Самообразование
календарно-тематическое планирование
План работы
по самообразованию на тему
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Срок реализации: сентябрь 2021г.- май 2024г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №176 «Сказка»
План работы
по самообразованию на тему
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Воспитатель: Елсукова С.В.
высшей квалификационной категории
Срок реализации: сентябрь 2021- май 2024 г.
2021г.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Академик Г. Н. Волков
Актуальность темы
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец самообразования;
- Организовать работу с детьми, включив в неё элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры».
- Подготовить консультации для родителей;
- Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов:
Задачи по реализации самообразования в работе с детьми:
- Сформировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Ожидаемый результат:
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Индивидуальный план самообразования
Этапы | Задачи | Направления деятельности | Сроки проведения | |
1 этап. Информационно–аналитический | 1.Повысить личностно – профессиональную компетентность. 2.Совершенствовать уровень аналитических навыков. 3.Изучить состояние выбранной проблемы | 1.Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет - ресурсов по выбранной теме. 2.Поиск передового опыта воспитателей работающих по проблеме. 3.Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. | Сентябрь - декабрь 2021 г. | |
2 этап. Целеполагание | 1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию основ культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста. | 1. Выбор конкретных методов и приёмов. 2. Подбор наиболее эффективных методик и технологий. | Январь - май 2022г. | |
3. этап Диагностический. | Проведение входящей диагностики воспитанников для изучения исходного уровня сформированности основ культурных ценностей. | Подбор диагностического инструментария (диагностические задания) | Июнь 2022 г. | |
4 этап. Опытно Экспери- ментальный. | 1.Апробировать собственную стратегию по выбранной теме. | 1.Внедрение методов, средств и форм работы. 2.Адаптировать изученную технологию. | Сентябрь - декабрь 2022г. | |
5. этап. Подготовка к презентации работы. | Разработать методические рекомендации по воспитанию культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста. | Построение последовательности основных направлений данного этапа. | Январь- Февраль 2023г. | |
6. этап. Презентация работы. | Продемонстрировать опыт своей деятельности по данной проблеме. | 1. Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности культурных ценностей у старших дошкольников. | 2023-2024г. | |
7 этап. Итогово -обобщающий. | 1.Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности. | 1. Итоговая диагностика воспитанников. 2.Самоанализ деятельности за 2021-2024г.г. 3.Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме. | Апрель - Май 2024г | |
Этапы реализации плана по самообразованию
Этапы работы | Тема самообразования | Форма |
Подготовительный | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. |
Реализационный | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. |
Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер - классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Мастер – класс для педагогов. | |
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Доклад | |
Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ | |
Размещение опыта работы в СМИ Народные праздники в кругу семьи. | Доклад Фото выставка. | |
Духовное развитие народов проживающих в Кемеровской области. | Консультация. | |
Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей | |
«У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями и детьми. | |
Итоговый | Отчёт о реализации плана по самообразованию на педсовете. | Май |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями
Месяц | Тема | Цели и задачи | Формы работы | ||
с детьми | с родителями | ||||
Сентябрь - май 2022-2023г. | «Кто мы, откуда? Где наши корни? «Путешествуем в прошлое России» «Русский народный костюм» | Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. | Рассматривание семейных фотографий; Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»; Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других; Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи) Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями; «К нам гости пришли» с/р игра (Кукла в русском костюме); Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха. | Создание мини-музея русской старины Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры» Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках | |
Сентябрь-декабрь 2023г. | «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные «С новым урожаем!» «Покров – первое зимовье» | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ Продолжать знакомство детей с народными праздниками | Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Праздник «Осень, осень, в гости просим»; Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок; Выставка поделок из природного материала. Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой; Рисование не тему «Поздняя осень» | Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное» | |
Январь –апрель 2023г. | «Дом, дом, открой свою тайну» «Дух и природа» «Синичкины именины» | Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа. Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси | Развлечение «Милости просим, гости дорогие» Отгадывание загадок о предметах быта; Д/И «Собери целое из частей» Чтение: «Сказания и поверья русского народа»; Чтение стихов о природе; Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги (обыгрывание) Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях» Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц» | Подарки и поздравления мамам к Дню Матери Мамина школа «Волшебный лоскуток» | |
Май – декабрь 2023г. | «Начинаем готовиться к зимним святкам» «Спиридон – солнцеворот» «Новый год у ворот » | Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения. | Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках; Разучивание колядок, игр к празднику; Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки) Хоровод с Петрушкой; Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка» Презентация для детей «Новый год на Руси» Пение колядок; Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие; Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров» | Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год» «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую», «Декоративно-прикладное творчество» | |
Январь- 2024г. | «Рождественский Сочельник» «Русский самовар и чаепитие на Руси. | Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки» Конкурс рисунков «Рождественская сказка» Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д» Рассматривание коллекций чая; Лепка из соленого теста пряников, сушек; Д.И «Разбитый чайник» Чайный вечер с родителями. | Участие в проекте «Кормушка для птиц» Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» «Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк | |
Февраль 2024г. | «Ждем весну. Готовимся к Масленице» «День святого Валентина (14 февраля) «Познаем секреты русской кухни. Печем блины» | Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси. Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. | Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров; Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»; Фольклорно – спортивный праздник «Русская Масленица» Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей; Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу; Загадки о блинах; Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов; с/р. Игра «Семья» | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?» «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап Папка передвижка «Россия – наша Родина» Готовимся к народному празднику «Масленица» | |
Март 2024г. | «Народные промыслы: хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы» | Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. | Игра – путешествие « В музее народного творчества» Рисование на темы: - «Русская матрёшка» - «Городецкая роспись» - «Это чудо – Гжель» - «Роспись дымковских игрушек» Лепка на темы: - «В гостях у сказки» - «Дымковские игрушки» Аппликация на темы: - «Орнаменты для сарафанов и кокошников» - «Украшение дымковских игрушек» Дидактические игры: «Укрась кокошник», «Составь узор» Выставка работ детского творчества «Маленькая страна мастеров» Домино «Национальные узоры» Пазлы «Народные промыслы России» | Совместное творчество детей и родителей «Птицы наших краев» - изготовление птичек и рассказ о родном крае Изготовление скворечников Праздник для мам и бабушек Мастерим подарки для мам Фоторепортаж «Я и моя мама» Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер» |
Апрель 2024г. | «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» «Вербное воскресенье» «Пасха» | Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах. Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. | Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице; Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д) Рассматривание веточек вербы; Использование веточек вербы в игре «Ручеек»; Игра с пением «Верба – вербочка» Склеивание корзиночек подставок для яиц; Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию» Праздник «Пасха» | Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет» Изготовление пасхальной корзиночки Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании» Презентации «Семейная подготовка к празднику Пасхи» |
Май 2024г. | «Весна -красна» День Егория. «Про отцов и дедов помним» «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси» | Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину. Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм. | Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя. Выставка работ детского творчества «Великая победа» Утренник «День победы!» Развлечение «Прощание с весной, встреча лета» Хоровод «Во поле береза стояла» Загадывание загадок о березе, о лете; Коллаж «Цветущий май» | Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы Конкурс творческих работ «Любимая сказка» «Наши успехи» - родительское собрание Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом. |
Список литературы для самообразования по теме:
Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.
Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...