувство внутреннего контроля. Поэтому, если ребенок отказывается говорить слова по сценарию, ему следует предложить показать героя без слов, пантомимой. Не нужно отстранять ребенка. Не хочешь заниматься сядь, сиди, смотри. Если вы так сделаете то будьте уверены, что ребенок больше ни когда не согласится, ни где, участвовать. А если вы дадите ему возможность участвовать, как бы на его условиях, предоставляя ему выбор. Ты будешь слова говорить или показывать пантомимой поведение героя? Это создаст ощущение, что доверяете ребенку, не смотря ни на, что.

Априори ситуативные постановки, позволяют детям со стороны взглянуть на свое поведение, не осознано на уровне подсознания каждый участник и зритель начинает сравнивать, если он был в подобной ситуации свое поведение. И попав в такую же ситуацию будет действовать, зная как себя вести.

Овладение педагогом-практиком, опытом организации ситуативных миниатюр предлагаемой мной методикой, может стать основой для проведения подобных мероприятий.

Данный подход к постановкам ситуативных миниатюр позволяет научить детей искать способы решения проблем и продумывать свои поступки. В процессе творческой деятельности ребенок само реализуется, возрастает  его личностная самооценка. Дети начинают понимать себя, могут контролировать свое поведение.

Ситуативные миниатюры педагогами очень редко используются, а если и используются, то только на уровне бесед. Я же предлагаю театрализованную постановку с использованием элементов искусства клоунады, гротеска, пантомимы, грима.

Родителям в домашних условиях предлагается проводить беседы с использованием гротеска (преувеличение всех эмоций). Мама может так же предложить ребенку поиграть сценку с ней. Она будет играть одного героя, а ребенок другого. Так же, пример мамы будет как нельзя лучше стимулировать ребенка на игру в полную силу.


Ситуативная миниатюра  «Коля и Вова на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

Воспитатель читает стихотворение, (используя гротеск преувеличение всех эмоций испытываемых героями стихотворения)

 Друзей зовут Вова и Коля. Как помочь им не поссориться?

Давайте попробуем сыграть эту сценку как в театре актеры?

На роли Вовы и Коли выбираются два ребенка. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию с преувеличением всех эмоций, так же можно предложить нанести грим, опираясь на то какие эмоции испытывают герои. Проговорить точки движения:Если герой смелый и напористый он будет двигаться, раскрыв плечи и выставив подбородок вперед. Если немного не решительный, то плечи будут опущены, и всем своим видом он будет выдавать не решительность. Воспитателю следует показать героев самой без слов (пантомимой) и предложить детям угадать, кого она показала Вову или Колю.

Инсценировка стихотворения.

В городе тихом, два друга живут,

Коля  и Вова друзей тех зовут.

Как-то они на прогулку пошли и во дворе на качели пришли.

Вова навстречу качелям шагнул,

Коля качели к себе потянул,

Коля: «Я первый!», а Вова: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Коля обиделся: «Значит, ты, Вова,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Коля сказал, что Вова не хороший друг? (Вова не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Коля и Вова смогли договориться и избежать ссоры.

В городе тихом, два друга живут,

Коля  и Вова друзей тех зовут.

Как-то они на прогулку пошли  и во дворе на качели пришли.

Вова навстречу качелям шагнул,

Коля качели к себе потянул,

Коля сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Вова, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Ситуативная миниатюра « новая машина».

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, как часто бывает, что вы ссоритесь из-за игрушек? (Ответы детей). Представьте двух друзей, один из которых принес в садик игрушку новую «машину». Друзей зовут Семен, ласково Сеня и Тимофей, ласково Тима. Как помочь им не поссориться?

На роли Сени и Тимы выбираются два ребенка. Машину можно взять любую. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию (с преувеличением всех эмоций)

Сени мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Сеня довольный в садик пришёл.

Тима машину увидел, и вот

Молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Сеня ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, дружку

«Я с тобой, Тима, дружить не хочу».

Предложить детям придумать хороший конец, чтобы не обиделся ни кто.

Выход из проблемной ситуации.

Тима сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Сеня ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

Ситуативная беседа «Случай в приемной».

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, как часто бывает, что вы что-то не можете сделать? (Ответы детей). Представьте девочку, которая не может надеть колготки, а её одногруппник не хочет ей помогать. Девочку зовут Милана, а мальчика Тимофей. Как помочь им не поссориться?

На роли детей выбираются два ребенка. Одежду нужно взять свою. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию (с преувеличением всех эмоций)

День был январский, морозный и яркий.

Дети на улицу все собирались.

Только Милане колготки не поддавались.

Тиму просила Милана помочь.

