Деловая игра с педагогами
план-конспект занятия

сиссистематизация знаний педагогов по вопросам этики и культуры питания в детском саду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_s_pedagogami_2022.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Этикет и культура питания в детском саду»

«Рассуждалки – обьяснялки»

Цель: систематизировать знание педагогов по вопросам этики и культуры питания в детском саду.

Задачи:

- формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания и сервировки столов.

- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

Принципы деловой игры:

- практическая полезность;

- максимальная занятость;

- перспективы творческой деятельности каждого педагога.

Критерии оценки деятельности в деловой игре:

- уровень активности участников;

- педагогическое мастерство;

- умение находить оптимальные и наиболее простые и действенные решения;

- творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры:

Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться опытом работы по этике и культуре питания в детском саду. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья, нормального роста и развития ребенка.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие этикет.

Формы этикета:

-речевой (словесное выражение уважения к людям);

- неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)

Разновидности этикета:

Деловой, служебный, семейный, гостевой, подарочный, танцевальный, телефонный, этикет в общественных местах, этикет внешнего вида, столовый.

Что обозначает термин ЭТИКЕТ?

Этикет – (от фр.etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, составная часть культуры общества, своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь обществаю ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ – это правила, которые связаны с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Что обзначает термин СЕРВИРОВКА?

Сервировка (от фр. Service) – термин в кулинарии, который обозначает ряд связанных процессов при приеме пищи: - процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов сервировка стола; украшение блюд для придания им внешне интересного вида сервировка блюда; также сервировка процесс подачи блюд гостям, в данном случае детям.

Так как в детском саду основной вид деятельности игры, мы начинаем нашу игру.

Приглашаем поиграть.

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Игра называется «Рассуждалки – обьяснялки»

Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды. Команды должны придумать названия своей команды соотносительно данной сегодняшней теме придумать слоган о пропаганде здорового образа жизни. Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления. Максимальная оценка всех конкурсов 3 балла.

Разминка:

1 тур – «Рассуждаем, уточняем»

1 задание «Рассуждалки и обьяснялки».

1 к – С чего следует начинать воспитание культуры поведения за столом?

2 к – Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводится воспитателю?

1 к – Какие, по вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми в данном направлении?

2 к – Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки и хорошего тона за столом?

2 задание.

1) С какого возраста вводится дежурство по столовой?

(Ответ: Дети начинают со ВТОРОЙ младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушаем. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы. В СРЕДНЕЙ группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки. Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Вся эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дети убирают после еды хлебницы и стаканы с салфетками. В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)

2) В какой возрастной группе можно учить детей пользоваться ножом и вилкой?

(Ответ: с 1,5 – 2 –едят ложкой самостоятельно; с 3х лет пользуются вилкой; со средней группы детям дают полный набор (ложка, вилка, нож)

3) Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом?

(Ответ: Словесные методы – обьяснения сочетаются с наглядными, приемы наглядного метода)

2 тур – «Для чего, чем, куда?» (продолжаем уточнять)

1) Чем берут хлеб из хлебницы? (рукой, д.б. хлебная тарелочка)

2) Чем едят макароны (спагетти)? (вилкой) – макароны (спагетти): вилку в левую руку, ложку в правую. Макароны можно делить на маленькие кусочки только ножом и вилкой. Поделенные макароны можно есть ложкой.

1) Куда нужно положить ломтик от лимона, отжав его в чае? (выкладывается на блюдце, по этикету – не сьедается)

2) Куда класть использованную бумажную салфетку? (аккуратно складывают и кладут под край тарелки)

Видео – вопрос:

Для чего нужны столовые приборы под №:

  1. 9,10,11 (для десерта)
  2. 6, 7 (6-для закуски, 7 –для второго блюда)

  1. Что означает подставная тарелка? (на нее ставят первое блюдо, потом второе, стоит до конца обеда, убирают перед чаем)
  2. Куда и как ставят рыбные консеры? (в открытых баночках или выкладывают на тарелки)
  1. С помощью чего едят омлет, яичницу, рубленные котлеты, сырники, овощи? (одной вилкой без ножа)
  2. Как правильно: передавать тарелку к общему блюду или блюдо к гостю? (блюдо к гостю)

3 тур – «Угадай пословицу по картинке» (рассуждаем и обьясняем с использованием картинки)

1)Дорога ложка к обеду

2)Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3)Что есть в печи, все на стол мечи.

