Проект по развитию мелкой моторики "Волшебные пальчики" для детей 2-3 лет
проект (младшая группа)

Гейдарова Наталья Сергеевна

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии.        
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 8

Местонахождение: 620036, г. Екатеринбург, ул. Удельная, 16

тел. (343)357-01-98, E-mail: mbdou_8@mail.ru

 

 

 

 

Проект

по развитию  мелкой моторики дошкольников

«Волшебные пальчики»

(для детей 3-4 лет)

срок реализации проекта: 1 год

 

 

 

Составила:

воспитатель МБДОУ-

 детский сад №8

Гейдарова Наталья Сергеевна

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Структура занятий.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Оборудование.
  5. Календарно-тематическое планирование.
  6. Анализ и оценка работ.
  7. Диагностика. Форма подведения итогов.
  8. Список литературы.

          Приложения

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручей1ки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский
 

 Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии.        
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Актуальность данной программы

            Актуальность в   Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

Новизна:

подобран материал дидактических игр и упражнений по мелкой моторике;

разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

- мелкая моторика,

- художественно-эстетическое развитие.

Образовательное мероприятие по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: развитие мелкой моторики, речи, творческих способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек, песочной терапии, средствами изобразительного искусства в нетрадиционных техниках.

Задачи:

  1. Образовательные:

– обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка (крупы), формировать навыки работы с кистью, приемов лепки и аппликации;

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

    2.   Развивающие:

            - развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посрежством дидактических игр и игрушек;

            -  развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

            -  развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

      3. Воспитательные:

- вызывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Форма занятий:

Групповая, индивидуальная.

Виды деятельности:

- рисуночные задания;

- песочная терапия;

- работа с сыпучими материалами;

- пальчиковая гимнастика;

- работа с бумагой;

- рисование;

- тестопластика;

- пластилинография.

Структура занятия

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки, пальчиковые игры.

Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Основные процедуры: песочная терапия, работа с сыпучими материалами, рисование, лепка, аппликация (работа с бумагой), рисуночные задания, работа со шнурками, пластилинография, тестопластика в зависимости от тематики занятия.

        В разделе «Песочная терапия» можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

В разделе «Работа с бумагой» представлен один вид художественного творчества как аппликация. Дети знакомятся со свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Тестопластика” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

Раздел «Пластилинография» способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно  выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Часть3. Завершающая

Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.

Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Особенности возрастной группы детей

Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.


Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5  человек. Продолжительность занятия     20 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Режим занятий:

Индивидуальные занятия 20 минут, Групповые занятия 20 минут

Занятия проводятся 1 раз в неделю, итого в год 39 занятий, время занятий – вторая половина дня, в соответствии с возрастным цензом детей, день недели – среда.

Ожидаемые результаты проекта

Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Развитие речевого аппарата.

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Формирование предпосылок учебной  деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

Развитие инициативности.

Способность к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с художественными и нетрадиционными материалами.

Развитие креативности.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Способность к активному усвоению художественного опыта.

Развитие общей ручной умелости.

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания ходожественного образа.

Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

Оригинальность и вариативность в решении творческой задачи и продукта (результаты детского творчества.

Оборудование

  1. Кварцевый, цветной, кинетический песок.
  2. Подносы.
  3. Крупы различные, макароны.
  4. Гуашь.
  5. Пластилин.
  6. Клей.
  7. Восковые карандаши.
  8. Поролоновые губки.
  9. Кисти.
  10. Салфетки.
  11. Трубочки для коктейля.
  12. Дидактический материал в соответствие с темами занятий, различные игрушки, наглядный и раздаточный материал, в соответствие с темой занятия.
  13. Соленое тесто.
  14. Сюрпризные моменты.

Календарно – тематический план занятий

Месяц

Тема

Дни, часы

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Песочные фантазии

Знакомство с песком

(правила поведения и простейшие игры)

Кинетический песок

Рисуем на песке

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «паучок», «рыбка», «пчелки»

с 16:20 до 16:40

07.09.2022г

14.09.2022г

21.09.2022г

28.09.2022г

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры на сортировку с крупами

(экспериментируем и играем на подносе)

Паста «Миста»

«Кладоискатели»

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «червячки», «пять утят», «ветер».

05.10.2022г

12.10.2022г

19.10.2022г

26.10.2022г

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Творческая деятельность

(Рисование)

Рисование пальчиками «Листопад»

Рисование способом «тычка»

Рисование трафаретом

Рисование ватными палочками, поролоном, мятой бумагой

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «улитка», «гуси-гуси», «часы».

02.11.2022г

09.11.2022г

16.11.2022г

23.11.2022г

30.11.2022г

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Творческая деятельность

(аппликация)

«Заснеженное дерево»

«Снег кружится»

«Снеговик»

Пальчиковая гимнастика под муз.

Е. Железновой– «перчатка», «зверята», «котята».

