Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса 2022год
учебно-методический материал (младшая группа)

Куприяшкина Ольга Васильевна

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр. формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;

играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;

обмениваются новостями, задают вопросы;

определяют тему работы на неделю;

планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

       Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

Алиной/Никитой? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Дружба»? (посчитай, Никита). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дети самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема « Этот загадочный космос?»  Накануне выбора новой темы

(утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я

завожу разговор о том, что - «Я сегодня по дороге в детский сад смотрела на небо, и в этот момент одна звезда упала с неба возле нашего детского сада. Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трѐх вопросов. Ответы детей фиксирую в

таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Он высоко (Ангелина)

Там есть планеты (Никита)

В космосе есть звезды (Дарина)

Звезды очень маленькие (Сергей)

В космос летают ракеты (Алина)

Живут ли на других планетах? (Никита)

Далеко ли от нас солнце? (Глеб)

Какие планеты есть в космосе? (Ксюша)

Кто летал в космос? (Маша)

Как кушают космонавты? (Осман)

Что внутри ракеты (Марк)

Какая самая большая планета? (Витя)

Спросить у родителей (Витя).

Спросить у брата, он ученик (Глеб).

Посмотреть в интернете (Сергей).

Спросить у папы (Артём).

Самим подумать (Богдан).

Прочитать в книге (Вика).

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме,

ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах

предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.

Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до

утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является

воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для

записи идей детей, синий - для записи идей взрослых, для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об

эффективности моей работы, о динамике развития детей.

План работы на неделю с 11.04.2022 по 15.04.2022 (с детьми младшей  группы)

Объединяющая (рамочная ): тема  «Этот загадочный космос?»  

Тема недели: «День Космонавтики»

Цель:  приобщение детей младшего дошкольного возраста к знаниям о Космосе; формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Задачи: 

  • способствовать формированию у детей понятий «Космос», «космонавт», «Космическое пространство»;
  • способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли, и о роли человека в ее системе;
  •  воспитывать уважение и любовь к нашей Земле, как к космическому чуду;
  •  воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма; • воспитывать желание быть сильным и смелым;
  • обогащать активный и пассивный словарь воспитанников;
  •  развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.

Итоговое событие: Выставка- фантазия «Этот загадочный космос».

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр

природы

Центр

экспериментирования

Центр

творчества

Поиграть в с.р.игру «Больница для космонавтов» (Артём)

Дидактическая игра. «Найди дорогу на Землю» (Вика);

«Волшебная космическая палочка» (Ксюша) Познавательная беседа «Космос» (О.В.)

Знакомство с  глобусом (О.В.)

Рассматривание книг о космосе (Алина)

Чтение Н.Носов

«Незнайка на луне» (О.В.)

Отметить

погоду в

календаре

природы

(Марк)

Полить цветы

(Дарина)

Принести из дома лук и чеснок (Полина)

Экспериментирование

Объяснить детям почему бывает день и ночь

«День и ночь» (О.В.)

Аппликация из бумаги «Ракета» (Назар)

Лепка из пластилина «Марсианин»

(Богдан)

Центр игр

Центр

Театра и музыки

Центр

Речевичок

Центр

Строительства

Центр безопасности

Центр отдыха

 Поиграть в подвижную игру «Ждут нас быстрые ракеты» (О.В.)

Поиграть в игру

«Ракета» (Федя)

Театрализованная   игра «Полет в космос» (Ангелина)

Прослушивание музыки  «Знаете, каким он был?» «Песенка юных космонавтов» «Космические дали» (О.В.)

Разучить пальчиковую игру «Мы космический отряд» (О.В.)

Разучить стихотворение про космос (Маша)

Построить из конструктора модель

 «На чужой  планете» (Никита)

Вспомнить правила поведения на улице весной (Максим)

Вспомнить правила

поведения в

ситуациях: «Один

дома», «Потерялся» (О.В..)

Отдохнуть в уголке уединения (Сережа)

Полежать на диване (Марк)

Послушать спокойную музыку (Вика)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

Лексическая тема «Маленькие космонавты»

Вводная часть

Воспитатель: сегодня мы с вами отправляемся в школу маленьких космонавтов. Будем набираться сил, тренироваться и когда-нибудь точно полетим в космос. А теперь спины выпрямите, головы поднимите, на тренировку шагом марш!