4)Вашими бы устами мед пить.

5)Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

6)Хлеб всему голова.

4 тур – «За столом» (обьясняем почему именно так нужно вести себя во время приема пищи)

Инсценировка «За Столом»

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.

Ход инсценировки:

1-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривть и т.д.

2-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника воспитателя», методически правильно работающих с детьми. Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.

5 тур – «Ваши рассуждения о столовых приборах»

Сочинить сказку на тему: «Почему столовые приборы так располагаются на столе?

6 тур

-физкультминутка собственного сочинения на закрепление одного из правил сервировки и поведения за столом

- игра «Изобрази пословицу»:

1 к- На чужой каравай рот не разевай

2 к – Хлеб да вода – богатырская еды

1 к – Посади свинью за стол – она и ноги положит на стол.

2 к – Поработаешь до поту, так и поешь в охоту

7 тур «Тест на знание правил столового этикета»

1 Где находятся салфетки перед началом застолья?
а) На тарелках.
б) Справа от тарелок.
в) развешены на спинках стульев.
г) Лежат на сиденьях стульев.

2 Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и...
а) Вешаете ее на спинку стула.
б) Кладете на колени.
в) Заправляете за воротник.
г) Кладете рядом с тарелкой.

3 Нужны ли цветы на праздничном столе?
а) Цветы обязательны. И чем больше и пышнее букеты, тем лучше.
б) Цветы желательны, но в небольших, компактных букетах.
в) Цветы на столе только мешают.

4 Где по правилам сервировки должны лежать ложки?
а) За тарелкой параллельно краю стола.
б) Столовая ложка - справа от ножей, десертная и чайная - за тарелкой параллельно краю стола.
в) Столовая и десертная ложки - за тарелкой параллельно краю стола, чайная ложка - справа от ножей.

5 Во время обеда вы:
а) Будете следить за тем, чтобы руки ни в коем случае не лежали на столе.
б) Положите локти на стол.
в) Будете стараться, чтобы только кисти рук лежали на столе.

6 Где и как располагаются бокалы для минеральной воды и рюмки для спиртного?
а) За тарелкой параллельно линии стола, слева направо от большого к маленькому.
б) За тарелкой параллельно линии стола, справа налево от большого к маленькому.
в) Бокалы и рюмки могут стоять произвольно - лишь бы большие не загораживали маленькие.

7 Какие из напитков подаются к столу охлажденными?
а) Водка.
б) Коньяк.
в) Шампанское.
г) Сухое белое вино.
д) Сухое красное вино.

8 Можно ли доливать в рюмку с недопитым содержимым?
а) Нельзя - доливают только в опорожненную рюмку.
б) Можно - зачем же оставлять рюмку полупустой?
в) В зависимости от количества спиртного на столе: если его достаточно - доливайте.

9 На праздничном столе справа и слева от тарелки лежат три ножа и три ложки. Какими приборами вы воспользуйтесь вначале?
а) Крайними от тарелки.
б) Ближними от тарелки.
в) Теми, что лежат посередине.

10 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
а) Откусывать от куска.
б) Отрезать ножом небольшие кусочки и есть их.
в) Отламывать рукой маленькие кусочки и есть их.

11 Какой величины кусочки следует отламывать от целого куска хлеба во время еды?
а) Примерно половину куска.
б) Маленькие кусочки.
в) Небольшие куски.

12 Как правильно есть за столом бутерброды?
а) Держа в руке и откусывая от целого куска.
б) При помощи ножа и вилки.
в) Отламывая по кусочкуи отправляя в рот.

13 Как поступить, если подан слишком горячий суп?
а) Придется подождать, пока он остынет, а затем начать есть.
б) Подуть на горячий суп, чтобы он быстрее остыл.
в) Если суп слишком горячий, придется есть, обжигаясь - вы же в гостях!

14 Как поступить, чтобы вычерпать суп до последней ложки?
а) Наклоните тарелку к себе.
б) Наклоните тарелку от себя.
в) Не жадничайте - оставьте последнюю ложку супа на дне тарелки.

15 Зачем на праздничном столе иногда ставят маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона?
а) Чтобы запить крепкие напитки.
б) Чтобы разбавить крепкие напитки.
в) Чтобы ополоснуть жирные пальцы.

16 С какой стороны подают жидкие блюда?
а) С правой.
б) С левой.
в) Это безразлично.

