презентация "Дымковская игрушка"
презентация к занятию по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Шекунова Валентина Николаевна

Презентация  к занятию по окружающему миру, посвящённого народным промыслам и материал к занятиям по ИЗО.

Материал поможет наглядно показать особенности дымковской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Заветильичёвский детский сад «Солнышко» Алейского района Алтайского края подготовила: Воспитатель - Шекунова Валентина Николаевна Дымковская игрушка ( подготовительная группа )

Слайд 2

Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки; показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; у чить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). 2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета . 3. Воспитывать любовь к народному искусству России.

Слайд 3

Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. Это связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской .

Слайд 4

Река Вятка

Слайд 5

. Дымковская слободка сегодня

Слайд 6

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Слайд 7

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают . 1.Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки . 2. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Слайд 8

3.Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Слайд 9

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Слайд 10

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Слайд 12

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии); Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

Слайд 13

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Слайд 14

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы... В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах... Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! ( В.Фофанов )

Слайд 16

“У меня есть дружок - Златогривый конюшок , Эх, свистну, гикну, прокачусь И обратно ворочусь”. (Л. Дьяконов)

Слайд 19

“ Инди-инди-индюшок , ты похож на сундучок”. ( Л.Дьяконов )

Слайд 20

Хороша игрушка расписная! Вся поёт бесхитростно светла, Видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла! (В. Фофанов)

Слайд 21

Лучше Дымки в мире нет. Дымка – это чудо света. С Дымкой можно поиграть. С Дымкой можно поболтать. Мы о Дымке много знаем, Но не знаем мы того, Что у дымкова народа , Не игрушки –волшебство. И олени, и лошадки, Петухи и индюки, Барышни и няньки, Кавалеры – молодцы. Все они пришли к нам в гости Посмотреть, какие мы!

Слайд 22

1. http :// festival.1september.ru/articles/214584/ Парфенова Светлана Ивановна 2. http ://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm 3. http ://igrushka.kz/vip57/dimigr.php Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...