Ходьба друг за другом по кругу:

Корригирующая ходьба по кругу

Воспитатель читает стихотворение Л. Соколовой «Маленькие космонавты», дети выполняют движения.

На ракете, на ракете

В дальний космос полетим.

Мы узнаем всё на свете,

Если только захотим!

Дети ходят на носках, руки в стороны.

Мы откроем все планеты

И весь космос покорим.

Разгадаем все секреты

И обратно полетим.

Ходят приставным шагом, руки на поясе.

Воспитатель: Разминка закончилась. Теперь бегом в ракету! (Обычный бег друг за другом). Перед посадкой восстановим дыхание.

Упражнение на восстановление дыхания.

Руки через стороны вверх до уровня плеч – глубокий вдох через нос; опустить руки – выдох через рот.

Построение в звенья для общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения.

Воспитатель: Космонавты к полету готовы? На старт, внимание, пуск!

«На старт, внимание, пуск!»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены вниз, пальцы зажаты в кулачки.

1 – согнуть руки в локтях;

2 – развести руки в стороны;

3 – поднять руки вверх, пальцы распрямить;

4 -  вернуться в и.п.

Повторить 4-6 раз.

Воспитатель:

Наша ракета летит прямо в космос. Давайте посмотрим в иллюминатор и попрощаемся с нашей планетой.

«Земля из иллюминатора ракеты»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнять повороты влево-вправо, приставив ладони к лицу.

Повторить 4 раза в каждую сторону.

Воспитатель: вот мы и в космосе. А там, как известно – невесомость. Мы стали легкими, как пушинки. Можем перелетать вверх и вниз.

«Невесомость»

И.п.: ноги на «узкой дорожке», руки в стороны.

Присесть – покачать руками, вернуться в и.п.

Повторить 4-6 раз.

Воспитатель: Мы прилетели на Луну. А вот и её веселые жители – лунатики!

«Лунатики»

И.п.: лежа на спине.

Побарахтать руками и ногами, вернуться в и.п.

Повторить 4-6 раз.

Воспитатель: Лунатики научили нас лунным прыжкам.

«Лунные прыжки»

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, ладони развернуты от себя.

Выполнять прыжки – ноги врозь – ноги вместе.

Повторить 3 раза по 5-7 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Воспитатель

. Напрыгались, набегались по Луне, пора в обратный путь. К ракете бегом марш! (бег друг за другом по кругу. ) Поднимаемся по лесенке (ходьба). Заработали моторы (дети выполняют круговые движения согнутыми руками, пальцы зажаты в кулачки – «барабанчик»). Пять, четыре, три, два, один, пуск! В добрый путь!

Упражнение на восстановление дыхания.

Дети. Мы в ракете полетали, космонавтами мы стали. А теперь домой пора. Возвращайся детвора!

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность «Космическое путешествие» Цель: Расширять элементарные представления детей о космосе, уточнить понятия «Космос», «космический корабль», первый космонавт, планета Земля. Активизировать словарь на основе углубления знаний детей о космосе.

Двигательная деятельность (на улице) Тема: «Веселое путешествие» Подвижная игра «Дружные ребята».

Конструирование

«На чужой  планете»

Цель:Учить строить сооружения из конструктора ЛЕГО на предложенную тему по условиям, которым должна удовлетворять постройка. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые ранее навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов. Воспитывать умение работать сообща и уважительное отношение к постройке товарищ

Утренняя гимнастика «Маленькие космонавты»

Беседа со всеми детьми о том, что они делали вчера, какие планы на сегодня, пожелания детей, чем они хотели бы заниматься.

Беседа «Что такое Космос?»

 Д/И «Разрезные картинки космос».

Чтение Н. Носов

«Незнайка на луне» (О.В.) Упражнения на развития мелкой моторики - пальчиковые игры.

«Мы космический отряд».

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Игровая ситуация «Что делают салфеткой и как ею пользоваться с Серёжей, Артёмом.

Заучивание стихотворения о космосе

Прогулка

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. П/И: «Ждут нас быстрые ракеты»,

Инд. работа с Марком «Поймай мяч».

