Педагогический проект «Снего-снего-снегопад» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей о снеге; развитию у детей любознательности, творческих и исследовательских способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snego-snego-snegopad.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребенка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно» он слышит с ранних лет и связывает их с определенными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы.

    Между тем самостоятельно дети не всегда могут правильно осознать даже хорошо знакомые им факты. Поэтому ознакомление дошкольников с природой должно осуществляться при непосредственном и активном участии педагогов.

      Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.  

      Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей о снеге; развитию у детей любознательности, творческих и исследовательских способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи.

Обучающие:

  • Закреплять у детей умения определять свойства снега.
  • Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками

при проведении игр-экспериментов.

  • Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивающие:

  • Обогатить и активизировать речь детей.
  • Развивать психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.
  • Воспитывать безопасное поведение детей на прогулке.

Задачи по работе с родителями

•        Повышение компетенции родителей по теме проекта.

•        Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе          педагогического сотрудничества.

Принципы реализации проекта

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной

          психологии и дошкольной педагогики).

  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
  • Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.                                                                                                                                            
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность детей.
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети с ТНР подготовительной группы (6–7лет), родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

По продолжительности: краткосрочный (последние две недели декабря).

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

- Создание условий для реализации проекта.

- Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.

- Составление перспективного планирования.

2 этап - Основной этап.

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге согласно перспективному плану.

- Обогащение развивающей среды:

  • Подбор иллюстрированного материала по данной теме.
  • Подготовка оборудования к экспериментированию, оформление картотеки опытов со снегом и льдом.

3 этап – Заключительный.

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Интегрированное занятие «Снег порхает, кружится…»

Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • Умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (зависимость живой природы от снега, состояния снега от погоды, состояния снега от деятельности человека.)
  • Обогащена и активизирована речь детей.
  • Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.
  • Воспитан интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
  • Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.

Для воспитателей:

  • Повышение профессионализма.
  • Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
  • Пополнение предметно - развивающей группы и методической копилки.

Для родителей:

  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Перспективное планирование.

Образовательные области

Мероприятия

Оборудование, дидактический материал

Познавательное развитие

 - Наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле, снег)

- НОД «Что такое снег?» (по ТРИЗ: моделирование маленьких человечков)

- Опыты со снегом, льдом

- Просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?»

- Чтение: В.Бианки «Книга зимы»,

Г. Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб»

- Приборами-помощниками: одноразовые тарелочки, стаканчики прозрачные, лупа, черный лист картона на каждого ребенка, термометр, формочки и др.

- ИКТ

- Модели: снежинка, вода, лёд

Речевое развитие

- Составление описательных рассказов по картинам

- Заучивание стихотворения Н.Некрасов «Снежок»

- Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

- Словесные игры: «Слова родственники» (от слова «снег»), «Назови зимние слова», «Объясни», «Закончи предложение», «Сколько их?», «Подбери признак к предмету»

- Использование пословиц, поговорок о снеге, объяснение их смысла.

- Пальчиковые игры «Снежинки», «Выпал беленький снежок»

- Хрестоматия

- Настольный театр «Заюшкина избушка»

- Нищева Н.В. альбом «Четыре времени года»

Социально-коммуникативное развитие

- Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки»

- Труд: расчистка прогулочного участка от снега.

- д/игры

- Деревянные лопатки, метёлки, ведёрки, корзина

Художественно - эстетическое развитие

- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко»; В.Одоевский «Мороз Иванович»;

- Знакомство с русской поэзией: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Н. Некрасов «Снежок», С. Есенин «Береза»; И. Демьянов «Первый снег»;

- Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей;

- Импровизированный танцы «Вальс снежинок»;

- Слушание А. Вивальди «Времена года» (зима);

- Вырезание снежинок

- Рисование «Какого цвета снег?»;

- Лепка «Снеговики»;

- Пластилинография «Деревья в снегу»;

- Граттаж «Снежинки»;

- Постройки из снега: снежная баба, снежная крепость, горка;

-Рисование на снегу;

- Нетрадиционная аппликация (из ткани и ватных дисков) «В деревне зимой»;

- Графическое рисование «Снежные комочки», «Большая гора», «Полёт снежинки»;

- Печатание на снегу.

 - Репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»

- Хрестоматия

- ИТК

- Художественный материал: пластилин, акварельные краски, гуашь, клей, цветная бумага и др.

- Формочки, печатки, совочки, ведёрки, нитки, ткань, деревянные лопатки

- Прописи

Физическое развитие

- Беседы: «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!»;

- Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель», «Заморожу – разморожу»;

- Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»;

- Дыхательная гимнастика с нетрадиционным оборудованием «Сдуваем снежинки», «Снежная буря», «Снегопад»;

- Гимнастика для глаз «Снежинки»

- Игры в снежки, катание на санках.

- Бубен, санки, снеголепы;

- Атрибуты для подвижных игр

- Нетрадиционное оборудование для дыхательной гимнастики

 

Взаимодействие с родителями.

- Постройки снежных фигур и горки на прогулочном участке;

- Консультация «Веселые игры на заснеженном дворе», «20 января – всемирный день снега»;

- Буклет «Экспериментируйте с детьми дома!».

Продукт проектной деятельности:

- Снежный городок на прогулочном участке;

- Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом;

- Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает».

Используемая литература.

  1. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
  4. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
  5. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
  6. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  7. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  9.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»

Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста»       Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...