07.12.2022г

14.12.2022г

21.12.2022г

28.12.2022г

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тестопластика

«Тили-тили-тесто»

«Снежные комочки»

«Калачи»

11.01.2023г

18.01.2023г

25.01.2023г

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Творческая деятельность

Цветные узоры песком

«Оставляем следы» (работа с крупой)

Рисование штампом

Пальчиковая гимнастика под муз.

Е. Железновой– «разминка», «поросята», «зайка».

01.02.2023г

08.02.2023г

15.02.2023г

22.02.2023г

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры на сортировку с крупами

«Чьи следы?»
Коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

Разукрашка «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «два козлика», «ручки», «массаж».

01.03.2023г

09.03.2023г

22.03.2023г

29.03.2023г

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тестопластика

«Собираем пирамидку»

лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

лепка из теста: «Гусеничка» (5 шариков)

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «жучок», «весна», «пальчики».

05.04.2023г

12.04.2023г

19.04.2023г

26.04.2023г

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Творческая деятельность

(аппликация) 

«Фрукты в корзине»

«Весенний калейдоскоп» (рисование песком)

 «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

Рисуем  пальчиками льва

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «змейка», «краб», «зайка».

03.05.2023г

10.05.2023г

17.05.2023г

24.05.2023г

31.05.2023г

Диагностика

        В программе «Волшебные пальчики» разработана диагностика качества образовательного процесса, позволяющая отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (Итоговая – май) по разделам: мелкая моторика и художественно-эстетическое развитие. Результаты обследования заносятся в таблицу. Оценка производится по пятибальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Высокий уровень: 4-5 баллов

Средний уровень: 3-4 балла

Низкий уровень: 1-2,9 баллов

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Таблица №1

ФИ ребенка

Мелкая моторика

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

Задания к диагностической таблице №1

Мониторинг уровня развития моторики у детей состоит из трех этапов:

1) Начальный этап, цель которого выявление особенностей развития мелкой моторики рук (начало учебного года)

2) Формирующий, целью которого была создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.

3) Контрольный, целью которого выявление динамики развития мелкой моторики (конец учебного года)

Тестовые задания:

 • развитие точности движений;

• развитие ритмичности движений;

• развитие ловкости пальцев;

• развитие силы кисти и выносливости пальцев;

• развитие зрительного контроля движений

• «Ладонь ‒ кулак», «Бусы»;

• «Прятки»;

• «Сорви груши с дерева»;

• «Дорожки», «Спрячь мышку»;

• «Солнышко и дождик».

Методы диагностики:

 • Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;

• Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);

• Анализ полученных данных.

Тестовые задания:

№ 1. «Ладонь-кулак». Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно.

Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

✓ Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)

№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку. Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце.

Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) и ловкость пальцев.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.

✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.

№ 3. «Прятки». Упражнение на сгибание и разгибание пальцев. Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.

✓ Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.

№ 4. «Сорви груши с дерева» - застегивание и расстегивание пуговиц (макет дерева на которое вешаются фигурки фруктов на петельки) Оценивается ловкость пальцев ребенка.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.

✓ Не сформирован – ребенок не выполняет задание.

Задания, на итоговой диагностике (Май), направленные на умения детей работать с карандашом.

№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш. Уровни развития: 

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок может выполнить все задания.

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок может выполнить задания частично.

✓ Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.

№ 6 «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.

✓ Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения

№ 7. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину листа бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.

Уровни развития:

✓ Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».

✓ Сформирован в недостаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.

✓ Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.

Диагностика развития художественно-эстетическое развитие.

Таблица №2

ФИ ребенка

Художественно-эстетическое развитие

№1

№2

№3

№4

№5

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

Вопросы к диагностической таблице №2

  1. Умеет выполнять изображение в нетрадиционной технике, используя разные материалы: пластилин, гуашь, тесто, крупу, песок.
  2. Правильно держит карандаш и кисть.
  3. Рисует разные линии, штрихи, округлые формы.
  4. Владеет некоторыми приемами работы с пластичными материалами.
  5. Радуется результату выполненной работы – своей и других детей.

Оценка результатов

Высокий уровень: 4-5 баллов

Средний уровень: 3-4 балла

Низкий уровень: 1-2,9 баллов

Формы подведения итогов

оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);

выступление на родительских собраниях/открытые занятия для родителей

консультации для педагогов, родителей;

мастер-классы для педагогов ДОУ, города, родителей;

предоставление опыта работы на разном уровне;

отчетные мероприятия по итогам года.

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
  2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
  3. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
  4. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
  5. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  6. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  7. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  9. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  10. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
  11. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
  12. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
  13. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
  14. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
  15. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  16. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
  17. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  18. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
  19. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  20. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
  21. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  22. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  23. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  24. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  25. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
  26. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию мелкой моторики у детей с ОНР

Проект по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с ОНР...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....

Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"

       Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...