Методическая разработка конспекта по экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Путешествие в Бумажную страну»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бельтепетерова Людмила Александровна

1.     Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

2.     Задачи:

- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, смачивание, склеивание). Расширять знания о применении бумаги в жизни человека.

- Развивающие : развивать мышление, речь, мелкую моторику кистей рук. Ввести в активный словарь детей слова: рвущаяся, размокающая, мнущаяся.

- Воспитательные : развивать интерес к обследовательским действиям с бумагой. Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги (книги, тетрадь, альбомы).

3.Тип занятия: интегрированное занятие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.

4. Форма занятия: урок-проект.

5.Продолжительность: 25 минут.

6.Участники: воспитатель и дети старшей группы.

7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.

8.Оборудование и материалы:   «Чудо — дерево», мольберт, ноотбук, доска. Различные виды бумаги: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная, нождачная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши. Емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, , картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта

по экспериментально-исследовательской деятельности

по теме

«Путешествие в Бумажную страну».

  1. Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.
  2. Задачи:

- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, смачивание, склеивание). Расширять знания о применении бумаги в жизни человека.

- Развивающие : развивать мышление, речь, мелкую моторику кистей рук. Ввести в активный словарь детей слова: рвущаяся, размокающая, мнущаяся.

- Воспитательные : развивать интерес к обследовательским действиям с бумагой. Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги (книги, тетрадь, альбомы).

3.Тип занятия: интегрированное занятие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.

4. Форма занятия: урок-проект.

5.Продолжительность: 25 минут.

6.Участники: воспитатель и дети старшей группы.

7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.

8.Оборудование и материалы:   «Чудо — дерево», мольберт, ноотбук, доска. Различные виды бумаги: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная, нождачная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши. Емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, , картинки.

9.Предварительная подготовка: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

10. Методы и приемы работы с детьми.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: фронтальная беседа, рассказ воспитателя, демонстрация и подбор картинок, объяснение, слушание, вопрос, игровые приемы, исследование.

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

1.Проверка готовности детей к занятию(внешний вид, собранность внимания)

2.Использование куклы Буратино и игровых моментов для активизации познавательной деятельности воспитанников

3.Загадка

5минут

Основная часть

1. Исследовательская работа

2. Физкультминутка

3. Опыты

17 минут

Окончание занятия

1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии)

2.Игра «Бывает-не бывает»

3.Бумажные предметы в группе

5 минут

12. Ход занятия.

1.Организация детей.

-Проверка готовности детей к занятию(внешний вид, собранность внимания).

-Создание мотивации, интереса к занятию

Воспитатель: Показывает детям самолетик, сделанный из бумаги. Я предлагаю вам отправиться на этих самолетиках в путешествие в Бумажную страну. Вы согласны?

(Вбегает Буратино.)  И я тоже хочу с вами в Бумажную страну.  Я никогда там не был и ничего не знаю про бумагу. Ребята, возьмем Буратино с собой?

Тогда, скорее, в путь. Пристегнуть ремни!  Включить зажигание! Завести моторы! Полетели!

(Пока дети «летают», поставить в группе дерево с наклеенными бумажными атрибутами: конверт,фантик,веер…)

Прилетели!

Посмотрите, какое Чудо-дерево растет в Бумажной стране. А что это на нем висит?

Воспитатель: Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, билетом,
Неувядаемым тюльпаном.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага.

Воспитатель:Правильно бумага. Дерево наш помощник во всем, а еще из дерева делают БУМАГУ. В бумажной стране много бумаги. Давайте обследуем ее.  Буратино, смотри и слушай внимательно.

2.Основная часть занятия.

  • Исследовательская работа.

(На столе лежат разные  листочки бумаги.)

- Трудно найти  человека, который бы не видел бумагу, не держал её в руках.  В нашей повседневной жизни бумага настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.  

- Что вы знаете о бумаге?(ответы детей)

Слово воспитателя – о происхождении бумаги.

 Я попрошу вас потрогать бумагу и дать ей характеристику – какая она на ощупь.  Давайте учиться распознавать ее по виду и по назначению.

 Воспитатель: Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

Воспитатель:. Чем отличаются листочки?

(Ответы детей)

-Писчая бумага. На ней пишут, печатают – гладкая, холодная

-Альбомная – для рисования.

(Ребенок достает тетрадный листок.)

Воспитатель: – На этом листочке нарисованы клеточки. Где вы видели такие листочки?

 -в тетради

- Как можно про него сказать? (тетрадный)  - словарная работа.

- А кому нужны тетради?

-детям в школе, они учатся на них писать. Всем взрослым. На ней можно писать письма, рассказы, стихи. Поэтому ее еще называют писчей.-  Словарная работа.

Воспитатель:В – А вы знаете, что это за бумага?

-салфетка

-А это – туалетная бумага.

Воспитатель:- Да, это салфетная бумага, туалетная. Что можно сказать про нее?

-мягкая, приятная, нежная, тонкая, хорошо впитывает влагу

Воспитатель:- Где мы используем салфетки?

-во время приема пищи ею вытирают рот, руки,

туалетную – в туалете.

Воспитатель:Эту бумагу еще называют санитарной, так как главная ее цель – соблюдение чистоты и гигиены тела -словарная работа.