«Я не желаю тебе помогать, можешь сама ты штаны надевать»

Тима забыл, что Милана слабей,

Руки не слушаются некоторых детей.

Детям предлагается подумать, как можно помочь Милане, что может сделать Тима, чтобы помочь Милане.

- как  вы думаете, что делать, если Тима не может помочь Милане?

- Если Тиме не риятно надевать Милане колготки он может просто бросить Милану и не помочь ей ни как? Или нужно поступить как то по-другому?

Выход из проблемной ситуации.

-Не огорчайся, Милана не плачь!

-Вместе осилим мы трудность сейчас.

Или:

- Не огорчайся, Милана не плачь!

- Мы позовем с тобой Колю сейчас

- Друг мой поможет тебе не спеша,

- И на прогулку поведем мы тебя.

Ситуативная игра-история «новенький мальчик»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, давайте вспомним, как вы в детский сад пришли и как себя чувствовали? (Ответы детей). Представьте девочку, которая только пришла в детский сад и ни когда в него не ходила, она не знает, что это такое, как себя вести и, что её ждёт в саду, она тоже не знает. Девочку зовут Саша. Как помочь ей познакомиться с группой? Как себя вести нужно вам детям, что говорить, подходить к ней или оставить её одну?

На роль Саши выбрать ребенка, который может, открыто говорить о своих чувствах. Так же нужно выбрать маму и пару детей, которые будут изображать детей из группы. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию (с преувеличением всех эмоций).

Сашеньку мама в сад привела,

Маме спешить на работу пора.

Сашенька в группу входить не хотела,

Села на лавку в приемной, грустила,

С другом вдвоём было б нам хорошо.

Слышат ребята в приемной рыданья,

…..

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Садик успеет уже и закрыться!»

- Как вы думаете, ребята правильно дети поступают?

- Давайте попробуем по-другому закончить стихотворение, придумать хороший конец.

Выход из проблемной ситуации.

«Бедная девочка, мы поможем тебе

И одну не оставим в беде.

Будешь играть ты вместе с нами,

Будем теперь мы с тобою друзьями».

Ситуативная игра-история «Ириски».

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, вспомните бывало ли такое/, что вы приносили в детский сад конфеты? (Ответы детей). Представьте девочку, которая принесла в детский сад конфеты, которые называются ирис. Девочку зовут Даша. И мальчика который очень хочет ирис но не знает как попросить его у Даши.

На роль Даши и Егора выбрать из группы Мальчика и девочку.  Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию (с преувеличением всех эмоций).

Дашеньки  как-то купили ирис

С очень веселым названьем «Кис-кис».

Лучше ириса нет в мире конфет!

(Это, признаться, уже не секрет.)

Сказал ей Егор: «Я конфеты люблю!

Не угостишь — я тебя уколю!»

Даша ответила: «Если ты злой,

Значит, ириски не дам ни одной!»

- Как вы думаете, ребята правильно поступили дети? Кто прав в этой ситуации?

-Даша правильно поступила? А Егор?

- А как нужно было поступить?

- Как вы думаете, Даша может дать Егору конфетку, если он так себя повёл?

Выход из проблемной ситуации.

Даша ни капельки не удивилась:

«Что же ты, друг мой, так рассердился?

Ириски принесла, чтоб тебя угостить,

Просто Егор, ты, забыл попросить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:«Художественно-эстетическое развитие дошкольников с использованием танцевальных миниатюр»

Любой, пусть даже самый маленький, ребёнок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить св...

Методическая разработка занятия по ситуативной технологии по развитию речи в подготовительной группе " Путешествие в лесную школу"

Технология "Ситуация" относится к технологиям поддержки детской инициативы.Педагоги используют  ее как  инструмент системно-деятельностного подхода . Технология включает шест...

Методическая разработка театральной постановке "Фея здоровье"

Методическая разработка предназначена  для помощи в создание спектакля в котором учавствуют только взрослые. В разработке указаны цели постановки спектакля, задачи планируемые результаты, овновны...

Методическая разработка театрализованной постановки для детей подготовительной группы ко Дню Матери «Мама для Гнома»

Методическая разработка  театрализованной постановки для детей подготовительной группы ко Дню Матери «Мама для Гнома» Цель: Воспитать чувство любви и уважения к своим мамам....

Методическая разработка театрализованная постановка "Космическое путешествие"

Методическая  разработка Сценка - "Космическое путешествие"...

Методическая разработка «Особенности постановки твердого звука «М»

В методической разработке представлены особенности проведения артикуляционной гимнастики для постановки заука "М", практический речевой материал для автоматизации звука "М"....