Инд. работа с Глебом  «Кто дальше бросит?».

 

В центре творчества:

пластилин, природный

материал, доски, стеки, краски, карандаши,

клей.

В центре познания

приготовить сюжетные картинки. Лото.

В центре экспериментирования альбомы, лупы, шариковую ручку, карандаши, перьевую ручку, уголь.

В центре игры: разместить атрибуты для сюжетно ролевой

игры «Больница для космонавтов»

В центре природы

разместить горшки,

землю, стеки для

рыхления, фартуки.

В центре книги

разместить

энциклопедии и

детскую

художественную

литературу.

Создать условие для

самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание альбома

«Солнечная система», «Космос»

Раскрашивание

картинок, составление

узоров и рисунков из

круп, зерен, пластилина.

Самостоятельные игры на участке детского сада: «Подготовка космонавтов »

Предложить карандаши и фломастеры, шаблоны

для рисования  «Космос»

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры со строительным и природным материалом: строим

Жизнь на других планетах.

Сюжетно ролевые игры.

Предложить родителям

придумать вместе с

детьми

книжки малышки про космос.

Посоветовать

родителям сходить

вместе с детьми в планетарий

Вторник

Коммуникативная деятельность 

«Полет в космос»

Цель: Формировать познавательный интерес к профессии космонавта, обогащение и активизация словаря. Расширить знания детей о космонавте его одежде. Продолжать работу над развитием речи, отвечать на вопросы, описывая предметы. Развивать слуховое внимание, ритм речи, силу голоса, умение подбирать рифму к словам.

Музыкальная деятельность. Тема: «Полёт в космос» Музыкальная игра-развлечение «Невесомость».

Утренняя гимнастика 

«Маленькие космонавты»

Беседа: ««Зачем нам солнце?»

П/И: «Пустое место» Просмотр презентации

«Далёкий космос»

Д/И: «Веселый счет», Напоминание о необходимости мыть руки с мылом. Если помыть руки без мыла. Бактерии не исчезнут и вместе с пищей могут попасть в организм человека.

Инд. работа с Алиной и Глебом

Предложить повторить четко чистоговорки

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

 Прогулка 
Наблюдение за облаками

 «Мое облако».

 Русская народная игра: «Мячик кверху».  Поручение собрать крупные ветки на участке

В центре познания

разместить

настольно-

печатную игру лото

«Космос»,

разрезные картинки, Настольные игры «Бродилки»; «Пазлы».

В центре творчества: линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги. цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы- овалы и прямоугольники

В Центр

театра и музыки разместить:

костюмы космонавтов.

В центре сюжетно- ролевой игры разместить:  кассу, весы, предложить ребятам изготовить деньги.

Игры со строительным материалом: строим «Детский парк». Предложить карандаши и фломастеры

для рисования  «Дары осени».

Самостоятельные игры в песочнице рисую песком.

Дидактические и настольно – печатные игры

Сюжетно- ролевые игры.

Распределение поручений.

Предложить родителям помочь в оформление выставки  

«Космос  глазами детей»

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность. 

ФЭМП

«Звезды и созвездия» Цель: Упражнять в счете в пределах пяти в прямом и обратном порядке, закрепить знания детей о геометрических фигурах, последовательности суток.

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Весѐлое путешествие».

Утренняя гимнастика 

«Маленькие космонавты»

Инд.  беседа об умение держать негативные эмоции при себе, не вымещать зло на сверстниках. Объяснить детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых.

Экскурсия в планетарий

Работа перед сном

Рассматривание вида Земли из космоса, планет солнечной системы, фотографий работающих космонавтов, космических установок

 Театрализация:

«Полет в космос»

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра: «Раз звезда, два звезда»

Трудовое поручение помыть строительный материал. Напомнить 

детям, почему так необходимо мыть игрушки.

Настольные игры: «Пазлы»; «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Прогулка 
Наблюдение за погодой

Цель: Помочь детям увидеть изменения, охарактеризовать их.

Подвижные игры:

«Солнце и Луна»,  «Звезды и кометы»

Цель: Совершенствовать навыки бега в быстром и медленном темпе ориентироваться в пространстве.