17 С какой стороны подают закуски и вторые блюда?
а) С правой.
б) С левой.
в) Это безразлично.

18 Как правильно есть ложкой?
а) Держать ее боком, не засовывая глубоко в рот.
б) Держать кончиком ко рту, засовывая в рот.
в) Бесшумно втягивать содержимое с кончика ложки, не засовывая ее в рот.

19 Где оставляют столовую ложку после окончания еды?
а) На бумажной салфетке справа от тарелки.
б) В суповой тарелке.
в) На пирожковой тарелке углублением вниз.

20 Где оставляют чайную ложку, поданную к чаю или кофе?
а) На бумажной салфетке справа от чашки с блюдцем.
б) В чашке.
в) На блюдце.

21 Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас?
а) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и, подойдя к нужному месту, взять угощение.
б) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо.
в) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы ее наполнили нужным угощением.

22 Можно ли критиковать угощения, приготовленные хозяйкой?
а) Ни в коем случае - это невежливо.
б) Можно, иначе хозяйка не узнает о своей неумелости.
в) Следует не критиковать, а рассказать хозяйке о секретах приготовления тех блюд, которые у нее получились неудачными. Кстати, это пригодится всем девушкам, сидящим за столом.

23 Как обращаться с пиалой?
а) Ее подносят ко рту, держа правой рукой.
б) Ее подносят ко рту, держа левой рукой.
в) Ее подносят ко рту, держа обеими руками.

24 Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку?
а) Незаметно поднять с пола и продолжать есть.
б) Ничего не поднимая с пола, продолжать есть тем прибором, который остался.
в) Попросить у хозяйки другой прибор.

25 Какими приборами можно пользоваться, если вам подали рыбу?
а) Ножом и вилкой.
б) Двумя вилками.
в) Двумя ножами.

26 Для чего к рыбе подается нож?
а) Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
б) Чтобы отделять мясо от костей.
в) Чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

27 Как следует держать чашку с чаем, кофе?
а) Просунув для надежности указательный палец в ушко ручки.
б) Не просовывая указательный палец в ушко ручки.
в) Не просовывая указательный палец в ушко ручки, но поддерживая чашку снизу левой рукой.

28 Размешав сахар в чашке с чаем или кофе, что делать с ложечкой?
а) Оставить в чашке и осторожно пить.
б) Вынуть из чашки и положить на бумажную салфетку.
в) Вынуть из чашки и положить на блюдце.

29 С какой стороны от сидящего за столом убирают использованные тарелки?
а) Только справа.
б) Только слева.
в) Чтобы не ошибиться, лучше забрать тарелку, подойдя к сидящему за столом сзади и пронеся тарелку над его головой.

30 Что делать с полотняной салфеткой после окончания еды?
а) Аккуратно сложить и оставить на стуле.
б) Аккуратно сложить и оставить на столе.
в) Небрежно положить на стол.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б; 4-б; 5-в; 6-а; 7-а; 8-а; 9-а; 10-в; 11-б; 12-б; 13-а; 14-в; 15-в; 15-а; 17-б; 18-а; 19-б; 20-в; 21-б;22-а; 23-в; 24-в; 25-а; 26-б;27-б;28-в;29-в; 30-в.

8 тур – Жюри подводит итоги.

Мы выполним задание «Оценка нашей работы»

Давайте посмотрим, что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит работать?

Фишки лежащие на столе, помогут определить степень результативности нашей работы по воспитанию культуры поведения за столом.

Я буду называть правило, а вы, если дети его выполняют, кладете себе фишку зеленого цвета, если немногие – желтого, а если не выполняют – красного.

1) Дежурные ставят тарелки строго по середине стола

2) Чашки с чаем или компотом подаются на блюдце с ложкой.

3) всегда на столах имеются салфетки

4) соблюдается последовательность сервировки

5) Мальчики подают стул девочкам со словами «прошу садиться, пожалуйста»

6) Дети правильно держат ложку, вилку

7) Умеют пользоваться ножом

8) Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.

9) Не едят от целого куска.

10) Не выбирают кусок на тарелке

11) Не вылизывают тарелку, не пьют из тарелки

12) При доедании супа тарелку наклоняют от себя

13) Пережевывают пищу с закрытым ртом

14) Умеют пользоваться салфеткой, не вытирая рот, а прикладывая ко рту.

15) Благодарят после еды и убирают посуду.

Давайте посмотрим, что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....