– Ребята, а вот еще бумага. Но она разного цвета. Назовите ее цвета. (называют…)

 Значит, как можно сказать про такую бумагу?

 -разноцветная, цветная-  словарная работа.

Воспитатель:В – А, что можно делать с разноцветной бумагой?

-красивые поделки, аппликации, узоры .

Какую бумагу вы еще видите на столе?

-Бархатная, гофрированная, металлизированная,  крепированная, флюоресцентная

-Упаковочная – подарочная, фантики.- шершавая, красивая

-Обойная – для украшения квартиры, для создания уюта – плотная, рельефная

-Картонная –для упаковки разных предметов и их хранения. – толстая, плотная

-Нождачная – для шлифовки дерева, для отделочных работ.- колючая, шершавая

Физминутка: «Мастера»

Лесорубы дерево срубили

На станках на части распилили

Чурбачки на щепки покрошили

И в растворе долго их варили

А потом всю влагу отжимают

Валиком утюжат, сушат, гладят

Так выходит лист бумажный

Для журнала, книги и тетради.

  • Опыты. Свойства бумаги.

Воспитатель - Сейчас нам надо узнать свойства бумаги.

  Садимся за столы и будем проводить опыты.

Опыт №1

В. Давайте испытаем бумагу на прочность.  Попробуем ее разорвать -  рвущаяся, не прочная – словарная работа

Разрезать ножницами – режущаяся – словарная работа

Опыт №2

«Мнем и разглаживаем». Сомните один листок тетрадной бумаги в комок. Положите на парту. Почему лист не выпрямляется? Разверните обратно лист бумаги. Он вернулся к своему исходному состоянию, стал ровным и гладким как вначале? Что произошло?

(Ответ: бумага хорошо сохраняет форму, поэтому из неё делают разные поделки и вещи; бумага не стала гладкой, т.к. повредились, поломались её волокна, она помялась, т.е бумага обладает сминаемостью.)Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.

Попробуем бумагу измять – «мнущаяся». Что мы слышим? – Звуки –шелест, хруст, шуршание – бумага шуршащая, шелестящая, хрустящая –словарная работа.

Опыт №3

Работа у третьего стола. Оборудование : емкость с водой, бумага.

— Предлагаю поместить бумагу в емкость с водой. Что происходит?

Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?

Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.

Опыт №4

Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или салфетка? Посмотрите ,сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете , они нам нужны? Что с ними можно сделать? ( склеить)

Опыт №5

Склеивание бумаги»

-Для данной работы нам понадобиться: кусочки бумаги, клей. Посмотрите, у меня для вас есть контуры реки, цветов, солнца. Сначала нанесите клей на весь контур, затем раскладывайте кусочки бумаги. Посмотрите, какие получились у вас картины.

Вывод: бумагу можно склеивать, и получилась красивая картина

Опыт №6

-как вы думаете может ли бумага летать?.У нас остались кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки , пройдите на коврик. Подуйте на ладошки , что происходит? На что похожи кусочки бумаги?( на осенние листочки)

Вывод: Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь, они разлетаются.

Опыт №7 Бумага может скручиваться. В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

Опыт №8 Бумага горит (проводит опыт только воспитатель)

Опыт №9

В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

В. Вы встречался с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

Воспитатель:. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

Воспитатель: Обследуем копировальную бумагу.

Воспитатель: Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

 Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

 Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

 Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?

 Воспитатель: Как вам удалось это сделать?

 Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

  1. Окончание занятия

Воспитатель: Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель:Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Воспитатель: Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

Дети перечисляют бумажные предметы.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

- Предлагаю нашу группу на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будут исследовательские группы. Задание для каждой группы:

  • Подобрать бумагу для изготовления кораблика. Обосновать свой выбор.
  • Подобрать бумагу для изготовления коробочки для пуговиц. Обосновать свой выбор.
  • Подобрать бумагу для изготовления пилотки для ремонта квартиры. Обосновать свой выбор.
  • Подобрать бумагу для изготовления цветов. Обосновать свой выбор.

Упражнение «Что необычного?»

  • Можно ли букет заворачивать в газету?
  • Можно ли писать на туалетной бумаге?
  • Можно ли прозрачную бумагу использовать для аппликации?
  • А бархатную использовать для рисования?

Давайте расскажем Буратино, что мы узнали сегодня на занятии:

1.Какие виды бумаги вы знаете?( Бумага бывает разная – цветная, писчая, санитарная….)

2Какая бумага может быть на ощупь?  (На ощупь бумага – тонкая, толстая, мягкая, гладкая...)

3.Какие свойства бумаги вы узнали?  (Свойства бумаги – рвется, мнется, горит, мокнет…)





13.Литература.

1.Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет). ФГОС. Для занятий с детьми 5-7 лет./Издательство: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2016.

2. Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html.

3. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

4.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

5.Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование). Санкт-Петербург. Детство-пресс 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"

Занятие с детьми с опытами и экспериментами  в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий»...

Методическая разработка по экспериментально – исследовательской деятельности «Необычные приключения детей и их родителей в сказочной стране - Химия"

В некотором царстве, в небольшом государстве под названием «Жемчужинка», жили-были дети. Жили дружно, не тужили, не горевали, а песни пели , да плясали.Но с некоторого времени стала одолев...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...

Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество и...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...