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин.

 В центре здоровья: скакалки, мячик, резинка.

В центре познания: настольно – печатные игры: - «Логический поезд», «Лёгкий счет»

В центре строительства деревянные кубики, строительный материал. Лего.  

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Космодром»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Дидактические и настольно – печатные игры: «Логический поезд»- «Лёгкий счет» и т.д.

Предложить детям пластилин для лепки детских фантазий на тему «Осенние дары».

Чтение рассказа В. Бианки «Октябрь».

Беседа о том, что видели на экскурсии по осеннему парку.

Четверг

Восприятие художественной литературы и фольклора

Музыкальная деятельность. Тема: «Музыкальные жанры» Музыкальная игра «Угадай»

(по плану музыкального руководителя)

Художественно – эстетическое развитие .

Аппликация

«Ракеты и кометы»

Цель: Развивать умение детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три части три треугольника. Развивать комбинаторные способности, совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты.

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика 

«Маленькие космонавты»

Беседа на тему  «Как кушают космонавты»

 Д/И «Что лишнее?» ,  «Лишняя фигура»,  «Кто больше назовет слов»

Считалки: «Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать

 Совместная с педагогом деятельность в уголке природы.  

Инд. работа   с Глебом упр. артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Упражнения на развитие мелкой моторики-пальчиковая игра:  «Мы космонавты»

Прогулка:  

Наблюдение за воробьем. Трудовая деятельность:   Подметание дорожек П/И:«Поймай хвост» (бег в колонне)

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, пластилин, краски, карандаши.

В центре природы  разметить ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

В центре книги расположить книги: загадки о космосе.

В центре экспериментирования - глобус.

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «С кочки на кочку», «По узкой тропинке.

 В центре познания разместить разрезные картинки: «Инструменты», «Что лишнее?», фотографии

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки» и беседа по содержанию иллюстраций.   Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Д/И. «Буквенное лото».

Настольные игры, игры с песком и красками.

 Сюжетно- ролевые игры. 

Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи  о красоте осенней природы.

Предложить родителям вместе с детьми найти пословицу об осени, объяснить её значение.

Пятница

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Весѐлое путешествие».

Продолжение занятия по плану инструктора по физической культуре

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование: «Космический корабль»

Цель: Развивать умение детей рисовать ракету, передавая пропорции и форму частей. Формировать умение детей самостоятельно дополнять композицию необходимыми деталями, изображая звезды, планеты, кометы.

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика 

«Маленькие космонавты»

Д\и «Что сначала, что потом»

Цель:  Выкладывать картинки в нужной по смыслу последовательности.

Работа в уголке природы: мытье комнатных растений

Цель: Учить детей ухаживать за растениями, воспитывать трудолюбие.

П\гим. «Солнышко»

Ц: Развивать мелкую моторику рук.

Прогулка 
Наблюдение за погодой.

 П/И:«Ручеек», «Ловушка для капель» Д/И:«Дорожные знаки» Исследовательская деятельность: опыт «Когда сильнее греет солнце?»

 В центре природы разместить альбомы по временам года, настольные игры: «Собери картинку».

 В центре познания обновить картинки с изображением  звездного неба.  

В центре книги пополнить рассказами о космосе.

В центре   творчества  работа с трафаретами, фломастерами, карандашами.  

  Работа с трафаретами.  В центре познания настольные игры- бродилки, лото, домино, пазлы. Рассматривание иллюстраций с изображением разных планет солнечной системы. Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми сделать поделки на тему Космос 

В предложенной модели планирования, можно увидеть:

разнообразие образовательных областей;

интеграцию образовательных областей;

наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к

возрасту);

инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,

в каких центрах активности);

баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)

соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление

с моделью трех вопросов);

включение специалистов в планирование и реализацию плана;

 − включение родителей;

использование ресурсов местного сообщества;

итоговое мероприятие и многое другое

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приѐмной, и тогда родители

узнают о:

направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,

том, что дети уже знают и что хотят узнать,

чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,

каких результатов можно ожидать,

о чем можно поговорить с ребенком дома,

какие материалы могут понадобиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.  План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...