Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Созвездия и звезды»
план-конспект занятия (старшая группа)

Никерина Виктория Андреевна

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Созвездия и звезды»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Созвездия и звезды»

Оборудование: картинки с изображением звёзд; иллюстрации к рассказу; графические схемы звезд для задания; карта созвездий; домашний планетарий (слайд звездного неба и слайд созвездий); видеоролик «Как научится видеть созвездия»; для эксперимента - фонарик и листок с дырочками; звездоскоп.

Предварительная работа:

-Работа с домашним планетарием (слайд звёздное небо).

-Работа с картой созвездия

-Знакомство с звездой солнце.

- Наблюдения в природе.

-Чтение художественных и документальных произведений про космос.

-Просмотр видеороликов про космос.

Цель:

Систематизировать и обогатить представления детей о звездах, созвездиях с помощью развивающего обучения с учетом возрастных особенной и зон ближайшего развития.

Задачи образовательной программы Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Образовательные:

-Уточнить и систематизировать полученные знания о космосе. Познакомить с названиями и символикой некоторых звёзд и созвездий;

-Продолжать обогащать речевой словарь детей : космос, созвездие, звезда, телескоп.

Развивающие:

- развивать воображение, память, логическое мышление

-познакомить детей с разными космическими телами Вселенной. Показать разнообразие видов звёзд и созвездий. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;

Воспитательные:

- Воспитывать эстетическое восприятие мира.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите какой необычный конверт.

Воспитатель достает конверт темно синего цвета с изображением звездного неба

Воспитатель: как вы думаете что может находится в таком конверте?

Дети: ответы детей

Воспитатель: для того что нам это узнать нужно отгадать загадку

Из небесной из реки

Разлетелись пузырьки

И на небе на ночном

Засверкали серебром.

Это ночью поздно

Появились … (Звёзды)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Все мы видим, что в ночном небе блестят яркие звёзды, но вот действительно ли это небесные светила имею форму "звезды"? Звезд в небе очень, очень много. Без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа — почти два миллиарда!

Все звезды — огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный.

(КАРТИНКА - звезды)

Самые горячие звезды — белые, чуть менее горячие — голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд — красные.

Наиболее яркие звезды нашего Северного полушария — Сириус и Альдебаран.

- Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинки?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Верно! Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.

- А какая звезда ближе всего к Земле?

Верно! Солнце.

ПЛАНЕТАРИЙ (слайд звездное небо)

Я: Россыпи звезд сверкают на небе темной ночью, а утром исчезают.

Кстати, об этом говорится и в загадке:

Рассыпались по овчинке

Золотые песчинки,

А когда рассвело,

Их как ветром смело!

- Куда же днем пропадают звезды?

Правильно! Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего солнца, мы их не видим.

Опыт «Куда днем пропадают звезды»

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже,но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.

Звезды бывают разными не только по температуре и цвету, но и по своим размерам.

В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд на небе так много и запомнить их расположение нелегко.

Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями.

ПЛАНЕТАРИЙ (слайд созвездия)

За год Земля совершает один оборот вокруг Солнца, и по зодиакальному кругу. Зодиак в переводе с древнегреческого – круг животных, состоит из 12 созвездий. 12 месяцев в году 12 созвездий. Наверное, вы знаете, что каждый человек родился под определенным знаком зодиака. Кто сможет назвать свой знак зодиака? Или дату рождения?

(дети называют)

каждый месяц Солнце восходит на фоне другого созвездия. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными.

-А ребята нам прочитают стихи про зодиакальные созвездия

1. Каждый рак – заклятый враг

Ярким солнечным лучам.

Потому и звездный РАК

В небе только по ночам.

2. Бедный, бедный КОЗЕРОГ!

Рыбий хвостик вместо ног,

Клочья пены в бороде,

А на рожках - по звезде.

А бывало ночью ясной

В окружении нимф прекрасных

Как играл он на свирели! -

Танцевали все и пели.

Я: Знаете ли вы другие зодиакальные созвездия?

Запомнить названия этих созвездий вам поможет считалочка:

Как и месяцев - братцев,

Созвездий двенадцать.

А зовут их: Рак, Телец,

Дева, Овен и Стрелец,

Скорпион и Близнецы,

Рыбы, Козерог, Весы,

Лев, а рядом Водолей.

Их запомни поскорей!

Игра «Знак зодиака»

Давайте посмотрим, какие знаки зодиака присутствуют среди нас

(круг зодиака и картинки)

Каких больше, каких меньше, каких нет вообще?

Сколько всего знаков?

Давайте попробуем найти на карте звездного неба. (Работа с картой созвездий).

А еще ребята есть приспособление для просматривания созвездий звёздоскоп, в него можно вставить карточку с изображенным созвездием и просмотреть его.

Кроме зодиакальных созвездий, на небе есть и другие. Наука астрономия зародилась в Древнем Египте, Вавилоне, Греции, Риме. Многие созвездия носят греческие или латинские названия и с ними связаны интересные сказания и мифы.

Наверное, вы видели в ночном небе яркие созвездия Большой и Малой Медведицы. Об этих созвездиях в Древней Греции сложили такую легенду.

(ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЗВЕЗДИЯ Большой и малой медведицы)

(Как-то раз бог Зевс залюбовался земной красавицей Каллисто. Его ревнивая жена Гера обиделась и, пользуясь своей волшебной силой, превратила Каллисто в безобразную медведицу. Она надеялась, что сын ее, искусный охотник Аркас, победит зверя, увидев его в своем Доме. Но Зевс затащил медведицу на небо и превратил в небесное созвездие. Чтобы бедняжка не скучала одна, он поместил рядом ее любимую собаку. Это созвездие назвали Малой Медведицей.)

ВИДЕО как научится видеть созвездия

Творческое задание

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже придумаем свои созвездия! ВЫ обведёте звезды и придумаете ему название

(раздать листы с изображением звездного неба)

-Давайте посмотрим у кого, что получилось?

Ребята, а легенду вы можете придумать в группе, или вместе с родителями, а на следующей нашей встрече расскажете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема НОД «Бабушкин сундук».

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физическому развитию с использованием русских народных иг...